Субъектность личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).

Файлы: 1 файл

диплом субъектность личности.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

Появление обобщенных понятий и развитие способностей их форматировать ведет к появлению в сознании ребенка идеалов и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Поскольку психологическое содержание идеалов определяется общей социальной ситуацией развития, то мы предполагаем, что периоды существенных общественных преобразований, переживаемых нами в современной России, приводят к перестройке подростковых идеалов.

Для понимания  развития личности современного подростка важно исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и прояснить содержание дружбы и друга, а также выяснить основные источники влияния на них, оценив влияние различных сфер культурного взаимодействия.

Дружба - постоянный процесс взаимопознания, взаимоизменения, взаиморазвития. Кон И.С, изучавший  проблему дружбы, пишет, что любой  отдельно взятый акт межличностного взаимодействия и весь этот процесс  в целом можно рассматривать  и как поведенческий процесс сближения и соотнесения двух независимых друг от друга субъектов, и как познание одного субъекта другим, и как удовлетворение какой-то внутренней эмоциональной потребности субъекта, и как процесс символического взаимодействия, в ходе которого индивиды не просто обмениваются информацией, а усваивают точки зрения и жизненные перспективы друг друга, расширяя тем самым границы собственных «Я».

Наиболее актуальным представляется рассмотрение человека, вступающего в дружеские отношения как субъекта общения, отличающегося наличием внутреннего субъективного мира, который и проявляется в процессе дружеского общения. Отношение личности к другим людям, осознание структуры своих взаимоотношений, мотивов и потребностей, является важнейшими компонентами ее внутреннего, субъективного мира.

Дружба - это  положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, преданности людей друг другу. В жизни каждого человека бывает недолгий период, когда приходится испытать интересную, пылкую дружбу. Это подростковый период.

Подростковая  дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом.

К периоду подросткового  возраста дети подходят с разным запасом  привычек, склонностей, умений, каждый со своим набором индивидуальных особенностей. К этому времени у ребенка уже сложились основные черты характера. У разных детей различны темпы развития тех или иных психических процессов мышления, памяти, восприятия, воображения. Индивидуальные особенности ребенка, определяемые не только особенностями его нервной системы, темперамента, но и условиями развития, весьма своеобразно окрашивают общие для всех возрастные проявления.

Значимость  субъектной позиции личности и явные  сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияния окружающей среды. Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым, в этом плане является юношеский возраст.

Важнейшей задачей раннего юношеского возраста является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к жизненному самоопределению. Эта задача в принципе является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становятся все более трудной. Поэтому, можно предположить, что противоречия развития личности, свойственные этому периоду жизни, и среды значительно усилились.

Дружба в  подростковом возрасте представляет особый интерес, потому что в это время она обладает наибольшим сходством с любовью. И.С.Кон указывает, что юношеская дружба как первая самостоятельная привязанность «не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее в себя».

Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. Но круг общения подростка не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем раньше. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.

Подростков может объединить в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. Если подросток попадет в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности.

В этом возрасте наиболее ярко прослеживается также  сходство механизмов любви и дружбы, например, нередко дружбу, так же как и любовь, рассматривают как сублимацию полового инстинкта. По данным Креутца, среди австрийских школьников 15-17 лет наиболее высокие аффективные ожидания в отношении дружбы наблюдаются у тех, кто еще не имеет стабильных и успешных контактов со сверстницами. Как только устанавливаются такие контакты, потребность в однополой дружбе снижается. Следовательно, в подростковом возрасте существует обратная зависимость между эмоциональной вовлеченностью в дружеские отношения и любовью.

Интенсивность дружеских отношений находится обратной зависимости от романтической любви в течение всего жизненного цикла человека. Так, во многих исследованиях показано снижение числа, интенсивности, глубины дружеских контактов в молодости и в зрелом возрасте и возрастание их значимости вновь в пожилом возрасте. Это свидетельствует не только о том, что брак; воспитание детей снижают возможность контактов с друзьями, но также и о том, что в это время потребность в эмоциональной привязанности удовлетворяется в любви, В раннем же подростковом возрасте, по мнению И.С.Кона, однополая дружба служит и подготовкой, и заместителем гетеросексуальных эмоциональных связей.

Нередко подросток  чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не каждого подростка принимают в группу, часть из них оказывается изолированными. Обычно это неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.

В переходный период между подростковым и юношеским возрастом (14-16 лет) общение со сверстниками необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет и другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается личностным, исповедальным.

Юноша, как и  подросток, приобщает другого к своему внутреннему миру - чувствам, мыслям, интересам, увлечениям.

Отношение подростка  к другу становится все более  и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе» играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на «взрослый» язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: «Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я».

Еще Платон и  Аристотель задавались вопросом, что  делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение. Экспериментальные психологические исследования дружбы, начавшиеся в конце XIX - начале XX в., также долгое время концентрировались вокруг этой проблемы. С точки зрения житейского здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны. Понимание друга как «другого Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в существенных характеристиках, вряд ли могут быть особенно близки.

В дружбе момент субъектности, коммуникативного взаимодействия Я и Ты, проявляется особенно резко, поднимаясь до нравственного принципа, который запрещает видеть в другом вещь, средство достижения собственных  целей. И психологически дружба не просто взаимодействие «готовых» индивидов, а творческое взаимопересечение Я и Ты, в ходе которого они сливаются в некоторое Мы, приобретая свойства, каких не имел каждый из них в отдельности.

