Стилевые особенности управления руководителя современного частного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2012 в 09:09, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить стилевые особенности управления руководителя современного частного предприятия.
Объект исследования – стиль управления современным частным предприятием.
Предмет исследования – особенности стиля управления руководителя современного частного предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическое состояние проблемы стилевых особенностей управления руководителей современного частного предприятия в психологической литературе 6
1.1 Особенности личности руководителя 6
1.2 Понятие стиля руководства. Факторы, влияющие на его формирование 15
1.3 Влияние различных стилей руководства на деятельность персонала организации 24
2 Эмпирическое исследование стилевых особенностей управления руководителей современного частного предприятия 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2 Интерпретация полученных результатов 36
Заключение 46
Список использованных источников 50
Глоссарий 54

Файлы: 1 файл

диплом Тулигановой А.Н..doc

— 456.50 Кб (Скачать файл)


Стилевые особенности управления руководителя современного частного предприятия

 

 


Оглавление

Введение

1 Теоретическое состояние проблемы стилевых особенностей управления руководителей современного частного предприятия в психологической литературе

1.1 Особенности личности руководителя

1.2 Понятие стиля руководства. Факторы, влияющие на его формирование

1.3 Влияние различных стилей руководства на деятельность персонала организации

2 Эмпирическое исследование стилевых особенностей управления руководителей современного частного предприятия

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Интерпретация полученных результатов

Заключение

Список использованных источников

Глоссарий

Приложение

 


Введение

 

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью. 

Актуальность проблемы определяется и недостаточной её разработанностью как в теоретическом, так и в практическом плане (недостаточно разработано методов формирования навыков эффективного взаимодействия в системе «руководитель- подчиненный»), а также диктуется запросами практики, которые обусловлены усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений.

Проблема социально-психологических характеристик управленческой деятельности разработана многими исследователями, такими как, Л.К.Аверченко, Г.М. Андреева, М. Альберт, Р.Р. Блейк, Н.Г. Васильченко, Н.Г. Веселова, И.Н. Герчикова, В. Зигерт, Б. Карлоф, А.М. Китов, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, Р. Лайкерт, Л. Ланг, Э. Мэйо, Е. Мелибруд, М. Мескон, Д. Мутон, А.А. Реан, Б. Рейвен, В.А. Розанов, С.И. Розум, П. Росси, Т.Санталайнен, С. Седерберг, Смелзер Нейл, Э.Е. Старобинский, Ф.У. Тейлор, Е.Е. Туник, Ф. Фидлер, Дж. Френч, Ф. Хедоури, Х. Хекзейнхаузен, В.И. Шкатулла, М.Г. Ярошевский и др. 

Современная ситуация требует от руководителя предприятия сознательного использования сильных сторон личности и всего арсенала управленческой науки.  Такой индивидуально-ситуативный подход означает использование в каждом конкретном случае адекватного стиля управления. Чем богаче арсенал руководящих приемов и чем гибче руководитель перестраивается для достижения поставленной цели,  тем больше шансов у него создать конкурентоспособное предприятие.

В условиях современного конкурентного рынка от личности руководителя, от уровня его квалификации и, особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.

Цель исследования – изучить стилевые особенности управления руководителя современного частного предприятия.

Объект исследования – стиль управления современным частным предприятием.

Предмет исследования – особенности стиля управления руководителя современного частного предприятия.

Гипотеза исследования – состоит в предположении, что существуют различия в стилях управления частным предприятием у руководителей-мужчин и руководителей-женщин.

В соответствии с целью и гипотезой исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить состояние проблемы в социально-психологической  литературе;

2) подобрать диагностические методики и провести сравнительное эмпирическое исследование стилевых особенностей управления руководителя современного частного предприятия;

3) осуществить качественную и количественную обработку результатов сравнительного исследования и их анализ.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: теоретический анализ состояния проблемы в социально-психологической литературе. Эмпирические методы: методы математической статистики, коэффициент корреляции Пирсона. Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.

Выборку исследования составили: руководители частными предприятиями города Кумертау: 16 руководителей-мужчин, 16 руководителей-женщин.

Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась разнообразием использованных в исследовании методов, их взаимодополняемостью, всесторонним теоретическим анализом, а также применением статистических методов математического анализа.

Структура работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемых источников, глоссарий, приложения.

 


1 Теоретическое состояние проблемы стилевых особенностей управления руководителей современного частного предприятия в психологической литературе

 

 

 

1.1 Особенности личности руководителя

 

 

 

Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик. Приступая к труду, человек может обладать ими потенциально (в резерве). Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления труда по его основным характеристикам производительности и надежности [16, С.133].

В качестве ПВК могут выступать любые структурные компоненты личности:

o                     особенности познавательной сферы (высокая переключаемость внимания, иконическая память и др.);

o                     психические состояния, как устойчивые характеристики (стрессоустойчивость, высокая мотивация достижения успеха);

o                     свойства личности (особенности темперамента, характера, индивидуальный стиль поведения);

Роль и акценты ПВК по мере продвижения человека в профессиональном пространстве могут изменяться от этапа ознакомления с профессией до завершения профессиональной деятельности [18, С.76].

По классификации М.Шоу структуру личности руководителя можно представить в виде трех компонентов [6, С.165-173].

1)социально-биографические данные (возраст, пол, социально-экономический статус;

2)особенности;

3)черты личности.

