Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка

Описание работы

Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).

Файлы: 1 файл

Психология_ответы.docx

— 152.51 Кб (Скачать файл)

Возникло в труде и  будет у человека, пока он будет  трудиться.

Функции-активность в изучении какого-либо явления. Способствует более осознанному отбору информации. Обеспечивает длительную сосредоточенность деятельности. Является функцией контроля.

Виды:

1) непроизв. (интерес) – вызвано внеш. раздр. – пассив.

-неожиданность объекта;

-новизна;

-интерес;

-активная дд;

-вначале работы;

-вынужденный перерыв.

2) произв. (цель, воля) – сознат. регулир. сосредот. на объекте

-усилие воли;

-чувство долга;

-общественное мнение;

-активная дд;

-интерес (может быть  или не быть);

-возникает во время  работы.

3) послепроизв. (интерес, цель) – вхожден. в ДД + интер.

-есть увлеченность;

-нет усилия воли;

-интерес чаще к результату;

-в разгар работы или  в конце, если очень интересно.

Св-ва:

1) концентрация – степень  сосред. на объекте à углубл. познав. объекта;

2) устойчивость – длит-ть;

3) объем – кол-во объектов, восприн. одновр.;

4) распредел. – неск-ко  действ. одновр.;

5) переключение – перенос  с 1го объекта на др.

Внимание не имеет своего предмета, обслуживает познават. ДД.

Надо говорить: «Пишите  это вним-но», «Обращайте внимание на…». Нбх. насыщать понятия вним-ем.

Ребенок приходит в школу  с непроизв. вним-ем (привлекает все яркое, необычное).

В 1 кл. (У) поддерживает непроизв. вним-е; нбх. увеличивать долю произв-ти к 4 кл. Нужно научить детей преод-ть трудности. В проц. запомин-я доля произв-ти увелич-ся.

Изменяется произв-ть и  осознанность.

1) Меняются св-ва вним.: повыш.сосредот-ть, устойч-ть.

2) Объем: в начале О. 1-2 предм., к 10-11 годам – 3-4 предм. (причем только 1 нов.).

3) Переключ-е. Закономерно не переключ-е вним-я у детей 1 кл. Научить переключ. Вним-е (сознательно). Указка, коммент-ние, обводящий жест, «Всё ли успели за перемену?»

4) Распред-ие. В начале О. почти не возможно. Две ДД сразу – не удается.

Если слушает, то не пишет, а если пишет, то не слушает à спрашивать поняли ли и как именно поняли; контроль за ДД. Наблюдать за тем, что дети делают.

Без вним-я процесс познания невозможен => его нбх. грамотно организовывать.

Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут.

 

Билет № 10. Понятие о памяти. Процессы памяти. Приемы эффективного запоминания.

Память – форма псих. отр., закл. в закрепл-ии, сохр., воспр. прошлого опыта, делающ. возможным его пов-тор. использ. в ДД, или возвращ. в сферу сознания.

Значение: память связывает прошлое с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе Р. и О.; основа псих. ДД.

Классификация видов памяти по различным основаниям.

1. В зависимости от длительности  хранения:

- мгновенная (от 1 до 5 сек) – непосредственное отражение органами чувств; удержание только что полученной информации (без переработки).

- кратковременная (до 20 сек,  более избирательная) – объем  5-9 единиц; сохраняется обобщенный  образ (наиболее существенные  элементы, то что вызывает интерес).

- оперативная (сохр. инф. в теч. заранее заданного срока)

- долговременная (практич.  неогранич. срок, неоднокр. воспроизведение)  – ФИО, пол, возраст, даты  рождения.

- генетическая (обусл. генотипом, из покол. в покол.)

2. В завис. от преоблад. анализаторов:

- двигательн. – запомин.  навыков, движ., действий – трудовые, спортивные умения и навыки.

- эмоцион. – ч-ва, эмоции, кот. мы испытывали в ситуац.

- словесно-логич. – запомин., сохр., воспр. понятий, мыслей, размышл., словесн. формулир. – пересказ  только что прочитанного текста  близко к тексту.

- образная (зрит., слухов., осязат., обонят., вкусов.)

3. По хар-ру участия воли:

- непроизв. – автоматически,  без усилий

- произв. – установка,  волевые усил.

4. По степени осмысл.:

- механич. – без осмысл.

