Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Р. вообр.: рассказ по картинкам; излож-е, пересказ. текста; оживление неживых предм.; изменение времени, ситуации; уроки ИЗО, труда; эл-ты творч-ва во время подготовки праздников.
От непроизв-го к произв-му. От воссоздающ. к творч-му.
В усл-ях учеб. ДД к вообр-ию реб. предъявл-ся спец. треб-ния. Эти учеб. треб-ния побуждают Р. воображ., но они нуждаются в подкрепл-и спец. орудиями (схемы, макеты, знаки, графич. образы и т.д.)
Сначала воображ. статично, огранич-ся внутренним воспроизвед-м состояний. Затем оно становится более гибким и подвижным.
Воображ. наиб. ярко проявл-ся в рис-ии, сочинении рассказов и сказок.
Воображ. в жизни реб. играет большую роль, чем в жизни взрослого. Работа воображ. – важнейший путь познания и освоения реб-ком окр. мира, способ выйти за пределы личного практич-го опыта. Воображ. – важнейшая предпосылка Р. способ-ти к творчеству и способ освоения нормативности соц. пространства.
Р. вообр.: рассказ по картинкам; излож-е, пересказ. текста; оживление неживых предм.; изменение времени, ситуации; уроки ИЗО, труда; эл-ты творч-ва во время подготовки праздников.
Билет № 13
Восприятие – псих познават процесс, отраженный в коре больших полушарий предмета в целом, который непосредственно воздействуют на органы чувств.
Действия восприят. – перцептивные.
Воспр. – всегда отражает предмет в целом и вкл. в себя память, мышление, речь.
Результат восприятия – образ предмета в целом
Свойства восприятия:
- апперцепция (зависимость
- иллюзия (ошибочное,
- избирательность (кач-во воспр.
- осмысленность (чел. все
- целостность (объекты – со всеми св-вами, достраи-вание до целого).
- константность (постоянство
Классификация видов восприятия.
1) по ведущему анализатору:
2) по форме существования
Механизм образования
- действие всех анализаторов
- аналитико-синтетическая ДД КБП
- 2-ая сигнальная система – слово
Чтобы уметь правильно воспринимать, нужно правильно рассматривать (назвать предмет, крупные части, мелкие части, соотнесение мелких и крупных частей, предмет в целом – назвав словами).
Билет № 14
Соц. ситуация развития – число
лет, ДД, психологические
Ψ гр. – от кр. поступл. в шк. до кр. подростк. возраста.
Возр. гр. – 6(7)-10 (11) лет.
Вед. ДД – учебная.
Базисн. потр-ть – познание.
Период быстрого и бурного Р. реб. Особого вним. требует скелет. Уделять вним. питанию. Дети в этом возр. доверч., открыт., бодр., весёл., шумные, подвижн., всегда готовы пошалить. Необх. создавать условия для дет. поведения.
Психологические новообразования:
1.возникновение рефлексии
2.самоконтроль
3.овалдение внутренним планом действий.
4.произвольность действий.
Роли – ребенок, ученик, сын.
Центр соц. ситуации – мл. шк-к. С приходом в шк. меняется его позиция с «я – ребенок» на «я – шк-к». Вед. ДД становится учебная à перестройка мотивации, треб. много сил (и душевных, и физич.).
В мл. школьном возрасте реб-к учится жить по нов. правилам в шк. и дома (распорядок дня, правила повед. и нравств. нормы). Реб-к осваивает нов. соц. роли (шк-к, ученик, одноклассник, товарищ, староста класса и т.д.)
(+): м.б. шк. обязанности.
(-): соц. роль – двоечник, отличник.
В норме: позитив. отнош-е к школе. На основе интереса форм-ся любознат-ть, повыш. интерес к шк., к предметам, к получ-ю З. Чел-к бодрый, веселый, доверч., неглубоко пережив-ий возникающие проблемы, активный, склонный пошалить.
Соц. единицы:
1. Родители создают усл-ия для полноц. О. шк-ка в завис-ти от того, чем они располагают (время за обед. столом или отд. комната). Контролируют реб-ка. Контроль д.б. предупрежд., помогающ., поддерживающ., но не подавляющим.