С лучшим другом или подругой обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время. Содержание такого общения - реальная жизнь, а не жизненные перспективы, передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я».

Друг становится для подростка тем конкретным образцом, который помогает ему определять требования к собственному поведению. Более того, сам поиск образца  зачастую выливается в поиск друга. И тогда размышления о поступках и качествах товарищей становятся размышлениями о том, «каков мой друг», если он есть, или «каким он должен быть», если его еще нет.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой.

Развитие эмоциональных  привязанностей в подростковом возрасте связано с ростом межличностной компетенции. Самые значительные изменения, которые претерпевает подростковая дружба по сравнению с детскими дружескими отношениями, связаны с возрастанием глубины и интимности. По мнению Дж. Салливана, у подростка начинает развиваться действительная сензитивность (чувствительность) к тому, что испытывает другой человек. На этой основе возникает тесная дружба со сверстниками противоположного попа, именно благодаря которой подросток может испытывать экстремальные состояния: одиночество, интимность и т.д.

В современном  обществе гетеросексуальная активность начинается раньше, и раньше происходит переориентация подростка на гетеросексуальный тип общения. Однако переход этот осуществляется не просто. Обособление мальчиков и девочек - универсальное явление в истории культуры, оно создает дистанцию между ними, поэтому вначале психологическая близость легче достигается со сверстником собственного пола.

Многочисленные  социально-психологические исследования показывают, что в установках людей, в тех требованиях, которые они предъявляют к своим друзьям, ориентация на сходство (любовь к подобию, гомофилия) решительно преобладает над ориентацией на дополнение (любовь к различиям, гетерофилия). Подавляющее большинство людей предпочитает дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования и т. д. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентации, интересов и черт характера.

В юности соотношение  любви и дружбы представляет сложную  проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными, а с другой стороны, любовь как бы включает в себя дружбу, так как предполагает большую; степень интимности. Представление о большей значимости интимности в дружеских отношениях для девочек по сравнению с мальчиками встречает некоторые возражения. Например, противоречивы сведения относительно различий в интенсивности аффилиативной потребности.

Так, по данным Д. Эдера и М. Халлинана, у девочек она выше, а Э. Маккоби и С. Джеклин эмпирического подтверждения этому не обнаружили. Однако различия в характере общения все-таки существуют: наблюдения показывают, что девочки стремятся общаться парами, в то время как мальчики - в компаниях.

Переход от однополой  дружбы к гетеросексуальным отношениям показан в исследовании Д. Данфи, проведенном среди подростков 13-21 года. Он обнаружил, что существует два основных типа групп: «компания» и «толпа». Компания обычно состоит из 3-9 человек, состав ее постоянен и иерархичен, отношения между членами характеризуются интимностью. «Толпа» представляет собой ассоциацию 3-4 компаний, в ее функции входит в основном организация социальной активности. Характерно, что «толпы» гетеросексуальны, причем юноши старше девушек. Развитие отношений идет от компаний, состоящих только из юношей или только из девушек, к гетеросексуальным компаниям внутри «толпы», а затем толпа распадается на свободно объединенные группы гетеросексуальных пар.

Таким образом, принадлежность к «толпе» обеспечивает подростку возможность овладения  половой ролью, а успешность гетеросексуальных отношений зависит от успешности развития предшествующих им отношений со сверстниками собственного пола.

Таким образом, в подростковом возрасте дружба со сверстниками собственного пола является основой, на которой затем строятся любовные гетеросексуальные отношения. Именно в дружбе подростка со сверстниками в значительной мере происходит усвоение им половой роли.

И, наконец, третья точка зрения разрабатывается в  рамках гуманистической психологии. Наиболее четко она сформулирована в работах А.Маслоу. По его мнению, у самоактуализированных личностей, т.е. личностей, достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Стабильность и длительность любви обусловлена тем, что они способны сочетать трезвую оценку партнера, осознание его недостатков с полным принятием его. Идеализация не свойственна самоактуализированным личностям вовсе.[22; С. 215]

Таким образом, оценка роли идеализации в добрачных отношениях неоднозначна. Можно предположить, однако, что эта неоднозначность является выражением действия некоего фактора, который в данном случае либо не попал в поле зрения ученых, либо не привлек достаточного внимания. Таким фактором являются личностные характеристики участников взаимодействия.

Например, в  эмпирических исследованиях было показано, что люди с внешним локусом  контроля чаще испытывают любовь, чем  люди с внутренним локусом контрол. Через месяц после знакомства наиболее высокие показатели любви к партнерам наблюдаются у людей с высокой экстравертированностью и низким невротизмом. Студенты с высокой самооценкой чаше влюбляются, чем студенты с низкой самооценкой. Дж. Ли, выделив шесть стилей любви, установил, что людям с высокой самооценкой чаще свойственна любовь-игра, а людям с низкой самооценкой - любовь-наваждение. Характерно, что при всем обилии исследований по проблеме влияния на любовь инвариантных свойств ее субъекта наблюдается почти полное отсутствие однозначной связи между устойчивыми личностными характеристиками и интенсивностью чувства. Единственное свойство, существенное влияние которого на любовь было подтверждено эмпирически, - это отношение к себе.

Информация о работе Субъектность личности подростка