Шпаргалка по "Психология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:46, шпаргалка

Описание работы

Комплексная процессуальная теория Портера-Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
-затраченные усилия,

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ шпоры.docx

— 122.25 Кб (Скачать файл)

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся ее отдельной  части; зарождающиеся, зрелые пли угасающие; слепые или рациональные; мирные или  немирные; кратковременные или затяжные, долгое время лихорадящие всю  организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению.

Конфликт может протекать  в форме кооперации, соревнования, открытой борьбы; цивилизованному конфликту  свойственны первая и вторая формы.

Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода вследствие большого разнообразия возможных вариантов  поведения сторон, обусловленного случайными факторами, психологией, скрытыми целями, которые в последующем могут  дополнительно трансформироваться. Но тем не менее конфликты можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.

Позитивными последствиями  конфликта считаются решение  проблемы способом, приемлемым для  всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности.

Конфликты ведут к перестройке  существующих и формированию новых  социальных институтов и механизмов, способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и  таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений.

Наконец, конфликты способствуют повышению активности и мотивации  к работе, росту квалификации, стимулируют  споры и любознательность, появление  новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к  изменениям, повышение качества принимаемых  решений. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты часто в зависимости от ситуации лучше не подавлять, а регулировать.

В то же время конфликты  могут иметь и дисфункциональные (негативные) последствия: неудовлетворенность, ухудшение морально-психологического климата, сворачивание сотрудничества, рост текучести кадров, снижение производительности, активности в будущем, нарастание враждебности, формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблем.

Причины конфликта не всегда поддаются логической реконструкции, ибо могут включать иррациональную составляющую, а внешние проявления часто не дают представления об их истинном характере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. стили поведения в конфликтах.

Исследователи выделяют следующие  стили поведения в межличностном  конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство - характерно  настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее  сотрудничество отстаивание своих  интересов, для чего используются  все доступные средства.

2) Уклонение - связано  с попыткой уйти от конфликта,  не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий  для его разрешения.

3) Приспособление - предполагает  готовность субъекта поступиться  своими интересами с целью  сохранения взаимоотношений, которые  ставятся выше предмета и объекта  разногласий. 

4) Компромисс - требует уступок  с обеих сторон до той степени,  когда путем взаимных уступок  находится приемлемое решение  для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество - предполагает  совместное выступление сторон  для решения проблемы. При таком  поведении считаются правомерными  различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность  понять причины разногласий и  найти выход из кризиса, приемлемый  для противостоящих сторон без  ущемления интересов каждой из  них. 

6) Ассертивное поведение (от англ. assert - утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность - это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения  могут быть как спонтанными, так  и сознательно используемыми  для достижения желаемых результатов  при разрешении межличностных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. психологическая защита личности )по З. Фрейду) сихологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности.

По Фрейду механизмами  защиты являются: регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ.

Вытеснение - невозможность:

- либо вспомнить какое-либо  событие; 

- либо воспринять какую-либо  информацию в связи с травмирующим  характером этой информации.

Вытеснение является защитным механизмом, сохраняющим психику  человека неповрежденной. Вместе с  тем травмирующая информация, вытесняясь в бессознательное, продолжает влиять на поведение и психологическое  состояние человека.

Десублимация - в психоаналитической теории - обратное перенесение сублимированной  инстинктивной энергии на первоначальные сексуальные объекты.

Идеализация - психологический  механизм защиты индивида; психический  процесс сверхоценки объекта или субъекта.

Идентификация - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

Изоляция - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в уходе  от общества, от других людей; погружение вглубь себя.

Интроекция - в глубинной  психологии - противоставляемый проекции психический процесс; замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании сверх-Я, совести и пр.

Конверсия - по З.Фрейду - механизм перехода вытесненных психологических  желаний, идей, чувств в физиологические симптомы.

Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном  игнорировании событий во внешнем  и внутреннем мире.

Отрицание реальности - психологический  механизм защиты, проявляющийся в  том, что различные явления, факты  и т.д., содержащие в себе угрозу для  того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

Проекция - по Фрейду - механизм психологической защиты индивида, заключающийся  в неосознанном наделении другого  индивида собственными чертами и  свойствами.

Проекция - восприятие собственных  психических процессов как свойств  внешнего объекта в результате бессознательного перенесения на него своих внутренних импульсов и чувств.

