Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).
Субъектом не возможно стать раз и навсегда. Человеку приходится порождать себя в этом качестве в каждом своем действии, проходя ряд определенных стадий субъектогенеза (рождения субъекта):
- принятия человеком на себя ответственности за непререшенный заранее исход своих действий (проявление себя как субъекта предстоящего действия);
- переживания
возможности реализации
- реализация открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях (проявление себя как субъекта слагающих совершаемого «здесь и теперь» действия);
- оценки результата
как личностного значимого
Отсутствие какой-либо из перечисленных стадий субъектогенеза приводит к тому, что человек не берет на себя ответственности даже за то, что сделано его собственными руками.
Итак, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Субъектность проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.
В психолого-педагогических
и философских исследованиях
изучены отдельные теоретико-
Поиск системного подхода к личностной и субъектной сущности человека характерен для ряда современных исследований в педагогике (З.И. Васильева, СМ. Годник, А.Г. Громцева, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.).
Стать субъектом человек, прежде всего, должен сам. Но без помощи других он не может оценить, верны ли его представления о себе как о субъекте. В этой связи целесообразно отметить некоторые условия организации психолого-педагогической деятельности, позволяющие обеспечить фасилитацию личностного развития. Порождение и воспроизведение человеком себя как субъекта составляет суть трактовки общения как субъект-субъектного взаимодействия. В качестве диагностического признака такого взаимодействия (в том числе преподавателя и студента) может быть использовано наличие или отсутствие идеальной репрезентации (отраженности) его участников друг в друге.
В качестве меры взаимодействия участников педагогического процесса могут быть использованы такие формы проявления отраженной субъектности, как, например, переживание человеком собственной динамики при попытке охарактеризовать личность другого человека.
Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе может осуществляться и с помощью создания ситуаций с высоким потенциалом порождения субъектности личности и условий для появления надситуативной активности. При этом важно, чтобы проблемные задачи были поставлены самим человеком без принуждения извне и приводили к проявлению ответственности за последствия предпринятых им по собственной инициативе действий. [43; С. 17]
Кроме того, психолого-педагогический анализ учебного процесса может быть построен на наблюдении за актами неадаптивной активности. Например, в сфере предметной деятельности субъектность может обнаруживать себя в самостоятельном определении (и студента, и преподавателя) уровня трудности задачи, в спонтанном обобщении и непрагматической постановке проблемы; в сфере общения - в стремлении выйти за определенные конкретной ситуацией рамки социально-ролевого взаимодействия; в сфере самопознания - в поиске смысла своего поведения.
Таким образом,
задачей того, кто проектирует
и эксплуатирует психолого-
В отечественной психологии накоплен богатый опыт по исследованию проблемы человека как субъекта деятельности и жизнедеятельности. Возникновение термина «субъектность» связано, прежде всего, с исследованиями психологии субъекта, выполненными C.Л. Рубинштейном и его школой. В той или иной форме субъектность представлена в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.П Ананьева, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлинского, А.Н, Леонтьева, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского и др.
Без тщательного анализа содержания этого понятия, без его использования, невозможно ни одно психолого-педагогическое исследование.
Субъектность является предметом исследований и присутствует в основных теориях отечественной психологии: анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский); изучаются компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Татенко); исследуются закономерности развития субъектного начала человека в онтогенезе (Н.Х. Александрова, А.В. Захарова, В.И. Слободчиков, Г.Л. Цукерман); определяются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина): выявляется специфика субъектности педагога (Е.Н. Волкова, Т.В. Маркелова, Ф.Г. Мухаметзянова, И.А. Серегина).
Cубъектность - есть не только определенная целостность, интегративная человеческая реальность, очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека, но и становящаяся, меняющаяся, развивающаяся и расширяющаяся целостность. Следовательно, использование понятия «субъектность» как познавательного принципа предполагает исследование субъекта в качестве целостности, взятой в динамике или изменяющейся целостности.
В понимании субъектности мы основываемся на том, что:
- субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления «объектности», т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий;
- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (С.Л. Рубинштейн);
- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский);
- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова-Славская);
- субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом.