Говоря о личностном руководителя, Е.Гизелли (1963) пришел к выводу, что отношения между интеллектом и эффективностью производства не прямолинейно, т.е. наиболее эффективными оказываются руководители, имеющие промежуточные по степени выраженности показатели интеллекта.

Однако, в научной литературе наиболее освещен вопрос, касающийся специальных способностей. Наиболее сильными сторонами профессиональной деятельности руководителей, по мнению О.А. Полищук, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, являются:

1.                 сформированность личных ценностей и принципов;

2.                 наличие четких личных идей;

3.                 стремление к постоянному саморазвитию;

4.                 способность управлять собой;

5.                 изобретательность в процессе деятельности;

6.                 способность руководить;

7.                 умение решать проблемы;

8.                 знание современных управленческих подходов;

9.                 высокая способность влиять на других людей;

10.             умение обучать и развивать подчиненных;

11.             способность формировать и развивать эффективные рабочие группы [8, С.87-90].

По исследованиям Т.Питерса и Р.Уотермена, ПВК руководителя является способность создавать атмосферу строгого контроля и в то же время делегирования некоторых полномочий, а по существу, требование автономии, инициативности и творчества со стороны своих подчиненных. И тогда возникает вопрос о совместимости признаков авторитарного стиля управления и возможности новаторства и развития личности [17, С.128-134].

Обобщенный анализ организационной жизни руководителя показывает, что к специальным способностям менеджера можно также отнести:

1)           способность к выполнению большого числа действий, преимущественно кратковременных;

2)           способность выдерживать нагрузки, связанные с частым вмешательством извне;

3)           умение удерживать в поле зрения широкую сеть контактов, выходящих далеко за пределы рабочей группы;

4)           навыки речевого общения с окружающими [15, С.78-84].

Функциональный анализ работы руководителя (администраторская, стратегическая, экспертно-консультативная, представительская, воспитательная, психотерапевтическая, коммуникативно-регулирующая функции) позволяет выделить ряд важных психологических характеристик личности руководителя:

1.                 Экспертно-консультативная функция охватывает три направления ПВК руководителя:

            профессиональная психологическая компетентность в области межличностных отношений, обеспечивающая авторитет руководителя;

            делегирование части полномочий подчиненным, оптимизирующее организационный процесс. Это качество можно дифференцировать на ряд психологических характеристик: 1) готовность учитывать мнение других; 2) готовность передавать право принятие решения; 3) готовность мириться с ошибками других; 4) готовность доверять подчиненным; 5) готовность найти и использовать средства контроля, организуя обратную связь; 6) открытость по отношению к подчиненным; 7) собеседование, консультирование сотрудников, для чего руководителю необходимы (естественное поведение, отказ от манипулирования, эмпатийность, рефлексия состояния собеседника, готовность вскрыть неприятные факты для сотрудника, не теряя к нему уважения, стремление помочь осознать подчиненному его активность и ответственность  в решении задач) [19, С.48-50].

2. Представительская функция обязывает руководителя к умению:

- отстаивать интересы своего коллектива;

- осознавать и справляться с двойственностью своего положения – выражать взгляды администрации и отстаивать при этом интересы подчиненных;

- быть принципиальным, честным, волевым;

- умение держаться на публике.

3. Воспитательная функция требует: создание положительного примера, культура общения; принцип единой морали (без исключения для кого бы то ни было); единства слова и дела руководителя; создание и поддерживание в коллективе позитивных традиций.

4.            Руководитель, выступая в роли психотерапевта, должен уметь:

1. Создать благоприятный психологический климат в коллективе, обеспечивающий чувство безопасности у работников, отсутствие у них тревоги, беспокойства за будущее, оптимистический взгляд на события, чувство «плеча» со стороны коллег, что, в свою очередь предполагает:

              уверенность руководителя в себе;

              вежливость и приветливость;

              чувство юмора;

              наличие умения говорить и слушать.

2.Поощрять и наказывать.

3.Брать ответственность на себя.

4.Проявлять искренний интерес к личностям других.

5.Коммуникативно-регулирующая функция предполагает:

1) Понимание руководителем важности коммуникативных способностей:

        в области найма на работу – умение убедить в достоинствах работы, получить информацию о новичке;

        в области ориентации – способности убеждать людей в достоинствах работы;

        в области функционирования – умение своевременно обеспечить сотрудников информацией;

        в области индивидуальной оценки – сообщить подчиненному свою оценку его вклада в работу;

        в области дисциплины – ознакомить работников с правилами, умение подобрать адекватные формы сообщения об их выполнении.

2) эффективное обеспечение вертикальных и горизонтальных коммуникативных потоков;

3) создание благоприятного климата в коллективе;

4) способность учитывать индивидуальные особенности работников и их влияние на функционирование информационных потоков;

                  умение организовать отлаженную структуру сообщений;

                  навыки владения техниками запоминания и точного воспроизводства;

                  осуществление обратной связи;

                  высокий уровень интенсивности общения;

                  пространственную организацию сети неформального общения.

Р.Стогдилл выделял также и основные черты личности руководителя: доминантность (стремление оказывать влияние на подчиненных), уверенность в себе (в экстремальной ситуации способность взять на себя принятие решения), эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению успеха, ответственность, надежность, независимость, общительность [31, С.268-272].

Естественно, что, несмотря на данную идеальную модель личности руководителя, в деятельности каждый менеджер проявляет себя по-разному. Процесс индивидуализации в труде человека может иметь различные выражения:

Информация о работе Стилевые особенности управления руководителя современного частного предприятия