Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Расстояние между точками
по вертикали и горизонтали -1 см,
диаметр точек - 2 мм.
10-9 баллов - точное воспроизведение образца.
Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения одной или
нескольких точек от строки или колонки
допускаются. Может быть любое уменьшение
фигуры, увеличение же возможно не более
чем вдвое.
8-7 баллов - число и расположение точек
соответствует заданному образцу. Отклонение
не более трех точек от заданного положения
можно не учитывать. Допустимо изображение
кружков вместо точек.
6-5 баллов - рисунок в целом соответствует
образцу, не более чем вдвое превышая его
по величине в длину и в ширину. Число точек
не обязательно соответствует образцу
(однако их не должно быть больше 20 и меньше
7). Отклонение от заданного положения
не учитывается.
4-3 балла - контур рисунка не соответствует
образцу, хотя и состоит из отдельных точек.
Размеры образца и число точек не учитываются
совсем.
1-2 балла - каракули.
в)
Рисование мужской фигуры.
10-9 баллов - есть голова, туловище,
конечности, шея. Голова не больше туловища.
На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза,
нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак
мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной
линией ("синтетический", когда руки
и ноги как бы "вытекают" из туловища).
8-7 баллов - по сравнению
с описанным выше могут отсутствовать
шея, волосы, один палец руки, но не должна
отсутствовать какая-либо часть лица.
Рисунок выполнен не "синтетическим
способом". Нарисована отдельно голова
и туловище. К ним "прилеплены" руки
и ноги.
6-5 баллов - есть голова, туловище, конечности.
Руки, ноги должны быть нарисованы двумя
линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда,
пальцы на руках, ступни на ногах.
4-3 балла - примитивный рисунок головы
с конечностями, изображен на одной линии.
По принципу "палка, палка, огуречик
- вот и вышел человечек".
1-2 балла - отсутствие ясного изображения
туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
Билет № 26. Развитие «чувства взрослости» как психическое новообразование в подростковом возрасте
Специфич. новообраз-е – чув-во взрослости. Стержень всей л. подростка. Возник. нов. жизн. позиция по отнош-ю к себе, к людям, к миру. Чаще говорит о том, что он взрослый.
Измен-ся соц. акт-ть, ее напр-ть, сод-е. Подросток ориентирован на усвоение норм, ценностей, сп-бов повед-я и отнош-е взрослых.
Переориентация с дет. норм и ценностей на взр-е, т.е. постепенно меняются дет. права, привилегии, обязан-ти.
По отнош-ю к реб. в семье чаще всего срабат. мораль подчинения => стан-ся независимым, самотоят., но стремится к морали рав-ва.
Представляет себя чел-ом, кот. перешагнул границы детства. Есть стремл-е походить на взр-ых внешне.
Стремл-е к жизни и ДД взр-ых, приобрести их права и привилегии. Ответств-ть и огранич-я принять ещё не готовы.
Преувелич. степень собств. причастности к взрослым кач-вам.
Подростки равняются на носителей своего пола – складыв-ся образ настоящего муж. и жен.
Наст. муж. – сила, воля, смелость, выносл-ть, мужество, вера дружбе и товариществу; ориентир на физ. кач-ва.
Наст. жен. – симпатичная, красивая, модно одетая, образованность и культурность.
Кач-ва мужествен-ти и женствен-ти – критерии оц. взрослых, товарищей и себя.
Анализируя различные подходы к исследованию "чувства взрослости" можно выделить два основных: биологический и культурно-исторический. В рамках биологического подхода работали С. Холл, З. Фрейд и др. С позиций культурно-исторического подхода проблема подростковой взрослости изучалась Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.
Основная ПРОБЛЕМА,
которая встает в ходе
Для того, чтобы войти ребенку во взрослую жизнь, его собственная деятельность должна быть организована по модели взрослой жизни. Такое стремление подростка мотивировано обществом, как более раннее вступление ребенка в экономическую жизнь общества. Для подростка ее осуществление должно стать результатом его собственного решения, она должна иметь для подростка ценность его собственной деятельности, не навязанной ему извне. Но в настоящее время, к сожалению, ребенок обретает не чувство взрослости, а скорее чувство возрастной неполноценности.
В рамках деятельностного подхода Д.Б. Эльконину с сотрудниками удалось показать, что именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компаний и т.д.) выделяется в относительно самостоятельную область жизни подростка. новообразованием, которое возникает у подростка по мере овладения общением является так называемое "чувство взрослости" - особая форма отроческого сознания.
Одним из УСЛОВИЙ возникновения у подростков "чувства взрослости" выступают отношения доверительности и сотрудничества в семье. В семьях с разной социальной структурой взаимоотношения ребенка со взрослыми в момент возникновения "чувства взрослости" устанавливаются по разному. Это зависит, прежде всего, от стиля воспитания, которого придерживаются в семье. Как правило, в благополучных семьях придерживаются "сотруднических" отношений, в неполных благополучных - "сверхопека", а в неполных неблагополучных "неустойчивого" воспитания. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является неустойчивость родительского восприятия ребенка, отражающая реально противоречивый статус ребенка. В результате положительные свойства личности подростка не видятся ими, недооцениваются, а недостатки преувеличиваются.
