Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:46, шпаргалка
Комплексная процессуальная теория Портера-Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:
-затраченные усилия,
5. Общее отношение к
жизни. Благоприятный
По каким признакам
социально-психологический
Непринужденная атмосфера общения.
Активное обсуждение разнообразных вопросов (в том числе и о том, как лучше работать).
Общность ценностной ориентации членов коллектива на его деятельность. Правильно понятая всеми цель деятельности.
Уважительное отношение к мнению друг друга. Публичная огласка каждой новой идеи.
Обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях и в процессе совместной работы.
Критические замечания без явных и скрытых личных выпадов.
Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции.
Разумное, нежесткое распределение обязанностей между членами коллектива. Отсутствие мелочной опеки со стороны руководства.
Высокое личное влияние и авторитет руководителя.
Выполнение работы коллективом
без неопределенного
Соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям.
16. Влияние руководителя
на социально-психологический
Социально-психологический климат – это относительно устойчивый и типичный эмоциональный настрой, постепенно складывающийся в процессе деятельности и общения членов коллектива. Он отражает ряд объективных факторов: характер отношений по вертикали и горизонтали, а также отношение к труду, условия труда и т.д.
Психологический климат складывается в процессе межличностных отношений в коллективе и действует на каждую личность через них
На благополучность социально-
-Способность воспринимать
общие нужды и проблемы
-Способность быть
-использовать для принятия коллективных решений мнения и предложения, противоположные собственной позиции;
-обладать способностями и умениями вызывать желание у подчиненных выполнять работу лучше и качественнее;
Чуткость и проницательность, доверие к людям: руководитель должен находить время, чтобы выслушать людей; должен знать интересы, способности каждого подчиненного, кто в чем нуждается; быть готовым вступиться за подчиненного, если с ним обходятся несправедливо; иметь способность к сопереживанию;
Представительские склонности: именно руководитель – выразитель общих для коллектива позиций его членов; должен улавливать и выражать общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам; ставить вопросы о нуждах коллектива перед руководством; готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива; являться представителем коллектива во взаимоотношениях с вышестоящим руководством;
Эмоционально-психологическое воздействие: руководитель должен уметь убеждать, поощрять; должен обладать авторитетом, в том числе и неформальным (к нему могли бы обратиться как по рабочему вопросу, так и по любому личному);
Оптимизм:руководитель должен быть уверен, что подавляющее число проблем, которые встают, разрешимы, своим оптимизмом он должен «заражать» и подчиненных.
Факторы эффективного взаимодействия
руководителя с подчиненными.
1. Уважение.Сотрудник начинает уважать руководителя в тот момент, когда почувствует уважение к себе, исходящее от руководителя. Проявляйте заботу о подчиненном как о личности, и он всегда поможет вам в трудной ситуации.
2. Доверие.Сотрудник ждет поддержки и доверия руководителя. Доверие возрастает, если действия руководителя способствуют продвижению работников. Доверие исчезает, если руководитель поддерживает рост некомпетентных людей.
3. Обучение.Эффективность руководителя связана с тем, чему у него можно научиться. Поэтому нужно превосходить подчиненных, нужно уметь выступать в роли учителя. Руководитель не учит, у него учатся
17. Основные теории лидерства
1. Теории «великого человека»
Теории «великого человека»
предполагают, что способность к
лидерству является врожденной —
что великими лидерами рождаются, а
не становятся. Эти теории часто
изображают великих лидеров как
нечто героические и
2. Теории «характерных черт»
В некотором роде похожи на теории «великого человека».
Теории черт предполагают,
что люди наследуют
3. Теории «обстоятельств»
Эти теории сосредотачивают
свое внимание конкретных ситуациях, и
контексте в котором они
4. Ситуационные теории
Ситуационная теория рассматривает
лидерство как характерную
5. Бихевиористские теории
Бихевиористские теории лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. Уходя своими корнями в бихевиоризм, в этой теории лидерства основное внимание уделяется действиям лидеров, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение.
6. Теории силы и влияния
Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит предположение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации.
7. Трансакционные теории «Теории Управления»
Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти.
8. Трансформационные теории
В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно.
18.Руководитель и лидер:- сходство и различия. Сходство лидера и руководителя в том, что оба призваны стимулировать коллектив, нацеливать его на решение определенных задач, заботится о средствах при помощи которых эти задачи могут быть решены. Общие черты:
Во-первых, и руководство,
и лидерство являются средством
координации, организации отношений
членов социальной группы, средством
управления ими. Только один из этих феноменов
«работает» в системе формальных,
официальных отношений, а другой
— в системе отношений
Во-вторых, оба понятия реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) - по неофициальным.
В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено. Однако лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов коллектива, а руководство – социальная характеристика отношений, прежде всего с точки зрения распределения ролей и подчинения. Существует ряд ролевых различий лидетра и руководителя. 1. Лидер призван осуществлять регуляцию межличностных онтошений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношенийгруппы как некой социальной организации.
2. Лидерство прояляется в
условиях микросреды) бригада, отдел),
руководство – элемент макросреды, т.е
оно связано о всей системой общественных
отношений. Лидерство возникает стихийно,
руководитель всякой социальной группы
либо назначается, либо избирается. Т.е
процесс является не стихийным, а целенаправленным,
19. Руководство: власть и личное влияние.
Влияние - это такое поведение одного человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьба, высказанной шепотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство как насилие, имел непреднамеренное влияние на ход собктлй двадцатого столетия. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
У широкой общественности понятие власти вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Лорд Эктон сказал: «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно». Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. Такой взгляд на власть понять можно. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высокоразвитых обществах, которые считают, что Василию место лишь в спорте или на телевидении. Но сила — вовсе не обязательный компонент власти. В действительности мы скоро узнаем, что кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть. По нашему определению:
ВЛАСТЬ — это возможность влиять на поведение других.
НЕОБХОДИМОСТЬ ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Джон П. Коттер подчеркивает это, когда утверждает, что руководителю необходимо развивать власть, «потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она — начальник . Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти .
В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов