Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:15, шпаргалка
Деятельность и психическое развитие. Понятие о ведущей деятельности. А.Н. Леонтьев о ведущей деятельности
Адаптация ребенка к обучению в школе. Помощь учителя ребенку в период адаптации.
Возрастная периодизация психического развития (раскрыть один из подходов по выбору).
Мл.шк-к живёт сегодн. днём (ПРОТИВОРЕЧ. между мотивом и тем, что происх. сегодня).
К концу 1го кл. соц. мотивы реализуются и перестают действовать à появляются другие мотивы.
2) Мотивы дома и ответств-ти.
Первонач. эти мот.реб-ком не осознаются, но треб-я и зад. У. все выполняются. Закономерен низкий ур-нь л. ответств-ти, поэтому в ош. и неудачах (у).виноваты все, кроме него. Это рез-т некритичн. отнош-я к себе и завыш. самооценки.
(У).нбх. форм-ть ответств. отнош. к учению, кот. проявл-ся в У. шк-ка сознат. подчинять свои действия важным целям и задачам (соподчинение или иерархия мотивов).
Сначала (У).ставит цель ясно, чётко и определённо. Привлекает вним. к постановке цели учеников и анализир. с ними условия достиж. цели. Рез-том д. стать собств. намерение (хочу учиться, знать и т.д.).
НАЧ. ШК.: Побуждающая сила цели обратно пропорц. объёму неинтересной работы.
3) Уч.-познават. мотивы – соответств. базисной потр-ти возраста (познават.)., потр-ти во внешн. впечатлениях и потр-ти в активности.
На формир-е уч.-познават. мотивов влияет сод-е и орг-ция уч. процесса.
Любопытство – познательность; поверхностн. интерес – устойчивый
Интерес к проц. учения связ. со стремлением преодол. трудности, проявл-ся в интеллект.акт-ти. Элементран. проявл. интереса – считать, писать, рисовать. Думать, рассужд., решать сложные пробл. и придумывать новые. Устойч. интерес к сути явления, к его скрытым св-вам, закон-тям, научн. понятиям.
Реб. д. испытывать удовлетвор. от процесса анализа вещей и их происхожд-я.
Мотивом может выступать отметка (у 65%).
Мотивы учения школьников:
1. Соц.: широкие (хочу быть врачом); узкие (учиться, чтобы мама что-то купила); мотив самоутвержд. (быть лучше, чем все остальные).
2. Познават.: широкие (хочу все знать); узкие (хочу научиться читать); мотив самоОбр. (учусь, чтобы самому все знать).
Первоклассники все приходят с примерно одинак. мотивацией (чаще внушенные).
II. Мотивы у подростков – у всех мотивы резко отличаются.
Познавательные от не хочу учиться, до очень хочу учиться. Устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно отличаются. У одних – неопределенные, изменчивые, ситуативные. У других – применительно к узкому кругу учебных предметов или ко всем. Могут интересовать различные стороны предметов.
Социальные мотивы остаются – направлены на самоутверждение. Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников.
Билет № 8. Развитие познавательных процессов у младших школьников.
1. Внимание.
Вним. – направл-ть и сосредоточ-ть сознания на каком-либо объекте, предмете.
Ребенок приходит в школу с непроизв. вним-ем (внеш. раздражитель: привлекает все яркое, необычное).
В 1 кл. (У) поддерживает непроизв. вним-е; нбх. увеличивать долю произв-ти (сознат. вним.) к 4 кл. Нужно научить детей преод-ть трудности. В проц. запомин-я доля произв-ти увелич-ся.
Изменяется произв-ть и осознанность.
1) Меняются св-ва вним.: повыш.сосредот-ть, устойч-ть.
2) Объем: в начале О. 1-2 предм., к 10-11 годам – 3-4 предм. (причем только 1 нов.).
3) Переключ-е (перенос с 1го объекта на др.). Закономерно не переключ-е вним-я у детей 1 кл. Научить переключ. вним-е (сознательно). Указка, коммент-ние, обводящий жест, «Всё ли успели за перемену?»
4) Распред-ие.В начале О. почти не возможно. Две ДД сразу – не удается.
Если слушает, то не пишет, а если пишет, то не слушает à спрашивать поняли ли и как именно поняли; контроль за ДД. Наблюдать за тем, что дети делают.
Без вним-я процесс познания невозможен => его нбх. грамотно организовывать.
Желание достичь результата; дд связана с интересами и потребностями; разнообразие впечатлений; переключаться на другую дд через 7-10 минут
2. Память.