Психологическая защита - психологическая  система регуляции психики человека, направленная на снятие или уменьшение тревожности, связанной с ощущением  конфликтной ситуации. Психологическая  защита ограждает личность от негативных эмоций и переживаний.

Рационализация - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся  в поиске разумной основы поведения, оправданий импульсивным поступкам. Посредством  рационализации от сознания субъекта скрываются истинные мотивы его действий, мыслей, чувств.

Регрессия - по Фрейду - защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта  или тревоги, когда человек прибегает  к более ранним, менее зрелым и  менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность.

Репрессия - в психоаналитической теории - защитный механизм, специфика  которого заключается в подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

Сублимация - в психоаналитической теории - направление сексуальной  энергии (либидо) на несексуальные сферы  человеческой деятельности.

Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу социальной энергии и предотвращающий  человека от серьезных неврозов, связанных  с невозможностью половой жизни.

Эго-психология - направление  в психоанализе, постулирующее относительную  независимость Я от бессознательной  мотивации поведения и мышления. Главным объектом исследования эго-психологии являются психологические механизмы  защиты.

Проекция - по Фрейду - механизм психологической защиты индивида, заключающийся  в неосознанном наделении другого  индивида собственными чертами и  свойствами.

Идентификация - по Фрейду - механизм психологической защиты заключающийся в отождествлении индивидом себя с другим человеком или группой людей. Идентификация помогает человеку овладевать различными видами деятельности, усваивать нормы поведения и социальные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, например, во время космического полета. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности  внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К числу стрессоров относят: сильные физические и психические  травмы, кровопотерю, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия  и др. факторы.

Психическое напряжение, срывы, чувство опасности и бесцельность являются наиболее разрушительными  стрессами. Именно эти факторы чаще всего обусловливают возникновение  физиологических расстройств, которые  выражаются в мигренях, язвах желудка, сердечных приступах, гипертонии, психических  заболеваниях, беспросветной тоске  и самоубийствах.

Для того чтобы избежать срывов, неудач, унижения от поражений, дистрессов, надо знать свои силы, не замахиваться слишком высоко и не пытаться разрешать задачи, которые выше наших возможностей. У каждого из нас свои пределы.

В экстремальных условиях возникает психическая напряженность, которая приводит к нарушению  психических процессов восприятия, мышления, памяти, а на их основе –  принятия решения и выполнения необходимых  действий. Мыслительные процессы возникают  по типу затруднения решить внезапно возникшие задачи, т.е. «блокада»  мышления. Нарушения в восприятии проявляются в сужении объема восприятия и его ошибках, «пустых  фиксациях» (смотрит и не видит). Со стороны памяти – в забывании  инструкций, даже самых простых.

Выделяют следующие виды психической напряженности:

перцептивную, возникающую в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации

интеллектуальную – при невозможности найти адекватный способ решения или выход из критической ситуации

эмоциональную – при возникновении  эмоций, дезорганизующих деятельность

волевую – при неспособности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией

мотивационную, связанную с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасностей и риска

Человек обнаружил, что его  реакции на продолжительное и  непредвиденное суровое испытание  – плавание в холодной воде, лазание  по скалам, отсутствие пищи – протекают  по одному шаблону: сначала он ощущает  трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести  не в состоянии. Он не знал, что это  трехфазная реакция – общий закон  поведения живых существ, столкнувшихся  с изнуряющей задачей, которую Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС).

ОАС – совокупность адаптационных  реакций организма человека, носящих  общий защитный характер и возникающих  в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные  воздействия – стрессоры.

В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии.

Первая – «стадия тревоги» – продолжается от нескольких часов  до двух суток и включает две фазы – шока и противошока, на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма. Во время второй стадии ОАС – стадии сопротивляемости – устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией – стадией истощения, которая может окончиться гибелью организма.

Трехфазная природа ОАС  дала первое указание на то, что способность  организма к приспособлению, или  адаптационная энергия, не беспредельна.

Наши запасы адаптационной  энергии сравнимы с унаследованным богатством: можно брать со своего счета, но нельзя делать дополнительные вклады. Можно безрассудно расточать  и проматывать способность к  адаптации, «жечь свечу с обоих  концов», а можно научиться растягивать  запас надолго, расходуя его мудро  и бережливо, с наибольшей пользой  и наименьшим дистрессом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психология управления"