Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).
Оглавление
Введение
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994). Исходя из этого методологического положения, важнейшим направлением эмпирических исследований, реализуемых в рамках субъектного подхода, должно являться изучение механизмов, факторов и условий развития субъектности.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в психолого-педагогической науке проблема субъектности изучалась достаточно глубоко и последовательно. Однако становление субъектности как основы личностного развития подростка еще не была предметом самостоятельного исследования в педагогике.
Подростковый период - это период, когда человек начинает ценить свои отношения со сверстниками. Именно стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимые в общечеловеческой культуре потребность в друге и потребность в любви.
Изучение проблем дружбы и любви никогда не теряло своей актуальности, а учитывая, что на данном этапе развития общества идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм и ценностей, то актуальность резко возрастает.
Проблема влияния субъектности личности подростка на его представления о любви и дружбе заключается в том, что в подростковом возрасте изменяется структура дружеских (и любовно-романтических) взаимоотношений, приобретая некоторые характерные особенности, а так же обусловлена тем, что в настоящем времени в теории и практике образования сложился ряд противоречий, требующих научного разрешения. К ним относятся противоречия между:
- необходимостью вовлеченности личности подростка в процессы обучения и труда на уровне творческого мышления, социальной активности и, прежде всего, на репродуктивные методы и когнитивные функции в обучении;
- нарастающей потребностью педагогической теории и практики в раскрытии закономерностей процесса развития субъектности подростка с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогической теории в условиях динамично развивающегося общества, с другой стороны.
Разрешение отмеченных противоречий актуализирует проблему исследования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Влияние субъектности личности подростка на его представление о любви и дружбе».
Объект исследования: состояние подростковой влюбленности, дружеские взаимоотношения подростков как проявление субъектности личности подростка.
Предмет исследования: процесс становления и влияния субъектности личности подростка на его представление о любви и дружбе.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что развитие субъектности в подростковый период предполагает изменение представлений о любви и дружбе. Так же основными критериями субъектности в данном возрасте выступают: мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые особенности личности, связанные со способностью человека превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования.
Теоретические предпосылки исследования базируются на:
- теоретических положениях, раскрывающих основные подходы к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
- работах в области психологии субъекта (Н.В. Богданович, А.В.Брушлинский, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко);
- исследованиях уникальности субъектности как личностного образования (Н.М. Борытко, Е.Н. Волкова, Е.И. Казакова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков);
- теории самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, В. Франкл);
- педагогических аспектах социализации личности (А.А Бодалев, В.А. Караковский, П.А. Каргапольцева, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова).
Методологической основой исследования выступают ценностный, синергетический и субъектно-деятельностный подходы, позволяющие исследовать становление субъектности в образовательном пространстве университета как сложный, изменчивый, самоорганизующийся феномен.
Научная
новизна и теоретическая
- раскрыты сущность и специфика субъектности современного подростка;
- определены содержательные компоненты субъектности современного подростка;
- экспериментально изучена субъектность современного подростка и определены психолого-педагогические стратегии ее развития;
- обоснована необходимость и определены возможности развития субъектности подростка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучения и развитие субъективности подростков представляет собой направление деятельности школьной психологической службы.
На современном этапе развития психологии субъекта одной из главных задач стала разработка теоретических основ применения в практической деятельности всего того, что накопила наука о природе субъектного бытия человека.
Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является типичным только для психологической мысли. Он представлен таковым в философии, социологии, педагогике.
Понятие «субъект» неоднократно использовалось для методологического анализа познавательной активности и жизнедеятельности человека (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.). [7; С. 59]
Широкую известность получили базирующиеся на понятии «субъект» исследования в области психологии мышления (А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров), психологии творчества (Я.А. Пономарев), психологии личностно-ориентированного обучения (В.А. Петровский, И.С. Якиманская), психологии саморегуляции произвольной активности человека (П.Я. Гальперин, О.А. Конопкин, В.А. Иванников), психологии неадаптивной активности (В.А. Петровский), психологии формирования жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская). [9; С. 19]
Понятие о субъекте заимствовано
психологией у философии. Субъект
как философская категория
Во все эпохи мыслители искали в каждом человеческом индивиде «Бога-душу» - творящую жизнь, побуждающую к самопознанию, самоопределению, уяснению своего предназначения в мире. Одним из таких мыслителей был известный украинский философ-гуманист Г.Сковорода.
Призыв Г. Сковороды к саморефлексии, самопостижению, к поиску в себе, а не во внешних силах, того, что творит жизнь, не оставляет сомнений в том, что за образами «царя», «отца», «наставника» следует распознавать именно субъектное ядро человеческой души, «открыть» которое в себе и составляет задачу для каждого конкретного человеческого индивида.
Следует признать, что именно в рамках таких учений получили свое историческое развитие категории «душа», «дух» и собственно категория «субъекта» как самотворящего начала в человеке.
