Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

-Проработать мысли и чувства, которые подросток привык подавлять.  Иногда невербальные средства  являются единственно возможными  для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

-Наладить отношения с подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

-Развить чувство внутреннего  контроля.

-Сконцентрировать внимание на  ощущениях и чувствах.

-Развить художественные способности  и повысить самооценку.[51,с.219]

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символистической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие аффекта от мучительного к приносящему наслаждение.

Выделяют следующие виды арт-терапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию, хореотерапию и другие.[68,с.165]

Рисуночная терапия – «позволяет подростку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды»[30,с.150]

Рисуя, подросток даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.[25,с.153]

 Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и социально – психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры – её двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. Во-первых, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. Во-вторых, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными приводящимися обстоятельствами.[55,с.223] Двуплановость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у подростков достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между подростками и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности подростков к общению, увеличивает диапазон доступных подростку действий с предметами.

Структуру игры составляют роли, взятые на себя играющими, игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Результаты обследований показывают, что в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность, и создаются адекватные формы психического реагирования.[29,с.95] 

Таким образом, данные методы представляют собой мощный инструмент в работе социального педагога, позволяющий оказать эффективную помощь по изменению самосознания подростков, а так же  в нахождении путей стимуляции желания подростка меняться.

 

 

 

Выводы по I главе

Исходя, из рассмотренных психологических  теорий мы видим, что во многих проблема самосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. В структуре самосознания выделяют три компонента непосредственно связанных между собой: когнитивный, эмоционально-ценностный, регулятивный. Когнитивный компонент включает в себя: самопознание как начальное звено самосознания; самооценку своих поступков и себя в целом; получение и развитие знаний о себе; соотнесение знаний с социальными требованиями и нормами. Эмоционально-ценностный компонент - представляет сплав обще эмоционального отношения к себе; отношения собственно оценочного; эмоциональные переживания, самоотношения. Регулятивный компонент - представляет результаты самопознания, эмоционально-ценностное отношение к себе, дифференцированность и адекватность всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений.

«Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе». 

 До подросткового возраста  развитие самосознания происходит  стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании, но уже в подростковом возрасте самосознание поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Подростку хочется быть в представление других людей и собственных глазах человеком, который имеет своё “Я”, собственные оценки и суждения.

Развитие самосознания подростка заключается  в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Я-концепция в подростковом возрасте – одна из самых динамично развивающихся психологических структур. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Существует большое разнообразие методов и приемов по развитию самосознания подростков, используемых в работе социального педагога к ним относятся:

Индивидуальное консультирование подростков – это квалифицированная помощь подросткам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности и общения.

Социально-психологический тренинг-это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

 Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, изобразительной и творческой деятельности.

Рисуночная терапия – позволяет подростку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

 

 

 

Глава 2    Социально – педагогические возможности развития

самосознания подростков

2.1. Изучение  особенностей развития самосознания подростков

Для выявления особенностей самосознания подростков была проведена комплексная психологическая диагностика.

Исследование было осуществлено в период прохождения практики на базе общеобразовательной школы № 15.

   Экспериментальную группу  составили учащиеся 8 «А» класса, всего в количестве 20 человек (11 девочек  и 9 мальчиков). Этот класс характеризуется низкой мотивацией к обучению, систематическими прогулами учебных занятий, в классе не налажена дисциплина, на уроках и  на переменах учащиеся  ведут себя очень активно, у некоторых ребят проявляется неадекватное поведение, в классе есть явные «лидеры».

    Контрольную группу составили  учащиеся 8 «Б» класса, в количестве 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков). Этот  класс характеризуется с  положительной стороны, у учащихся проявляется высокая мотивация к обучению, развита способность контролировать свое поведение, класс сплоченный, на уроках  полностью заняты процессом обучения.

   В ходе диагностического  исследования применялись следующие  методики:

1 Методика изучения самооценки  и уровня притязаний (Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна).

2  Тест «Автопортрет» (адаптирован Р. Бернсом).

3  Тест «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым)

Методика изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна применялся в целях суждения об уровне адекватности самооценки подростка, а также для определения  уровня притязаний.

Инструкция. «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

здоровье;

ум, способности;

характер;

авторитет у сверстников;

умение многое делать своими руками, умелые руки;

внешность;

уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал необходимо определить:

- уровень притязаний  — расстояние в мм от нижней  точки шкалы («0») до знака «х»;

- высоту самооценки  — от «о» до знака «—»;

- значение расхождения  между уровнем притязаний и  самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Информация о работе Становление личности подростка