Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Возникло в труде и будет у человека, пока он будет трудиться.
Функции-активность в изучении какого-либо явления. Способствует более осознанному отбору информации. Обеспечивает длительную сосредоточенность деятельности. Является функцией контроля.
Виды:
1) непроизв. (интерес) – вызвано внеш. раздр. – пассив.
-неожиданность объекта;
-новизна;
-интерес;
-активная дд;
-вначале работы;
-вынужденный перерыв.
2) произв. (цель, воля) – сознат. регулир. сосредот. на объекте
-усилие воли;
-чувство долга;
-общественное мнение;
-активная дд;
-интерес (может быть или не быть);
-возникает во время работы.
3) послепроизв. (интерес, цель) – вхожден. в ДД + интер.
-есть увлеченность;
-нет усилия воли;
-интерес чаще к результату;
-в разгар работы или в конце, если очень интересно.
Св-ва:
1) концентрация – степень сосред. на объекте à углубл. познав. объекта;
2) устойчивость – длит-ть;
3) объем – кол-во объектов, восприн. одновр.;
4) распредел. – неск-ко действ. одновр.;
5) переключение – перенос с 1го объекта на др.
Внимание не имеет своего предмета, обслуживает познават. ДД.
Надо говорить: «Пишите это вним-но», «Обращайте внимание на…». Нбх. насыщать понятия вним-ем.
Ребенок приходит в школу с непроизв. вним-ем (привлекает все яркое, необычное).
В 1 кл. (У) поддерживает непроизв. вним-е; нбх. увеличивать долю произв-ти к 4 кл. Нужно научить детей преод-ть трудности. В проц. запомин-я доля произв-ти увелич-ся.
Изменяется произв-ть и осознанность.
1) Меняются св-ва вним.: повыш.сосредот-ть, устойч-ть.
2) Объем: в начале О. 1-2 предм., к 10-11 годам – 3-4 предм. (причем только 1 нов.).
3) Переключ-е. Закономерно не переключ-е вним-я у детей 1 кл. Научить переключ. Вним-е (сознательно). Указка, коммент-ние, обводящий жест, «Всё ли успели за перемену?»
4) Распред-ие. В начале О. почти не возможно. Две ДД сразу – не удается.
Если слушает, то не пишет, а если пишет, то не слушает à спрашивать поняли ли и как именно поняли; контроль за ДД. Наблюдать за тем, что дети делают.
Без вним-я процесс познания невозможен => его нбх. грамотно организовывать.
Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут.
Билет № 10. Понятие о памяти. Процессы памяти. Приемы эффективного запоминания.
Память – форма псих. отр., закл. в закрепл-ии, сохр., воспр. прошлого опыта, делающ. возможным его пов-тор. использ. в ДД, или возвращ. в сферу сознания.
Значение: память связывает прошлое с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе Р. и О.; основа псих. ДД.
Классификация видов памяти по различным основаниям.
1. В зависимости от длительности хранения:
- мгновенная (от 1 до 5 сек) – непосредственное отражение органами чувств; удержание только что полученной информации (без переработки).
- кратковременная (до 20 сек, более избирательная) – объем 5-9 единиц; сохраняется обобщенный образ (наиболее существенные элементы, то что вызывает интерес).
- оперативная (сохр. инф. в теч. заранее заданного срока)
- долговременная (практич. неогранич. срок, неоднокр. воспроизведение) – ФИО, пол, возраст, даты рождения.
- генетическая (обусл. генотипом, из покол. в покол.)
2. В завис. от преоблад. анализаторов:
- двигательн. – запомин. навыков, движ., действий – трудовые, спортивные умения и навыки.
- эмоцион. – ч-ва, эмоции, кот. мы испытывали в ситуац.
- словесно-логич. – запомин.,
сохр., воспр. понятий, мыслей, размышл.,
словесн. формулир. – пересказ
только что прочитанного
- образная (зрит., слухов., осязат., обонят., вкусов.)
3. По хар-ру участия воли:
- непроизв. – автоматически, без усилий
- произв. – установка, волевые усил.