Помогают реб., но не делают за него!
Если родит. помогают
1) Реб. чув-вует, что близкий чел. понимает его проблемы. Когда он вырастет, то, скор. всего, тоже будет заботл., понимающ. и помогающ.
2) Получает опыт перекладывания
ответств-ти на другого,
3) Возм. появл-е неувер-ти в своих
силах, чув-во завис-ти от
Если реб. предост. сам себе
1) Реб. учится самост. принимать реш. и ответств-ти за рез-ты своей учёбы. Став взрослым, скор. всего, будет требоват. родителем, начальником.
2) Р-ся недоверие к другим. Надеяться м. только на самого себя. Увелич-ся дистанция м-у детьми и родит-ми.
3) Учится самост. планировать своё время и усилия. Если всё будет получаться, то разовьется увер-ть в жизни; если будут неудачи, то чув-во неполноц-ти.
Родителям необх. создавать ситуацию успеха.
1. Сост. страха - «Ничего страшного...», «Бывает, что люди боятся...»
2. Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
3. Авансирование - «У тебя получится...»
4. Персон. исключит-ть - «Только у тебя и м. получиться...»
5. Усиление мотивации - «Нам это так нужно для...»
6. Выс. оценка детали - «Вот эта часть у тебя замечательная!»
(+): хор. настроен.; тон разговора;
слушать внимат.; чёткие треб-я
к реб.; упомин. действий, предм., связанных
с реб.; простые и понятные объясн.;
говорить чётко, ясно; терпеливость;
«что?», а потом «зачем?» и
«почему?»; ежедн. чтение с
(-): не перебивать, не отворач. во вр. разговора; не задавать много вопр.; не заст. делать то, к чему не готов, и если устал, расстроен; не треб-ть слишком много; не поправлять («Не так, переделай»); не критик., особ. в присутств. др. людей; не огранич. мн-вом правил; не проявлять повыш. беспокойства; не сравнивать с др. детьми; не наход. без дела на глазах реб.
2. Другие взрослые.
В эту гр. входят родств., друзья и знак. семьи, рук-ли кружков, секций. Поддерживают в реб. позицию шк-ка: понимают, что учиться важно, полезно и нужно, что это нелегко, понимают, как помочь реб. чувств-ть себя шк-ком (как поддержать).
НИКОГДА НЕ СПРАШИВАТЬ: «Как ты учишься?», «Нрав. или ненрав. тебе в шк.?», Т.К. НЕ КАЖДОМУ РЕБ. ХОЧЕТСЯ ГОВОРИТЬ О ШК.!
М. спрашивать: как твои дела?, что интересн. в твоей жизни?, чем ты любишь заниматься?, есть ли друзья? (диагностика самоощущ. реб. в шк.). Рассказать о себе в шк. и спросить, есть ли у него такое.
3. Учитель.
(У). – лицо гос. (ответств-ть учить детей, требовать, чт. всё выполняли). (У). учит дет., предъявляет к ним треб-я, оценивает работу дет., общается с дет. и Р-ет их отношения (форм-ет коллектив).
4. Сверстники.
Потреб-ть в признании и самоутвержд. Реб. учится общаться со сверстн., строить с ними взаимоотнош-я, учитывая интересы другого, находя общие интересы, учиться быть товарищем, другом. Возникает обществ. мнение, кот. д. подчиняться все.
Билет № 15
Личность – чел., рассматриваемый как обществ-ое сущ-во, наделенный психич. кач-вами, занимающий опред-ое место в об-ве, имеющий права и обяз-ти, свободно и ответственно опред-щий свою позицию и место в мире.
Отличительные психологич. особ-ти л.:
1.самосознание
2.индивидуальность
3.саморегулирование –
4.активность
5.взаимосвязь с социал.средой.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью – является учебная.
Общая характеристика:
- Безграничное доверие к
- Учится с интересом.
- Направлен на внешний мир.
- Эмоциональны, но эмоции быстро гаснут.
