Субъектность личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).

Файлы: 1 файл

диплом субъектность личности.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из таблицы, максимальный приоритет у родителей, что подтверждает тот факт, что для детей они данность, абсолютно значимая и не подлежащая обсуждению. Это, в равной степени, означает то, что сегодняшние подростки стремятся к семье в связи с непростой социальной ситуацией у ребят высокий уровень тревожности, депрессии); нуждаются в понимании, поддержке родителей, стремятся «уйти от реальности».

Высокий приоритет  получают друзья. Любовь также имеет  высокий приоритет для подростков. Средний приоритет у денег. Для  современных подростков они имеют  значение важнее, чем школа и спорт, у которых, по результатам, низкий приоритет.

У понятия «секс» минимальный приоритет. Необходимо отметить, что испытуемые скорее всего не желают делиться этим сокровенным, возведенным ими самими или значимыми взрослыми в ранг табу.

Таким образом, полученные данные подтверждают факт о значимости и приоритете любви  и дружбы для подростков.

В целом, изучив результаты, мы можем предположить, что дружба для современных подростков - это, прежде всего, понимание, поддержка, отзывчивость и верность. С возрастом значимость дружбы только возрастает, зато идеализация дружеских отношений сменяется более реалистическим и даже, иногда, скептическим их восприятием.

Тяготение людей друг к  другу, которое часто перерастает в дружбу,- сложный психический феномен. Дружба не только отношение одного индивида к другому, а также устойчивое взаимоотношение между индивидами. Отсюда разные направления ее психологического исследования: с одной стороны, это изучение атракции с точки зрения свойств ее объекта, вызывающих расположение, интерес, а с другой - выявление свойств субъекта, которые определяют его тяготение к данному объекту, и потребностей, которые он пытается удовлетворить с помощью последнего.

Эти подходы являются встречными, взаимодополняющими. Существует и третий подход, в центре внимания которого находится сам процесс взаимодействия субъекта и объекта, его содержание, фазы развития и влияние на обоих участников, коль скоро объектом атракции является не вещь, а другое лицо.

Общая оценка результатов убеждает нас в том, что такие понятия, как «любовь», «дружба» (и иногда «секс») - понятия первостепенной важности для современных подростков, а их переживание - необходимые этапы становления их личности.

4. Опросник структуры субъектности подростков.

В данном исследовании мы использовали опросник структуры  субъектности подростка. Опросник состоит из 24 вопросов. (см. Прил.) Задание выполняется после инструкции: «Внимательно прочитай каждый вопрос и ответь «да» или «нет». Если ты затрудняешься с ответом, ты можешь ответить «не знаю» или «иногда».

Рассмотрим  подробнее результаты последнего опроса.

10 учащихся обнаружили  высокий уровень развития такого  компонента, как активность. Они набрали в среднем 3,5 балла. Эти учащиеся считают себя очень уверенными людьми и самодостаточными. Они всегда готовы начать новое дело, и им это не трудно сделать.

Но эти же испытуемые показали низкий уровень компонента понимания и принятия других. Вопросы № 5, 21 и 16 вызвали отрицательные ответы. Этот факт свидетельствует об осознании этими подростками собственной уникальности, что и подтверждается результатами опроса.

 

6 учащихся показали средние уровни развития компонентов способность к рефлексии и свобода выбора и ответственности за...

Можно считать, что эти  учащиеся всегда готовы прийти на помощь и взять ответственность на себя. Данный факт говорит о том, что эти испытуемые хорошие друзья.

8 учащихся показали средние  результаты по всем компонентам  развития субъектности.

И только 2 человека из класса отличились: по всем показателям  уровней развития компонентов субъектности у них низкие уровни. Это свидетельствует о том, что эти ребята - неуверенные в себе, замкнутые подростки. Судя по всему, им трудно адаптироваться в коллективе сверстников.

Высоким уровнем  развития компонентов субъектности обладают подростки, составившие первый и второй круги социограммы Методики Д. Морено.

Данный опросник показал, что именно подростковый возраст  является сензитивным для развития субъектности личности. Именно в границах данного возраста совершаются наиболее значительные в границах жизненного пути сдвиги в развитии субъектности личности и решающие изменения, задающие индивидуальную структуру субъектности для каждой личности.

Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим.

По мнению психологов, чувство - это внутреннее отношение  человека к чему-то, особое эмоциональное состояние. Любовь и ненависть, страсть и гнев, страх и радость - эти и многие другие состояния человека сформированы миллионами лет эволюции. Тот, кто умеет владеть своими чувствами, контролировать свое поведение, легко находит общий язык с людьми, спокойно и разумно воспринимает поступки окружающих. Чем богаче внутренний мир человека, тем разнообразнее проявление его эмоциональных состояний.