Важное для дальнейших теоретических построений положение, в котором Г. Гегель отмечает существенную особенность внутреннего субъективного мира психики - механизм его самодвижения, самодетерминации, спонтанного развития. «Внутренней является такая целесообразность, которая имеет свои средства в себе самой… Поскольку субъект производит себя в себе, у него цель: в самом себе иметь свое средство... Но самоцель в то же время вступает в отношения внешней целесообразности... Таким образом, внутренняя целесообразность имеет отношение к внешней».
По мнению Г.С. Батищева, понятие о субъекте предметной деятельности - это основа для субстанционального определения человека.
Субстанциональность субъекта Г.С. Батищев видит в том, что не обстоятельства однозначно определяют происходящее с человеком, а сам человек осваивает «обстоятельства» в их собственной логике. Человек сам является первопричиной своей активности.
Благодаря способности выстраивать логику своей деятельности сообразно имманентной (внутренне присущей) логике конкретного объекта, человек, становясь субъектом деятельности, демонстрирует свою универсальность, становится «причиной самого себя». Обретаемые таким путем самостоятельность и суверенность дают право считать человека детерминирующим началом для его собственной активности, т.е. субъектом.
Человек не может быть подлинным субъектом, не выходя за установленные природой границы. Субъектность личности проявляется в том, что она творит, создает принципиально новые возможности, порождает то, что для непосредственной природы лежит за гранью возможного. Но созданное человеком как субъектом деятельности становится новой частью природы, культурным наследием. Углубляясь в природу, субъект проявляет творческое устремление к высшим достижениям культурного прогресса.
Человек как
субъект всегда субъект культурно-
Сама суть природы
человека состоит в том, что он
«не имеет никакой «
Понятие человека
как трансцендирующего
Проблема рассмотрения субъектных начал в развитии человека глубоко проработана Г.В. Лобастовым. Он рассматривает внутреннюю взаимосвязь элементов субъектности. Согласно гегелевской диалектике начало любой активности заключено в противоречии, поэтому любой элемент, несущий в себе функцию начала, обязан удерживать собой соответствующее противоречие и определять функциональное движение других элементов в системе. Самодвижение системы может обеспечиваться через сложное взаимодействие частей целого. Самое общее представление субъектности - быть основанием этого процесса. В качестве такового субъектность должна быть понята как внутреннее противоречие, полагающее движение и определяющее его. Движение противоречия заключается в сведении его к собственному расширению личностью.
Чтобы состояться в качестве субъекта, человек должен доказать свою субъектность: он сам, и вполне добровольно, должен быть готов отвечать перед собой за неадаптивные последствия собственных действий; иными словами, что он свободно может взять на себя ответственность за саму возможность несовпадения целей и результатов своей активности. В концепции субъектности личности этот момент подчеркивается В.А. Петровским как центральный. [24; С.9]
Актуальность субъектогенеза в той или иной сфере взаимодействия человека с миром может быть обнаружена с помощью надситуативной активности личности. Выход за пределы ситуации - надситуативная активность - имеет место в той мере, в какой (при значимости данной ситуации) складываются и начинают воплощаться новые требования личности к себе, избыточные по отношению к первоначальным.
Несомненное первенство в изучении психологии надситуативной активности принадлежит В.А. Петровскому. В многочисленных экспериментах им было доказано существование целого класса явлений неадаптивности - несовпадения вплоть до противоположности целей человека и достигаемых им результатов, осознаваемых требований ситуации и совершаемых по собственной воле действий. [31; С, 145]
Таким образом, В.А. Петровский сводит развитие личности к представлениям о «росте ее изнутри», к идее трансцендентного субъекта. В свою очередь это означает, что в проявлениях деятельности, общения и самосознания их эмпирические субъекты выходят за пределы себя, - трансцендируют. В психологическом плане В.А. Петровский описывает это как неадаптивность человека (при этом понимается позитивный смысл, ассоциирующийся с активной позицией человека в жизни).
В.А. Петровским было показано, что стремление «быть личностью» благодаря идее субъектности может выражаться, во-первых, в стремлении (активности) человека быть субъектом своих витальных контактов с миром - т.е. всего того, что касается его телесной жизни. Во-вторых, в стремлении быть субъектом предметной деятельности, которая может быть раскрыта через ценностно-смысловые образования, механизмы саморегуляции. В-третьих, это стремление быть субъектом общения, что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон, отраженности человека в жизни других людей. По своей сути отраженная субъектность - это идеальная форма бытия одного человека в другом человеке, его представленность и продолженность в идеальном плане в других людях (метаиндивидное существование личностного).[32; С, 26-34]
И, наконец, в-четвертых, - быть субъектом самосознания, т.е. процесса порождения системы представлений о себе, о своей сущности, порождения образа своего Я (самополагание в рефлексии).