Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).
Люди недаром говорят о степенях дружбы, различая настоящую дружбу и дружеские отношения низшего порядка. Дружеским отношением называется либо положительная установка, интерес, расположение к кому-либо, которая возможна даже без прямого взаимодействия с данным лицом, либо положительный, но ни к чему не обязывающий и ограниченный какой-то определенной сферой деятельности поведенческий контакт. Дружба же включает в себя оба эти момента. Но предполагаемая дружбой симпатия значительно интенсивнее и глубже, а межличностное взаимодействие - теснее, шире и устойчивее.
Таким образом, в развитии межличностных отношений есть свои стадиальные закономерности. Один вид эмоционального контакта подготавливает другой, более сложный, но может и препятствовать ему. Например, слишком теплые отношения в семье, дающие застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо еще бороться.
Тесная юношеская
дружба порой также создает
Интимное дружеское
общение во всех возрастах имеет
высокую нравственно-
Близкие друзья
настолько полно
Физические, психологические и социальные перемены в их жизни подростки стремятся обсудить с теми, кто переживает аналогичные чувства, т.е. со своими сверстниками. Круг ровесников играет основную роль в социальном развитии подростка. В общении с ровесниками подросток испытывает себя и определяет - кто он есть и кем хочет стать. Он фиксирует внимание на том, как он выглядит, какие черты его характера делают его популярным в различных группах сверстников. В ходе интенсивного общения и взаимодействия в группах сверстников осуществляется интеграция получаемой о себе разнообразной интеграции получаемой о себе разнообразной информации в целостную непротиворечивую личность.
Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых.
Здесь проявляются:
- стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам.
В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Такое общение для них - особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием - построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания.
В индивидуальной жизни человека дружба - это вполне закономерное явление, появляется она тогда, когда у подростка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера - такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Этот период - переход к взрослости.
В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина, и, что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы.
Настоящая дружба всегда считалась и считается дефицитной не по причине оскудения человеческих чувств, а потому, что понятию дружбы присуща идея исключительности, экстраординарности, превышения каких-то общих норм и правил. Этот принцип содержится уже в самом социальном каноне дружбы.
В юности дружба,
как мы видели, занимает привилегированное,
даже монопольное положение в
системе межличностных
На проблему взаимосвязи отношений к себе и отношения к другим существуют две различные точки зрения. Одна из них состоит в том, что положительное отношение к себе является необходимым условием положительного отношения к другому. По мнению Салливана, собственное «Я» - единственная реальность, которая непосредственно доступна человеку.
Салливэн, полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывают личности ее истинную сущность и позволяют обрести устойчивое Я. Поэтому он придает особое значение тесной дружбе детей и младших подростков, видя в пей средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки.
Способность любить закладывается с детства. А когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то.
В подростковом возрасте бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. В этот период у подростков начинает проявляться романтическая любовь.
Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают вести дневник, писать стихи. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая каждый из них. Мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости.
Американский психолог Эрих Фромм писал, что когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то. Но влечение одного человека к другому, интерес к нему - это еще не любовь. Любовь образует более высокий уровень отношений человека к человеку. Она проявляется как стремление испытать радость, отраженную от радости любимого человека.
Но независимо от индивидуальных особенностей и специфики предшествующего развития каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален. Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга - важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т. п.
Психологи считают, что человек должен различать увлечение, влюбленность и любовь.
Подростки довольно часто считают любовью увлечение и влюбленность. Им бывает трудно отличить одно чувство от другого - это происходит потому, что при увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения.
Старшеклассники, так же как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие одновременно увлекаются одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
При увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения. Однако различить их все-таки можно, и лучший советчик в этом - время. Влюбленность может протекать долго, и кажется, что это именно тот человек, с кем хочется связать свою жизнь. Но проходит время, и люди остаются просто добрыми друзьями. Поэтому совет старших «не спешить» не лишен здравого смысла.
Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением.
В этот возрастной период романтические отношения еще не очень тесно связаны с сексуальностью, их слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте. Сексуальность подростков проявляется как следствие биологического созревания, однако, не сопровождается достижением социальной зрелости.
Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражена у мальчиков. Влюбляясь, они в общем-то верно называют дружбой зарождающуюся привязанность и в то же время испытывают сильный, лишенный тонкого психологического содержания эротизм.
С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде (13-15 лет) нередки «грязные» разговоры.
В подростковом возрасте юноша и узнают, что такое первая любовь. Это чувство запоминается на всю жизнь. По своей природе первая любовь романтична. С ней связаны как радостные минуты, полные восторга, так и переживания, разочарования. Для некоторых первая любовь становится любовью на всю жизнь, а для кого-то это только одно из приятных воспоминаний. Тем не менее, природа создала человека таким, что он не может обойтись без любви.
Первая любовь - прекрасное светлое чувство. Подростки готовы отдаться этому чувству полностью, реализовать любовь через физическое сближение или брак. Но такая спешка мешает узнать все многообразие взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Существуют факторы, важные для гармоничных отношений двух любящих людей: терпение, взаимоуважение и понимание. Для создания семьи недостаточно иметь только материальную базу, нужны определенная психологическая и физиологическая совместимость, умение любить человека таким, каков он есть, и признавать его право быть самим собой, уступать в мелочах без ущерба для собственного самолюбия. Материальное благополучие способствует стабильности брака, но оно никогда не заменит духовной близости.
Совместная жизнь при отсутствии искреннего чувства превращается в сожительство двух людей и становится им в тягость. Любви можно и нужно учиться, как и умению жертвовать, идти навстречу желаниям друг друга.
Чувства и характеры двух людей на протяжении совместной жизни подвергаются серьезным испытаниям. Каждый из молодоженов несет модель семьи, в которой он воспитывался, поэтому трудности и столкновения неизбежны.
В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина и что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, так как в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы. Общение с лицами противоположного пола, традиции каждой семьи помогают понять и воспитать в себе мужские или женские качества. Для юношей важную роль играют не только одноклассницы, подруги, но в первую очередь - мама, сестра. Точно так же и у девушек общение с отцом, братом способствует формированию собственных взглядов.
Естественный, дружеский и теплый стиль общения в семье строится на искреннем уважении, когда ценят и видят женственность в девушке (женщине), а мужественность в юноше (мужчине).
Различия в строении тела и физиологических функциях дополняются наиболее типичными психологическими особенностями, присущими мужчинам и женщинам. Так, женщина нежна и заботлива, ей менее свойственна агрессивность характера, она спокойнее и мягче. Мужчина более решителен в действиях, поступках, более целеустремлен и прямолинеен. Мужчина и женщина соединяются, чтобы дать рождение новому человеку. В этом заключается их биологическое предназначение. Однако физиология человека вызвала к жизни такие понятия, как физическое влечение, страсть, стремление удовлетворить сексуальные потребности, не связанные с продолжением рода.
Любовь - это искусство, в котором необходимо постоянно совершенствоваться. В подростковом возрасте это совершенствование достигает своего пика. Любовь требует усилия и старания, конечная цель приложения которых - самосовершенствование, то есть поднятия себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим.
Поэтому все
то, что индивид ощущает в
Э. Фромм считал любовь к себе необходимым условием любви к другим людям. Во-первых, потому, что сам человек, а не только другие, является объектом собственных чувств и установок, а во-вторых, потому, что установки на себя и на других не противоположны, а в основе своей тесно связаны. Поэтому если исходить из того, что надо любить всех людей, то человек должен любить и себя самого, так как он тоже человек. Любовь к себе является противоположностью эгоизма, потому что эгоисты не способны любить никого, так же как и самих себя. Более того, эгоизм есть следствие недостатка любви к себе.