Неправильное
отношение родителей к ребенку
иногда возникает на почве
"сверхзаботы" о нем. Опека
в семье - это система отношений
упреждения со стороны
Оптимальным стилем
воспитания подростка в семье
является "сотрудничество". Для
этого необходимо сделать
Чув-во взросл-ти Р-ся по 2 напр-ям: тормозит и обостряет.
Тормозит: привычное О., отсутств. самост-ти как в шк., так и дома; отсутств. серьёзных обязан-тей.
Обостряет: больш. объем инфы, общение со сверстн., акселерация.
Р. взросл-ти происх. по 2 напр-ям: внешн. и внутр.
Внешн.: влечение к свободе, уединенность, бродяжничество, взрослое повед-е.
Внутр.: хочет быть самим собой, но боится, что его не поймут и не примут. Нужен взрослый как объект подражания, но не всегда и не каждый взрослый может служить примером.Противоречия подростка:
- счит. себя взрослым и не доверяет окр-щим;
- по своим возм-тям и силе, поведению находится ещё на уровне реб.;
- уже не реб., но ещё и не взрослый;
- нуждается в референтной группе;
- необходимо реш. вопросов кто я? какой я?;
- отход от взрослого, уход от детства.
Билет № 27. Учитель современной школы, его профессиональные умения и личностные качества. Специфика и функции педагогического общения.
Педагог – человек, профессионально занимающийся воспитанием, обучением и образованием людей.
Необходимость профессии педагога: для общества и для ребенка.
Учитель должен иметь соответствующие умения и способности:
- организаторские (себя, учеников, родителей)
- коммуникативные (коллегами, учениками, родителями);
- дидактические (учеников, родителей, коллег)
- аналитические (учеников, себя);
- проектировочные (с учениками, себя);
- педагогические способности (3 «П», Эмпатия, рефлексия);
- личностные качества (организованность, честность и справедливость).
Пед. общение – сложный многоплановый процесс взаимодействия субъектов общения с целью достижения общего результата. Если результата не будет, то будет взаимодействие, а не общение.
Виды общение:
-деловое
-дружеское
-профессиональное
-межнациональное
-межгрупповое
-и т.д.
Педагогическое общение – целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемого.
Задачи пед. общения:
- взаимообмен информации
- умение смотреть на
себя глазами партнера по
- мобилизовать все ресурсы всех участников общения
- взаимодействие в совместной ДД.
Занимались пед общ. (Конкаллик, Коломенский, Амонашвили, Караковский, Надежда Егоровна Щуркова).
3 кита пед общ по Щурковой:
1. открытие ребенка на общение
2. соучастие
3. возвышение личности ребенка.
Суть пед общения:
1.простое взаимодействие
2.патенциальное развертывание на встречу
3.истинное педагогическое общение(образ Я-одного переходит в Я-другого)
Осуществляя пед общение необходимо помнить, что:
А. взрослые и дети имеют разные пространства
Б.нужно время на переход из одного пространства в другое
В.Учитель и дети находятся в разных позициях
Г.Взрослые и дети, даже находясь в равных позициях усматривают разный смысл.
Барьеры общения со стороны учителя:
1.Барьер темперамента
2.Барьер характера
3.Барьер отрицательных эмоций
4.Барьер страха.
5.барьер плохого настроения
6.Барьеры связанные с общением(несовпадение установок, боязнь класса, барьер отсутствия контакта с детьми, негативная установка на класс и т.д.)
Профессиональные УМЕНИЯ педагога.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
1.умение наблюдать,
2.умение анализировать
конкретные педагогические
3.умение анализировать
и оценивать реально
(Например причины неустойчивости; причины агрессии).
4.умение анализировать
педагогическую деятельность
5.умение анализировать собственную деятельность, выделять удачные приёмы в работе, недостатки – с целью совершенствования педагогической деятельности.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ
1.умение проектировать
развитие личности каждого
2.умение прогнозировать
результаты обучения и
3.умение выделять и
точно формулировать
4.умение планировать свою
работу по руководству
5.умение теоретически
обосновано выбирать средства, методы
и организационные формы
КОНСТРУКТИВНЫЕ
1.умение анализировать
и отбирать содержание учебно
- воспитательного материала в
соответствии с целями
2.умение дидактически
обрабатывать материал, на основе
принципа доступности,
3.умение находить наиболее
рациональное решение,
4.умение обоснованно,
с учётом психологических
ОГРАНИЗАТОРСКИЕ
1.умение управлять поведением и активностью детей.
2.умение увлекать детей играми, занятиями и др. перспективами.
3.умение объединять детей
в группы во время
4.умение быстро принимать
оптимальное решение и
5.умение применять
6.умение чётко логично и доступно объяснять детям задание, требование, правило.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1.умение устанавливать педагогические целесообразные отношения с детьми.
2.умение устанавливать
целесообразные отношения с
3.умение находить контакт и правильный тон при общении с разными детьми в разных обстоятельствах.