Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Р. вообр.: рассказ по картинкам; излож-е, пересказ. текста; оживление неживых предм.; изменение времени, ситуации; уроки ИЗО, труда; эл-ты творч-ва во время подготовки праздников.

 

От непроизв-го к произв-му. От воссоздающ. к творч-му.

В усл-ях учеб. ДД к вообр-ию реб. предъявл-ся спец. треб-ния. Эти учеб. треб-ния побуждают Р. воображ., но они нуждаются в подкрепл-и спец. орудиями (схемы, макеты, знаки, графич. образы и т.д.)

Сначала воображ. статично, огранич-ся внутренним воспроизвед-м состояний. Затем оно становится более гибким и подвижным.

Воображ. наиб. ярко проявл-ся в рис-ии, сочинении рассказов и сказок.

Воображ. в жизни реб. играет большую  роль, чем в жизни взрослого. Работа воображ. – важнейший путь познания и освоения реб-ком окр. мира, способ выйти за пределы личного практич-го опыта. Воображ. – важнейшая предпосылка  Р. способ-ти к творчеству и способ освоения нормативности соц. пространства.

Р. вообр.: рассказ по картинкам; излож-е, пересказ. текста; оживление неживых предм.; изменение времени, ситуации; уроки ИЗО, труда; эл-ты творч-ва во время подготовки праздников.

 

 

Билет № 13

  1. Понятие о восприятии. Виды и свойства восприятия.

 

Восприятие – псих познават процесс, отраженный в коре больших полушарий предмета в целом, который непосредственно воздействуют на органы чувств.

Действия восприят. – перцептивные.

Воспр. – всегда отражает предмет  в целом и вкл. в себя память, мышление, речь.

Результат восприятия – образ предмета в целом

Свойства восприятия:

- апперцепция (зависимость воспр.  от л. чел., потребн., интереса, опыта,  профессии).

- иллюзия (ошибочное, искаженное  отражение реаль-ности, носящее  устойчивый хар-р).

- избирательность (кач-во воспр., состоящее в умении чел. выбирать  из всего воспринимаемого главное,  вы-делять фигуру из фона).

- осмысленность (чел. все осмысливает,  опираясь на прошлый опыт и  знания).

- целостность (объекты – со  всеми св-вами, достраи-вание до целого).

- константность (постоянство образов  предм. при изм. усл. восприят.)

Классификация видов восприятия.

1) по ведущему анализатору: зрительное; слуховое; вкусовое; обонятельное; осязательное.

2) по форме существования материи:  пространства; времени; движения.

Механизм образования восприятия:

- действие всех анализаторов

- аналитико-синтетическая ДД КБП

- 2-ая сигнальная система –  слово

Чтобы уметь правильно воспринимать, нужно правильно рассматривать (назвать  предмет, крупные части, мелкие части, соотнесение мелких и крупных  частей, предмет в целом – назвав словами).

 

Билет № 14

  1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

 

Соц. ситуация развития – число  лет, ДД, психологические новообразования  и место человека в системе  общественных отношений.

Ψ гр. – от кр. поступл. в шк. до кр. подростк. возраста.

Возр. гр. – 6(7)-10 (11) лет.

Вед. ДД – учебная.

Базисн. потр-ть – познание.

Период быстрого и бурного Р. реб. Особого вним. требует скелет. Уделять вним. питанию. Дети в этом возр. доверч., открыт., бодр., весёл., шумные, подвижн., всегда готовы пошалить. Необх. создавать условия для дет. поведения.

Психологические новообразования:

1.возникновение рефлексии

2.самоконтроль

3.овалдение внутренним планом  действий.

4.произвольность действий.

Роли – ребенок, ученик, сын.

Центр соц. ситуации – мл. шк-к. С приходом в шк. меняется его позиция с «я – ребенок» на «я – шк-к». Вед. ДД становится учебная à перестройка мотивации, треб. много сил (и душевных, и физич.).

В мл. школьном возрасте реб-к учится жить по нов. правилам в шк. и дома (распорядок дня, правила повед. и нравств. нормы). Реб-к осваивает нов. соц. роли (шк-к, ученик, одноклассник, товарищ, староста класса и т.д.)

(+): м.б. шк. обязанности.

(-): соц. роль – двоечник, отличник.

В норме: позитив. отнош-е к школе. На основе интереса форм-ся любознат-ть, повыш. интерес к шк., к предметам, к получ-ю З. Чел-к бодрый, веселый, доверч., неглубоко пережив-ий возникающие проблемы, активный, склонный пошалить.