Память – форма псих.отр., закл. в закрепл-ии, сохр., воспр. прошлого опыта, делающ. возможным его пов-тор. использ. в ДД, или возвращ. в сферу сознания.
Память – глав.вед. процесс мл. шк. возраста, обеспеч-ет запоминание на всю жизнь ЗУН (Н. счёта, чт. и письма).
В памяти происх. изм-ия на протяжении мл.шк. возр.
Виды памяти:
1) При поступл. в шк.: непроизв-ая; двигат-ая, эмоц-ая, образная; кратковр-ая; механич-ая.
2) Хотим Р.: произв-ая; словесно-логическая (понят-ая); долговр-ая; смысловая.
Для Р. «вооружаем» реб. различ-ми приемами запомин.; учим повторять мат-л (по кусоч., с опорой на табл. и конспект, с опорой на 1ю букву); учим реб. устанавл-ть смысловые, логич-ие, ассоциат-ые связи; учим игровым приемам. Сначала всё предлаг. (У), а потом учит этому детей.
Учим немологическим приёмам (кажд. охотник желает знать, где сидит фазан; биссектр. – крыса и др.).
Р. произв-ти: ставить цель; показывать, как преодолеть трудности при запом-нии, восстановл. инф-ии.
Важно, чтобы реб. знал особ-ти своей памяти и знал, какие приемы помог.именно ему. Важно понимать, какая память: слух., зрит., кинетич.
Ребенка
нужно научить приемам
- чередование восприятия с воспроизведением;
- многократное повторение;
- возвращение к прочитанному;
- мысленное припоминание;
- распределение вним.;
- варьированное повторение.
Без памяти невозможна никакая ДД, а учеб.тем более.
3. Мышление.
Мышл. – высш. форма отраж. мозгом окр. мира; наиб.сложн. познават. псих. процесс, свойств. только чел.
Мышл. продолжает свое Р.
При спец. методической орг-ции О-ия возможно Р. абстрактного и теоретич. (аналитич.) мышл. у детей.
В мл.шк. возрасте у реб. д. Р. логич-ое мышл. (реб. овладевает понятиями).
Понятия:
- предметные (суть предметов и явл-ий; лампа – предм., дающий свет)
- отнош-ий (связь м-у предметами окр. мира; если в воду бросить бумагу, она намокнет)
Ступени овлад-я понятием:
1) Единич-е и общие представл-я
(выдел-е функционал-х
2) Перечисл. известных признаков и св-в, не выделяя основные (птицы – летают, прыгают).
3) Выделение общих и
существенных признаков (
Указанные ступени не сразу сменяют друг друга, могут сосуществовать. При соверш. незнакомом предмете дети могут оставаться на 1й ступени.
В мл.шк. возрасте Р. все операции мышл-я:
1) Анализ. От практически-действенного к чувств-му, а затем к устному.
Этапы Р. анализа: от частного к общему и системному.
2) Синтез. Р. вместе с анализом, но даётся труднее. Бывает прост.суммирующим (простое перечисление), шир. сложным (нов. З., новый рез-т).
Анализ и синтез связаны.
3) Сравнение. Часто заменяется сравнением ряда прост.предметов (т.е. все про один предмет, все про другой).
Затруд-ия: нет возм-ти взаимод-ия с предметом, а у предмета много призн-в, часто скрытых; не могут сами сост. план сравн-я; сравн-е по разным основаниям.
В проц. О. операции сравн-я продолж-ся, дети могут найти и общее и разл., овлад-ют сп-бом нахожд-я признака.
4) Абстракция. У реб. – проблемы с абстракцией.
Несуществен.принимают за существен. Легче абстрагир-ся в св-вах предм., а не в отнош-ях, кот.сущ-ют между предм. Помогают игры («Съед. и несъед.», «Летает, не летает» и т.д.)
5) Обобщение. Обобщение не вывод.
Для детей нач. шк. – вещь сложная. Учить обобщать – искать, выделять существ.признаки (чаще всего перечисл-е действий предмета).
Практич. à образно-понятийн. à понятийн.-образное (научное).
6) Конкретиз-я. нбх. при обобщ. и при абстрагир.
М.б. неполной (на основе примера); м.б. на основе учеб.мат-ла.
Реб-ка учат рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализир-ть, обобщать, он овладевает понят-ми. Одна из важных задач – переводить от ур-ня представл-ий к ур-ню понятий. Реб. учится выдвигать гипотезы => учится ее проверять. Важно, чтобы реб. понял, что даже неправил. выдвинутая гипотеза тоже представ.ценность. Основ.акцент делается на логич. мыш., при этом прод. развив. образное, образ-схематич., наглядно-действен. мышл.