- смысловая – осмысл. запомин., поним. лог. связей

Характеристика  процессов памяти.

1) Запоминание – процесс, обеспеч. сохр. в памяти материала, как важнейшее усл. его последующ. воспр.

а) - непреднамеренное (нет цели запомнить, без усилий)

    - преднамеренное (есть цель запомнить материал)

б) - механич. (закреп. связей, ассоциац., повторен. – тел.)

    - смысловое (с  мышл., понимание)

Заучивание – запомин., кот. имеет хар-р спец. организов. работы, связанное с примен. опред. приемов для наилуч. усвоения знаний. Зависит от: хар-ра ДД, установки

Мотивир. запомин. – заучив. эмоцион. окраш. материала.

Способы организ. заучив.:

- группировка – делит  матер. на группы, опорные пункты

- структурирование –  установл. взаимно распол. частей

- схематизация – изображ., описан. в осн. чертежах

- аналогия – сходство  между предм.

- мимические приемы –  опред. приемы, способы

- перекодирование – представл.  в образ. форме

- достраивание – привнесение  нового

- ассоциации – связь  по сходству, противопол.

- повторение – процесс  воспр. матер.

2) Воспроизведение

а) узнавание – ч-во знакомости при повт. воспр.

б) восприятие – образы, закрепл. в пам. без опоры

- непреднамер. (мысли, слова  – ассоциации)

- преднамер. (ассоциац. след. за мыслю)

в) припоминание – наиб. акт. восприят., связ. с напряж. и требует волевого усилия

3) Сохр. и забывание – процесс: долговрем. удержив. восприят. инф.

Забывание – выпадение  из памяти.

Память – глав. вед. процесс мл. шк. возраста, обеспеч-ет запоминание на всю жизнь ЗУН (Н. счёта, чт. и письма).

В памяти происх. изм-ия на протяжении мл. шк. возр.

Виды  памяти:

1) При поступл. в шк.: непроизв-ая; двигат-ая, эмоц-ая, образная; кратковр-ая; механич-ая.

2) Хотим Р.: произв-ая; словесно-логическая (понят-ая); долговр-ая; смысловая.

Для Р. «вооружаем» реб. различ-ми приемами запомин.; учим повторять мат-л (по кусоч., с опорой на табл. и конспект, с опорой на 1ю букву); учим реб. устанавл-ть смысловые, логич-ие, ассоциат-ые связи; учим игровым приемам. Сначала всё  предлаг. (У), а потом учит этому  детей.

Учим немологическим приёмам (кажд. охотник желает знать, где  сидит фазан; биссектр. – крыса  и др.).

Черемошкина (разн. книги), Житникова «Учите детей запоминать».

Р. произв-ти: ставить цель; показывать, как преодолеть трудности при запом-нии, восстановл. инф-ии.

Важно, чтобы реб. знал особ-ти своей памяти и знал, какие приемы помог. именно ему. Важно понимать, какая память: слух., зрит., кинетич.

Ребенка нужно научить приемам эффективного запомин-я:

- чередование восприятия  с воспроизведением;

- многократное повторение;

- возвращение к прочитанному;

- мысленное припоминание;

- распределение вним.;

- варьированное повторение.

Без памяти невозможна никакая  ДД, а учеб. тем более.

 

Билет № 11

  1. Понятие о мышлении. Операции (процессы) мышления. Виды мышления.

 

Мышл. – высш. форма отраж. мозгом окр. мира; наиб. сложн. познават. псих. процесс, свойств. только чел.

Мышл. продолжает свое Р.

При спец. методической орг-ции О-ия возможно Р. абстрактного и теоретич. (аналитич.) мышл. у детей.

В мл. шк. возрасте у реб. д. Р. логич-ое мышл. (реб. овладевает понятиями).

Понятия:

- предметные (суть предметов и явл-ий; лампа – предм., дающий свет)

- отнош-ий (связь м-у предметами окр. мира; если в воду бросить бумагу, она намокнет)

Ступени овлад-я понятием:

1) Единич-е и общие представл-я  (выдел-е функционал-х признаков;  птицы – кот. летают).

2) Перечисл. известных признаков  и св-в, не выделяя основные (птицы – летают, прыгают).

3) Выделение общих и существенных  признаков (оперение птиц).

Указанные ступени не сразу сменяют  друг друга, могут сосуществовать. При  соверш. незнакомом предмете дети могут  оставаться на 1й ступени.

