Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:46, шпаргалка
Комплексная процессуальная теория Портера-Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
-затраченные усилия,
-недоплата,
-справедливая оплата,
-переплата.
Теория Адамса предполагает,
что работники стремятся к
установлению справедливых отношений
с другими и стараются изменять
те взаимоотношения, которые они
расценивают как
Ощущение несправедливости при недоплате возникает тогда, когда, по мнению работника, его соотношение результат/вклад меньше, чем соотношение результат/вклад того человека, с которым он сравнивает себя. То есть человек считает, что либо он вложил больше того человека, с кем он себя сравнивает, получив при этом столько же, либо он получил меньше за ту же самую работу. Люди, которым недоплатили, испытывают чувство обиды, неудовлетворенности, раздражения.
Ощущение переплаты возникает
тогда, когда, по мнению работника, его
соотношение результат/вклад
Ощущение справедливости
оплаты возникает тогда, когда, по мнению
работника, соотношение пропорции
результат/вклад равно
11. Структура управленческой деятельности.
Управленческая деятельность включает компоненты:
-действия по постановке целей (перед собой и подчиненными), включая планирование этапов их достижения;
-действия по мотивированию сотрудников;
-действия по определению и постановке задач перед сотрудниками;
-делегирование;
-действия по контролю за выполнением задач;
-рефлексию.
Целеполагание. Для того чтобы эффективно организовать действия по постановке целей, менеджеру необходимо:
понимать психологическую значимость и роль целей и целеполагания;
знать и уметь формулировать основные виды и типы целей (по качеству и по срокам);
знать и использовать основные правила постановки целей перед подчиненными;
уметь планировать собственные действия и время, обучая этому подчиненных.
Деятельность без цели невозможна, и поэтому умение наилучшим образом поставить цель перед подчиненными — основа управления их деятельностью.
Мотивация. Для успешного осуществления действий по мотивации сотрудников на решение задач (а значит, и для успешного их решения) менеджеру необходимо:
знать и уметь «включать» основные мотивы — движущие силы подчиненных;
использовать как активные, так и пассивные мотивирующие факторы;
использовать методы и принципы мотивирующей организации труда;
использовать приемы групповой и индивидуальной мотивации.
Сверхзадача менеджера — создание у подчиненных осознаваемых внутренних мотивов, то есть желания выполнить поставленную задачу наилучшим образом.
Постановка задачи. Для того чтобы это действие было максимально эффективным, менеджеру необходимо:
знать задачи, уметь распределять их в зависимости от степени важности, уметь выделять наиболее приоритетные из них;
уметь устанавливать порядок действий по их решению;
уметь соотносить решение конкретных задач с тактическими и стратегическими целями.
Делегирование. Для того чтобы делегирование стало наиболее эффективным, необходимо:
знать, какие задачи подлежат, а какие не подлежат делегированию;
уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач;
знать правила делегирования;
не допускать типичных ошибок, а если они все же случатся, вовремя их исправлять.
Контроль. Контроль приносит результат, если менеджер:
знает и умеет использовать основные его виды в зависимости от ситуации и типа задач;
знает правила организации контроля и использует их;
не допускает типичных ошибок при контроле или вовремя их исправляет;
использует имеющиеся у него возможности для организации самоконтроля.
Рефлексия. Предоставление обратной связи себе и окружающим
12. Психология принятия решения.
При разработке управленческого решения, обнаруживается полная иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности.
Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности. Специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив. При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт.
Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относя следующие: диагностику проблемы; формулировку ограничений и критериев для принятия решений; выявление альтернатив; окончательный выбор.
На принятие решений особенно влияют следующие психологические факторы:
- Особенности мышления (творческие способности, логика, скорость мышления, пространственное мышление и пр.);
-Мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);
-Личностные особенности (тревожность, уровень самооценки и пр.);
-Деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);
-Ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям.
-Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.)
13. Психологические
аспекты организации
14. Стили управленческой деятельности.
Демократический
или коллегиальный стиль
Демократический стиль как типовая форма включает разные варианты:
1. коммуникационный стиль:
сотрудники могут выражать
2. консультативный стиль:
менеджер принимает решение
3. автономный стиль: сотрудники
решают сами, они не ограничены
рамками, но контроль и
4. стиль управления с
совместным решением: менеджер ставит
проблему и ограничения, а
Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, его приверженностью к единоначалию, и самостоятельным решением большинства управленческих проблем. На практике такой ярко выраженный стиль сегодня встречается редко. Иногда автократом в глазах неорганизованных работников может предстать и простой руководитель, действующий по четкому плану и реализующий его вопреки всем препятствиям. В условиях рыночных отношений чисто административный стиль управления становится малопреемлемым, однако в краткосрочном периоде с эффективностью может применяться.
Авторитарный стиль как
идеально-типовая форма
1. диктаторский стиль:
сотрудники вынуждены
2. автократический стиль: в распоряжении менеджера - обширный аппарат управления
3. бюрократический стиль:
авторитет менеджера
4. патриархальный стиль:
менеджер имеет авторитет
5. доброжелательный стиль:
авторитет менеджера основан
на его личных положительных
качествах, в которых
Либеральный стиль управления отличается отсутствием собственной инициативы у руководителя и нежеланием принимать на себя ответственность за управленческие решения, особенно, связанные с определенным риском. Руководитель либерального типа чрезмерно осторожен и непоследователен в своих повседневных действиях, во взаимоотношениях с подчиненными. Такой руководитель отменно вежлив, готов выслушать любые критические замечания в свой адрес, но не склонен их выполнять. Он недостаточно требователен и делает все возможное, чтобы понравится всем работникам.
Становление руководителя-либерала
может объясняться многими
Можно выделить основные факторы,
характеризующие стиль
Требования, предъявляемые
к руководителям в отношении
их компетентности, деловитости,
ответственности, личных
Специфика системы
- ее цели и задачи, управленческие
структуры и технология
Окружающая производственная
среда - технологический уровень
производства, форма организации
труда, обеспеченность
Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
15. Критерии оценки жизнедеятельности коллектива.
1. Отдача личности в
трудовой деятельности, степень
реализации ее способностей. Очевидно,
что если общий эмоциональный
настрой в коллективе
2. Трудовая стабильность
личности (намерение продолжить
работу в данном коллективе
или искать другую работу). Этот
фактор связывает социально-
3. Здоровье людей. Эмоциональная
сфера человеческой психики
4. Эмоциональный настрой
в семье. При плохом социально-