В мл. шк. возрасте продолж-ся Р. л. ребёнка. На это Р. влияют взрослые (родители, У.); сверстники (потр-ть в признании и самоутвержд.); ДД, в кот. реб. включён (уч. ДД (ведущ.); игровая ДД; трудовая ДД).
Условия Р. л.
Напр-ть – слож. личностное образ-ие, опред-щее все повед-е л., ее отнош-е к себе и окр-им.
Напр-ть л. реб-а – эгоцентрич. и альтруистич. Закономерно, что у мл. шк-ков преоблад. эгоцентрч. напр-ть (причины: живёт в любящ семье – они создают все усл. для его Р. и удовл. все его потр-ти). Альтруистич. напр-ть у реб. Р-ся, и этому д. способств-ть окружающ. взрослые.
Нбх. учит. интересы др-х, делать что-то во благо других ((У). формирует). Ожидают, требуют от реб. этого; реб. стремится выполнять треб-я (У).
Формир-е познават. напр-ти л. реб-ка. З. и У. получать З. для реб. д. стать ценностью. Если начинать работу с интер. и не оч. сложного мат-ла, то реб. д. научиться справляться и со сложным мат-лом. Нбх. У. самому много знать и научить реб. разн. сп-бам получения З.
Особ-ти мл. шк-ка. Мл. шк-ки доверчивы и доверяют (У)., послушны (в больш-ве), выс. степень подражат-ти, большая впечатлит-ть.
Испытывая опред. сложн-ти и трудн-ти, дети не задум. о них глубоко и серьёзно, что и помогает им многие сложн-ти преодолевать. Больш-во мл. шк-ков реактивны. Активность сост. в том, что сам чел. активно действует в данной ситуации.
Реб. реагирует на замечание и захвачен своими впечатл. и реакцией.
Потр-ти мл. шк-ка.
- в призн. и самоутвержд. (товарищи, сверстники);
- в игровой ДД (игр. приёмы в начале О., игр. ситуац., игр. уроки);
- в движениях (орг-ция перемен, динамич. часы, движ-я в кругу, шведск. стенка, мяч, прыгалки, классики и т.д.);
- во внешн. впечатл., поэтому
нбх. создавать усл-я, чт. эти
впечатл. к реб. поступали и
желат-но через все органы чув-
У реб. Р-ся потр-ти: вып-ть треб-я У. и соотв-ть этим треб-ям; овладевать нов. З. и нов. У.; в хор. отм. и оценке; в одобрении; быть лучшим и любимым (у); в общении с (У) и однокл.; занимать соц. значимое полож. в кл. (ответств. за жив. уголок, за стенгазету и т.д.).
Взрослый д. уделять вним. Р-ю этих потр-тей.
Потр-ти:
- по содерж.: матер. и дух.;
- по осознан-ти: неосознав. и осознав.;
- по напр-ти: эгоистич. и альтруистич. (Р-ть те, кот. ещё нет).
Потр-ти формир-ся в соотв. с треб. и ожид. (У), треб. и ожид. взрослых, треб. и ожид. коллектива сверстников.
Важно, чтобы у реб. сформир. потр-ть в самооц.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооц. м.б. разной (завыш., заниж., адекватн.). Норма для мл. шк. возраста – адекватн. с тенденц. к завышению.
Адекватн. самооц. формир-ся у реб., когда взрослый задаёт парам-ры оценки разн. видов работы, разн. видов ДД, разн. сп-бов поведения, и реб. их осваивает.
(что, из чего, как, чем = отлично!)
Тенд. к завыш. самооц. важна, т.к. она создаёт ЗБР, порождает увер-ть в себе, в своих возм-тях, силах – эта самооц. продуктивна.
Непродуктивна заниж. саооц. (не стремится к завыш-ю).
Относит. адекватн. и устойч. самооц. – реб. умеет анализир. свои поступки, больше ориентир-н на З. о себе, чем на оценку взрослых, быстро учится Н. самоконтроля.
Неадекватн. и неустойч. самооц. – реб. затрудн. видеть в себе существ. кач-ва, анализир-ть свои поступки (избегает этого), число осознаваемых кач-в относит-но невелико.