Соц. единицы:

1. Родители создают усл-ия для  полноц. О. шк-ка в завис-ти от  того, чем они располагают (время  за обед. столом или отд. комната). Контролируют реб-ка. Контроль д.б. предупрежд., помогающ., поддерживающ., но не подавляющим.

Помогают реб., но не делают за него!

Если родит. помогают

1) Реб. чув-вует, что близкий чел.  понимает его проблемы. Когда  он вырастет, то, скор. всего, тоже будет заботл., понимающ. и помогающ.

2) Получает опыт перекладывания  ответств-ти на другого, формир-ся  ожидание помощи и готовности  ее принять.

3) Возм. появл-е неувер-ти в своих  силах, чув-во завис-ти от взрослых  и собств. неполноц-ти при чрезмерной пом. взрослых.

Если реб. предост. сам себе

1) Реб. учится самост. принимать  реш. и ответств-ти за рез-ты своей учёбы. Став взрослым, скор. всего, будет требоват. родителем, начальником.

2) Р-ся недоверие к другим. Надеяться  м. только на самого себя. Увелич-ся  дистанция м-у детьми и родит-ми.

3) Учится самост. планировать своё  время и усилия. Если всё будет  получаться, то разовьется увер-ть  в жизни; если будут неудачи,  то чув-во неполноц-ти.

Родителям необх. создавать ситуацию успеха.

1. Сост. страха - «Ничего страшного...»,  «Бывает, что люди боятся...»

2. Скрытая инструкция - «Ты же  помнишь, что...»

3. Авансирование - «У тебя получится...»

4. Персон. исключит-ть - «Только у тебя и м. получиться...»

5. Усиление мотивации - «Нам это  так нужно для...»

6. Выс. оценка детали - «Вот эта  часть у тебя замечательная!»

(+): хор. настроен.; тон разговора;  слушать внимат.; чёткие треб-я  к реб.; упомин. действий, предм., связанных  с реб.; простые и понятные объясн.; говорить чётко, ясно; терпеливость; «что?», а потом «зачем?» и  «почему?»; ежедн. чтение с реб.  и обсужд. прочит.; поощрение любопыт-ва, любознат-ти и воображ. реб.; похвала;  забота о новых впечатл.; совместн. работа с реб., чт., игры, прослуш.  муз.; интерес к увлечениям; быть примером для реб.

(-): не перебивать, не отворач.  во вр. разговора; не задавать  много вопр.; не заст. делать то, к чему не готов, и если  устал, расстроен; не треб-ть  слишком много; не поправлять («Не так, переделай»); не критик., особ. в присутств. др. людей; не огранич. мн-вом правил; не проявлять повыш. беспокойства; не сравнивать с др. детьми; не наход. без дела на глазах реб.

2. Другие взрослые.

В эту гр. входят родств., друзья и  знак. семьи, рук-ли кружков, секций. Поддерживают в реб. позицию шк-ка: понимают, что учиться важно, полезно и нужно, что это нелегко, понимают, как помочь реб. чувств-ть себя шк-ком (как поддержать).

НИКОГДА НЕ СПРАШИВАТЬ: «Как ты учишься?», «Нрав. или ненрав. тебе в шк.?», Т.К. НЕ КАЖДОМУ РЕБ. ХОЧЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ШК.!

М. спрашивать: как твои дела?, что интересн. в твоей жизни?, чем ты любишь заниматься?, есть ли друзья? (диагностика самоощущ. реб. в шк.). Рассказать о себе в шк. и спросить, есть ли у него такое.

3. Учитель. 

(У). – лицо гос. (ответств-ть учить детей, требовать, чт. всё выполняли). (У). учит дет., предъявляет к ним треб-я, оценивает работу дет., общается с дет. и Р-ет их отношения (форм-ет коллектив).

4. Сверстники.

Потреб-ть в признании и самоутвержд. Реб. учится общаться со сверстн., строить  с ними взаимоотнош-я, учитывая интересы другого, находя общие интересы, учиться быть товарищем, другом. Возникает обществ. мнение, кот. д. подчиняться все.

 

 

 

Билет № 15

  1. Общая характеристика развития личности (самосознания, самооценки) в младшем школьном возрасте.

 

Личность – чел., рассматриваемый как обществ-ое сущ-во, наделенный психич. кач-вами, занимающий опред-ое место в об-ве, имеющий права и обяз-ти, свободно и ответственно опред-щий свою позицию и место в мире.

Отличительные психологич. особ-ти л.:

1.самосознание

2.индивидуальность

3.саморегулирование – способность  сознательно управлять своим  поведением, психич.процессами и состояниями.

4.активность

5.взаимосвязь с социал.средой.