4. По степени осмысл.:
- механич. – без осмысл.
- смысловая – осмысл. запомин., поним. лог. связей
Характеристика процессов памяти.
1) Запоминание – процесс, обеспеч. сохр. в памяти материала, как важнейшее усл. его последующ. воспр.
а) - непреднамеренное (нет цели запомнить, без усилий)
- преднамеренное (есть цель запомнить материал)
б) - механич. (закреп. связей, ассоциац., повторен. – тел.)
- смысловое (с мышл., понимание)
Заучивание – запомин., кот. имеет хар-р спец. организов. работы, связанное с примен. опред. приемов для наилуч. усвоения знаний. Зависит от: хар-ра ДД, установки
Мотивир. запомин. – заучив. эмоцион. окраш. материала.
Способы организ. заучив.:
- группировка – делит матер. на группы, опорные пункты
- структурирование – установл. взаимно распол. частей
- схематизация – изображ., описан. в осн. чертежах
- аналогия – сходство между предм.
- мимические приемы – опред. приемы, способы
- перекодирование – представл. в образ. форме
- достраивание – привнесение нового
- ассоциации – связь по сходству, противопол.
- повторение – процесс воспр. матер.
2) Воспроизведение
а) узнавание – ч-во знакомости при повт. воспр.
б) восприятие – образы, закрепл. в пам. без опоры
- непреднамер. (мысли, слова – ассоциации)
- преднамер. (ассоциац. след. за мыслю)
в) припоминание – наиб. акт. восприят., связ. с напряж. и требует волевого усилия
3) Сохр. и забывание – процесс: долговрем. удержив. восприят. инф.
Забывание – выпадение из памяти.
Память – глав. вед. процесс мл. шк. возраста, обеспеч-ет запоминание на всю жизнь ЗУН (Н. счёта, чт. и письма).
В памяти происх. изм-ия на протяжении мл. шк. возр.
Виды памяти:
1) При поступл. в шк.: непроизв-ая; двигат-ая, эмоц-ая, образная; кратковр-ая; механич-ая.
2) Хотим Р.: произв-ая; словесно-логическая (понят-ая); долговр-ая; смысловая.
Для Р. «вооружаем» реб. различ-ми приемами запомин.; учим повторять мат-л (по кусоч., с опорой на табл. и конспект, с опорой на 1ю букву); учим реб. устанавл-ть смысловые, логич-ие, ассоциат-ые связи; учим игровым приемам. Сначала всё предлаг. (У), а потом учит этому детей.
Учим немологическим приёмам (кажд. охотник желает знать, где сидит фазан; биссектр. – крыса и др.).
Черемошкина (разн. книги), Житникова «Учите детей запоминать».
Р. произв-ти: ставить цель; показывать, как преодолеть трудности при запом-нии, восстановл. инф-ии.
Важно, чтобы реб. знал особ-ти своей памяти и знал, какие приемы помог. именно ему. Важно понимать, какая память: слух., зрит., кинетич.
Ребенка
нужно научить приемам
- чередование восприятия с воспроизведением;
- многократное повторение;
- возвращение к прочитанному;
- мысленное припоминание;
- распределение вним.;
- варьированное повторение.
Без памяти невозможна никакая ДД, а учеб. тем более.
Билет № 11
Мышл. – высш. форма отраж. мозгом окр. мира; наиб. сложн. познават. псих. процесс, свойств. только чел.
Мышл. продолжает свое Р.
При спец. методической орг-ции О-ия возможно Р. абстрактного и теоретич. (аналитич.) мышл. у детей.
В мл. шк. возрасте у реб. д. Р. логич-ое мышл. (реб. овладевает понятиями).
Понятия:
- предметные (суть предметов и явл-ий; лампа – предм., дающий свет)
- отнош-ий (связь м-у предметами окр. мира; если в воду бросить бумагу, она намокнет)
Ступени овлад-я понятием:
1) Единич-е и общие представл-я
(выдел-е функционал-х
2) Перечисл. известных признаков и св-в, не выделяя основные (птицы – летают, прыгают).