В мл. шк. возрасте Р. все операции мышл-я:

1) Анализ. От практически-действенного  к чувств-му, а затем к устному.

Этапы Р. анализа: от частного к общему и системному.

2) Синтез. Р. вместе с анализом, но даётся труднее. Бывает прост.суммирующим (простое перечисление), шир. сложным (нов. З., новый рез-т).

Анализ и синтез связаны.

3) Сравнение. Часто заменяется  сравнением ряда прост. предметов (т.е. все про один предмет, все про другой).

Затруд-ия: нет возм-ти взаимод-ия с  предметом, а у предмета много  призн-в, часто скрытых; не могут сами сост. план сравн-я; сравн-е по разным основаниям.

В проц. О. операции сравн-я продолж-ся, дети могут найти и общее и  разл., овлад-ют сп-бом нахожд-я признака.

4) Абстракция. У реб. – проблемы  с абстракцией.

Несуществен. принимают за существен. Легче абстрагир-ся в св-вах предм., а не в отнош-ях, кот. сущ-ют между предм. Помогают игры («Съед. и несъед.», «Летает, не летает» и т.д.)

5) Обобщение. Обобщение не вывод. 

Для детей нач. шк. – вещь сложная. Учить обобщать – искать, выделять существ. признаки (чаще всего перечисл-е действий предмета).

Практич. à образно-понятийн. à понятийн.-образное (научное).

6) Конкретиз-я. нбх. при обобщ. и при абстрагир.

М.б. неполной (на основе примера); м.б. на основе учеб. мат-ла.

Реб-ка учат рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализир-ть, обобщать, он овладевает понят-ми. Одна из важных задач  – переводить от ур-ня представл-ий к ур-ню понятий. Реб. учится выдвигать гипотезы => учится ее проверять. Важно, чтобы реб. понял, что даже неправил. выдвинутая гипотеза тоже представ. ценность. Основ. акцент делается на логич. мыш., при этом прод. развив. образное, образ-схематич., наглядно-действен. мышл.

 

 

Билет № 12

1. Воображение и его  основные виды. Условия развития  воображения в разных возрастах.

 

Воображ. – психич. процесс, познават. процесс созда-ния нов. образов на основе имеющегося опыта. Нбх. З. и опыт.

Виды воображения.

1) активное (пользуется человек по собственному желанию) – пассивное (образы возникают спонтанно)

2) по степени участия воли:

- произв-ое

- непроизв-ое

3) продуктивное (человек сам конструирует  действительность) – репродуктивное (воспроизведение реальности с  элементом фантазии)

4) по степени творчества

- воссоздающее

- творческое

5) особ. вид вообр.: мечта – образ желаемого будуще-го (активная и пассивная)

Психологические механизмы создания образов воображения.

- агглютинация (части à в целое) – создание образов посредством соединеия любых несоединимых качеств, свойств, частей.

- акцентирование – выделение  какой-либо части, детали целого.

- гиперболизация – парадоксальное  увеличение или уменьшение предмета  или отдельных его частей: Карлик  Нос, Гуливер, Мальчик Спальчик.

- акцентирование (выделение отдельных  частей)

- мультипликация (многократ. повторение)

- типизация (типичные чирты в одном образе) – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.

- схематизация - отдельные представления  сливаются, различия сглаживаются, отчетливо прорабатываются основные  черты сходства: схематический рисунок.

От непроизв-го к произв-му. От воссоздающ. к творч-му.

В усл-ях учеб. ДД к вообр-ию реб. предъявл-ся спец. треб-ния. Эти учеб. треб-ния побуждают Р. воображ., но они нуждаются в подкрепл-и спец. орудиями (схемы, макеты, знаки, графич. образы и т.д.)

Сначала воображ. статично, огранич-ся внутренним воспроизвед-м состояний. Затем оно становится более гибким и подвижным.

Воображ. наиб. ярко проявл-ся в рис-ии, сочинении рассказов и сказок.

Воображ. в жизни реб. играет большую  роль, чем в жизни взрослого. Работа воображ. – важнейший путь познания и освоения реб-ком окр. мира, способ выйти за пределы личного практич-го опыта. Воображ. – важнейшая предпосылка  Р. способ-ти к творчеству и способ освоения нормативности соц. пространства.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"