В младшем школьном возрасте ведущей  деятельностью – является учебная.

Общая характеристика:

- Безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение  и подражание им.

- Учится с интересом.

- Направлен на внешний мир.

- Эмоциональны, но эмоции быстро  гаснут.

В мл. шк. возрасте продолж-ся Р. л. ребёнка. На это Р. влияют взрослые (родители, У.); сверстники (потр-ть в признании и самоутвержд.); ДД, в кот. реб. включён (уч. ДД (ведущ.); игровая ДД; трудовая ДД).

Условия Р. л.

Напр-ть – слож. личностное образ-ие, опред-щее все повед-е л., ее отнош-е  к себе и окр-им.

Напр-ть л. реб-а – эгоцентрич. и  альтруистич. Закономерно, что у  мл. шк-ков преоблад. эгоцентрч. напр-ть (причины: живёт в любящ семье  – они создают все усл. для его Р. и удовл. все его потр-ти). Альтруистич. напр-ть у реб. Р-ся, и этому д. способств-ть окружающ. взрослые.

Нбх. учит. интересы др-х, делать что-то во благо других ((У). формирует). Ожидают, требуют от реб. этого; реб. стремится выполнять треб-я (У).

Формир-е познават. напр-ти л. реб-ка. З. и У. получать З. для реб. д. стать  ценностью. Если начинать работу с интер. и не оч. сложного мат-ла, то реб. д. научиться справляться и со сложным мат-лом. Нбх. У. самому много знать и научить реб. разн. сп-бам получения З.

Особ-ти мл. шк-ка. Мл. шк-ки доверчивы и доверяют (У)., послушны (в больш-ве), выс. степень подражат-ти, большая впечатлит-ть.

Испытывая опред. сложн-ти и трудн-ти, дети не задум. о них глубоко и  серьёзно, что и помогает им многие сложн-ти преодолевать. Больш-во мл. шк-ков реактивны. Активность сост. в том, что сам чел. активно действует в данной ситуации.

Реб. реагирует на замечание и  захвачен своими впечатл. и реакцией.

Потр-ти мл. шк-ка.

- в призн. и самоутвержд. (товарищи, сверстники);

- в игровой ДД (игр. приёмы в начале О., игр. ситуац., игр. уроки);

- в движениях (орг-ция перемен,  динамич. часы, движ-я в кругу,  шведск. стенка, мяч, прыгалки, классики  и т.д.);

- во внешн. впечатл., поэтому  нбх. создавать усл-я, чт. эти  впечатл. к реб. поступали и  желат-но через все органы чув-в;  реб. нужно научить получать  впечатл. (праздник: стороны праздника,  сп-бы празднов-я).

У реб. Р-ся потр-ти: вып-ть треб-я У. и соотв-ть этим треб-ям; овладевать нов. З. и нов. У.; в хор. отм. и оценке; в одобрении; быть лучшим и любимым (у); в общении с (У) и однокл.; занимать соц. значимое полож. в кл. (ответств. за жив. уголок, за стенгазету и т.д.).

Взрослый д. уделять вним. Р-ю  этих потр-тей.

Потр-ти:

- по содерж.: матер. и дух.;

- по осознан-ти: неосознав. и  осознав.;

- по напр-ти: эгоистич. и альтруистич. (Р-ть те, кот. ещё нет).

Потр-ти формир-ся в соотв. с треб. и ожид. (У), треб. и ожид. взрослых, треб. и ожид. коллектива сверстников.

Важно, чтобы у реб. сформир. потр-ть в самооц.

Самооценка — оценка личностью  самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооц. м.б. разной (завыш., заниж., адекватн.). Норма для мл. шк. возраста – адекватн. с тенденц. к завышению.

Адекватн. самооц. формир-ся у реб., когда взрослый задаёт парам-ры оценки разн. видов работы, разн. видов ДД, разн. сп-бов поведения, и реб. их осваивает.

(что, из чего, как, чем = отлично!)

Тенд. к завыш. самооц. важна, т.к. она  создаёт ЗБР, порождает увер-ть в  себе, в своих возм-тях, силах –  эта самооц. продуктивна.

Непродуктивна заниж. саооц. (не стремится  к завыш-ю).

Относит. адекватн. и устойч. самооц. – реб. умеет анализир. свои поступки, больше ориентир-н на З. о себе, чем на оценку взрослых, быстро учится Н. самоконтроля.

Неадекватн. и неустойч. самооц. –  реб. затрудн. видеть в себе существ. кач-ва, анализир-ть свои поступки (избегает этого), число осознаваемых кач-в относит-но невелико.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"