Термином «субъектность» подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций; функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т.е. одна из функций субъектности конгруэнтна креативности человека (Б.Г. Ананьев);
- в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, так как субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности. «Образование есть всеобщая форма становления и развития субъективной (субъектной) реальности во времени истории и в пространстве культуры» (В.И. Слободчиков). Можно конкретизировать: образование есть возможность и действительность субъектного развития личности;
- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская).
Представление о личности как субъекте, получило широкое распространение в мировой психологической науке, особенно в психотерапевтических концепциях, в теориях социально-когнитивного научения.
По мнению представителей индивидуальной психологии, Э. Фромма и его последователей, К. Хорни и других авторов, человек изначально обладает креативной активностью, творческой силой, позволяющей растущей личности даже в очень неблагоприятных условиях давать самой себе толчок для развития. Личность, как утверждает А. Маслоу, в конечном счете, сама создает иерархию своих потребностей и способна к усилию, необходимому для перехода на уровень метамотиваций, бытийных ценностей. [22; С.346]
Согласно Х. Ремшмидт, развивающийся человек может активно формировать условия своего собственного развития. [36; С.159]
Л. Колберг, опираясь на результаты эмпирических исследований, приводит весомые аргументы в пользу тезиса о том, что люди, достигшие достаточно высокого уровня развития, способны преобразовывать моральные нормы своего общества во имя общечеловеческих ценностей. К. Юнг основным предназначением появившегося в сфере бытия человека считал преодоление незавершенности мира, его совершенствование. Личность в таких условиях выступает как «второй творец мира». [44; С.418]
Таким образом, в отечественной и зарубежной литературе понятие «субъектности» рассматривается весьма многопланово и широко - от общефилософских подходов до практических ориентиров современной образовательной политики. Утвердилось мнение о том, что субъектность как целостное, системное качество личности, воплощение внутреннего мира человека, личностное в человеке представляет собой базовую характеристику, имеющую свои специфические жизненные функции, свои законы существования и развития. Субъектность - не только определенная целостность, интегративная, человеческая реальность, но и меняющаяся, развивающаяся целостность.
Субъектность как базовая характеристика человека, проявляющаяся в деятельности, может рассматриваться как источник активности, направленной в том числе и на преобразование собственной жизнедеятельности и себя. Наблюдается неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и его структурных описаниях, которое состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид.
Реальное развитие человека в рамках индивидуального субъекта невозможно. Оно неизбежно будет совершаться в соответствии с отчужденной формой развития личности, как сужение субъектности. Полагается, что творческое (субъектное) развитие личности возможно на пути включения реального индивидуального субъекта в развивающую деятельность субъектов более высокого порядка.
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. «Открытие» подросткового возраста в психологии по праву принадлежит С. Холлу. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. «Открытие» подросткового возраста в психологии по праву принадлежит С.Холлу. Культурно-антропологические исследования М. Мид выявили определяющее значение культурных факторов в развитии подростков.
К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами и «неприкаянным», что порождает особую подростковую субкультуру.
В культурно-духовном контексте подростковый возраст рассматривал немецкий философ, психолог и педагог Э. Шпрангер. Содержание подросткового возраста, по его мнению, составляет врастание человека в культуру.
Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым. Основная его характеристика - то, что Ш. Бюлер называет психической пубертатностью. Допубертатный период связан с вызреванием биологической потребности - потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности.
Подлинными источниками и движущей силой развития субъектности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение индивида к культуре, через преобразование своих поступков и деяний, мира, других людей и себя, идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующий мир, может быть передано формулой: Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают. [15; С. 372]
Личность, как отмечал В.Э. Ильенков, возникает только тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект осуществлять деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - тем социо-культурным пространством, в лоно которого он проникается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. [14; С. 343]
А.Н. Леонтьев, занимаясь изучением особенностей психического развития школьников, подростков и юношей, отмечал, что в младшем школьном возрасте ведущим мотивом является мотивация учебной деятельности, от динамики которой зависит усвоение детьми новых знаний и умений. [20; С. 583]