4. Воображение.
Воображ. – психич. процесс, познават. процесс созда-ния нов.образов на основе имеющегося опыта. Нбх. З. и опыт.
От непроизв-го к произв-му. От воссоздающ. к творч-му.
В усл-ях учеб. ДД к вообр-ию реб. предъявл-ся спец. треб-ния. Эти учеб.треб-ния побуждают Р. воображ., но они нуждаются в подкрепл-и спец. орудиями (схемы, макеты, знаки, графич. образы и т.д.)
Сначала воображ. статично, огранич-ся внутренним воспроизвед-м состояний. Затем оно становится более гибким и подвижным.
Воображ. наиб.ярко проявл-ся в рис-ии, сочинении рассказов и сказок.
Воображ. в жизни реб. играет большую роль, чем в жизни взрослого. Работа воображ. – важнейший путь познания и освоения реб-ком окр. мира, способ выйти за пределы личного практич-го опыта. Воображ. – важнейшая предпосылка Р. способ-ти к творчеству и способ освоения нормативности соц. пространства.
Р. вообр.: рассказ по картинкам; излож-е, пересказ.текста; оживление неживых предм.; изменение времени, ситуации; уроки ИЗО, труда; эл-ты творч-ва во время подготовки праздников.
5. Воля.
Воля – псих.процесс, направл-ый на преодоление препятствий, стоящих на пути к цели.
Воля у мл.шк.: легко внушаемы (внуш. через подкорку); капризны; слабая воля; слабые цели; сдержанность (к 10 г.).
Вывод: роль взрослых и роль ДД велика.
Учеб. ДД способствует Р. произвольности
познават. процессов – произвольного
воспр., произвольной памяти, произвольного
вним-я и пр. В школе форм-ся
У. ребенка управлять своим повед-
Воля связана с преодолением препятствий и трудностей.
6. Чувства и эмоции.
Чувства – пережив-я чел. своего отнош. к окр. миру, к др. людям, к своей дд.
Эмоции – внешнее проявл-е чувств (мимика, жесты)
Новые грани ч-в Р. внутри учеб. ДД и по поводу учеб. ДД.
Глав. пережив-я д.б. в учеб. ДД. Реб. д. испытывать отнош-я к своей ДД.
Влияет отнош-е (У), сверстников, близких.
Нормы эмоц. жизни мл. шк. – жизнерадост., веселость, бодрость.
Тревожность и ч-ва связанные с (-) отнош. => эмоц. неустойчивость, вспыльчивость, грубость.
В начале О. у детей – импульсивность.
Форм-ся высшие ч-ва: нравственность; интеллектуальность; этич.
На ч-ва и эмоции влияют: нов. З; сказки и истории, кот.читает (У); увиденные явл-я природы; иллюстр. к книжкам; эмоц-ое отнош-е (У) к чему-либо.
Реб-к усваивает не только инф-ию, но и ее оц. взрослыми. Он учится эмоц-му отнош-ю к окр. миру. Чем больше узнает мл. шк-к об окр. мире, тем более разнообр-ми и сложными становятся его ч-ва.
Возникает ч-во ответственности (важна рефлексия + эмоц-ая оценка)
Очень важное ч-во – сопереживание другому.
Развиваются соц. кач-ва реб-ка: самолюбие; расположение к др. людям; сопереживание (сострадание, сочувствие, сорадость); подражание и др.
Особ. вним-е следует уделять Р. способ-ти к сопереживанию.
Хар-на непроизв. подражат-ть. Через имитацию легко сформировать у реб. Н. культурного повед-я.
7. Ощущение – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий отдельных свойств предмета, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
Восприятие – психически познавательный процесс, отраженный в коре больших полушарий предмета в целом, который непосредственно воздействуют на органы чувств.
Характеристика:
+ более управляемы и целенаправленны
+ связано с действиями
+ эмоциональность восприятия
- ошибки восприятия формы, пространства, времени
- ситуативность
- слипность
Что делать учителю???
Показывать и рассказывать как выполнять действия, учить рассматривать предмет по схеме (предмет в целом, крупные части, мелкие части, взаимосвязь между крупными и мелкими, предмет в целом), на всех уроках. При рассматривании картин правильно ставить вопрос (что изображено на картине, составь рассказ). Использовать игры.
Билет № 9. Общая характеристика развития внимания младшего школьника. Преодоление рассеянности.
Вним. – направл-ть и сосредоточенность сознания на опред. объекте.
Объект – предм., явл., их св-ва, отнош., действ., мысли и ч-ва др. людей + собсв. мир.