3) Выделение общих и
Указанные ступени не сразу сменяют друг друга, могут сосуществовать. При соверш. незнакомом предмете дети могут оставаться на 1й ступени.
В мл. шк. возрасте Р. все операции мышл-я:
1) Анализ. От практически-действенного к чувств-му, а затем к устному.
Этапы Р. анализа: от частного к общему и системному.
2) Синтез. Р. вместе с анализом,
но даётся труднее. Бывает
Анализ и синтез связаны.
3) Сравнение. Часто заменяется сравнением ряда прост. предметов (т.е. все про один предмет, все про другой).
Затруд-ия: нет возм-ти взаимод-ия с предметом, а у предмета много призн-в, часто скрытых; не могут сами сост. план сравн-я; сравн-е по разным основаниям.
В проц. О. операции сравн-я продолж-ся, дети могут найти и общее и разл., овлад-ют сп-бом нахожд-я признака.
4) Абстракция. У реб. – проблемы с абстракцией.
Несуществен. принимают за существен. Легче абстрагир-ся в св-вах предм., а не в отнош-ях, кот. сущ-ют между предм. Помогают игры («Съед. и несъед.», «Летает, не летает» и т.д.)
5) Обобщение. Обобщение не вывод.
Для детей нач. шк. – вещь сложная. Учить обобщать – искать, выделять существ. признаки (чаще всего перечисл-е действий предмета).
Практич. à образно-понятийн. à понятийн.-образное (научное).
6) Конкретиз-я. нбх. при обобщ. и при абстрагир.
М.б. неполной (на основе примера); м.б. на основе учеб. мат-ла.
Реб-ка учат рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализир-ть, обобщать, он овладевает понят-ми. Одна из важных задач – переводить от ур-ня представл-ий к ур-ню понятий. Реб. учится выдвигать гипотезы => учится ее проверять. Важно, чтобы реб. понял, что даже неправил. выдвинутая гипотеза тоже представ. ценность. Основ. акцент делается на логич. мыш., при этом прод. развив. образное, образ-схематич., наглядно-действен. мышл.
Билет № 12
1. Воображение и его
основные виды. Условия развития
воображения в разных
Воображ. – психич. процесс, познават. процесс созда-ния нов. образов на основе имеющегося опыта. Нбх. З. и опыт.
Виды воображения.
1) активное (пользуется человек по собственному желанию) – пассивное (образы возникают спонтанно)
2) по степени участия воли:
- произв-ое
- непроизв-ое
3) продуктивное (человек сам конструирует действительность) – репродуктивное (воспроизведение реальности с элементом фантазии)
4) по степени творчества
- воссоздающее
- творческое
5) особ. вид вообр.: мечта – образ желаемого будуще-го (активная и пассивная)
Психологические механизмы создания образов воображения.
- агглютинация (части à в целое) – создание образов посредством соединеия любых несоединимых качеств, свойств, частей.
- акцентирование – выделение
какой-либо части, детали
- гиперболизация –
- акцентирование (выделение отдельных частей)
- мультипликация (многократ. повторение)
- типизация (типичные чирты в одном образе) – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
- схематизация - отдельные представления
сливаются, различия
От непроизв-го к произв-му. От воссоздающ. к творч-му.
В усл-ях учеб. ДД к вообр-ию реб. предъявл-ся спец. треб-ния. Эти учеб. треб-ния побуждают Р. воображ., но они нуждаются в подкрепл-и спец. орудиями (схемы, макеты, знаки, графич. образы и т.д.)
Сначала воображ. статично, огранич-ся внутренним воспроизвед-м состояний. Затем оно становится более гибким и подвижным.
Воображ. наиб. ярко проявл-ся в рис-ии, сочинении рассказов и сказок.
Воображ. в жизни реб. играет большую роль, чем в жизни взрослого. Работа воображ. – важнейший путь познания и освоения реб-ком окр. мира, способ выйти за пределы личного практич-го опыта. Воображ. – важнейшая предпосылка Р. способ-ти к творчеству и способ освоения нормативности соц. пространства.