Наукой доказано, что положительные эмоции - радость, нежность, удовольствие и другие - являются более конструктивными, чем отрицательные: гнев, страх, грубость. Положительные эмоции являются основой формирования жизненных ценностей, например таких, как дружба и любовь.

Одно из прекрасных чувств - дружба - появляется между людьми не только тогда, когда их интересы, взгляды схожи, но и при их различии.

Существует  множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового  возраста. «Открытие» подросткового  возраста в психологии по праву принадлежит С.Холлу. Основываясь на разработанной им теории рекапитуляции, С.Холл полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни.

Согласно его  представлениям, наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. С.Холл ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С.Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе.

Культурно-антропологические  исследования М.Мид выявили определяющее значение культурных факторов в развитии подростков.

К.Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру.

В культурно-духовном контексте подростковый возраст  рассматривал немецкий философ, психолог и педагог Э.Шпрангер. Содержание подросткового возраста, по его мнению, составляет врастание человека в культуру, в дух данной эпохи. Широкое признание в психологии получило его представление о разнотипном характере перехода подростка во взрослую жизнь.

Первый тип  характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

Второй тип - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается  к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип  представляет собой такой процесс  развития, при котором подросток  сам активно и сознательно  формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человека становится половозрелым. Основная его характеристика - то, что Ш. Бюлер называет психической пубертатностью. Допубертатный период она считает детством, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Психическая пубертатность связана с вызреванием биологической потребности - потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Переходный возраст, по Э.Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его «серьезной игрой» и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера, выбор профессии и подготовкой к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях.

Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и  закономерностей развития в подростковом возрасте была продолжена Л.С. Выготским. Он рассматривал проблему интересов подростков, называя ее ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте, так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов и возникновение новых. Л.С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами.

Это «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности; «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние; «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях; «доминанта романтики» - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения: на передний план выходят фантазии, мечты.

Л.С.Выготский  центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенка. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.

Происходит  переход от характерного для детства типа отношений взрослого и ребенка к качественно новому, специфическому для общения взрослых. Избавление от родительской опеки является универсальной психологической целью подросткового возраста. Подросток начинает сопротивляться требованиям, которые раньше выполнял; обижается и протестует при попытках ограничить его самостоятельность, не считаясь с его интересами, требованиями, желаниями. У него обнаруживается обостренное чувство собственного достоинства, и он претендует на большее равноправие со взрослыми.

Существовавший  в детстве тип отношений со взрослыми, отражающий ассиметричное, неравноправное положение ребенка, становится для подростка неприемлемым, не соответствующим его представлениям о собственной взрослости. Создается специфическая для этого возраста ситуация: права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности, т.е. на признание взрослыми его равноправия с ними. Старые способы постепенно вытесняются новыми, но они одновременно и сосуществуют. Это создает большие трудности и для взрослых, и для подростков.

Характер смены прежнего типа отношений на новый во многом зависит от того, кто является инициатором этой смены. При инициативе взрослого существует принципиальная возможность оптимизировать этот процесс и избежать трудностей. При инициативе же подростка вероятность возникновения конфликтов велика и зависит от существующего у взрослого отношения к подростку - еще как к ребенку или уже как к достаточно взрослому и ответственному. Подросток становится инициатором смены отношений, когда у него возникает чувство взрослости, и если отношение взрослого к нему не меняется, то такое рассогласование в оценке степени взрослости подростка выступает в качестве противоречия, способного породить конфликт.

В концепции  Д.Б.Эльконина подростковый возраст связан с новообразованиями, возникающими из ведущей деятельности предшествующего периода.

Подростковый  возраст обычно характеризуют как  переломный, переходный, критический, чаще возраст полового созревания.

Изучение процесса дружбы показывает, что дружба является особым видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом.

С точки зрения человеческого существования мы можем рассматривать дружбу как  отражение ситуации, происходящей во вне, как микромир, несущий в себе характеристики всего мира.

Наиболее интересными  и важными для изучения представляются личные отношения. Понятием «личные отношения» обозначается сугубо индивидуально-субъективная связь человека. В нем заключено непосредственное и конкретное отношение к достоинству и недостаткам другого человека. В них находит отражение субъективная значимость качеств партнеров взаимодействия. Самой распространенной формой личных отношении является дружба.

Рассмотрим  дружбу между подростками.С конца 19 века и по сегодняшний день к этому феномену проявляют интерес представители различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность подростка друзей, товарищей, сверстников и социальной среды происходит его идентификация. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа знакомых и товарищей становится возможным для подростка благодаря новой форме интеллектуальной деятельности - мышлению в понятиях.

Информация о работе Субъектность личности подростка