Субъектность личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).

Файлы: 1 файл

диплом субъектность личности.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

Вторая точка  зрения на проблему влияния отношения  к себе на отношение к окружающим представлена в работах З.Фрейда. Положительное отношение к себе отрицательно связано, по его мнению, с отношением к другим людям. Для него любовь к себе означает нарциссизм, т.е. обращение либидо на самого себя. Таким образом, любовь к себе и любовь к другим взаимоисключающи в том смысле, что чем больше одного, тем меньше другого.

В психотерапевтической практике установлено, что люди невротического склада не способны к глубоким эмоциональным привязанностям. Изучение отношения к родителям, любимому, другу, человечеству в целом привело к выводу о том, что между всеми этими параметрами и отношением к себе существует прямо пропорциональная зависимость.

Но отношение  к себе - довольно сложный феномен. К. Роджерс выделяет в нем два компонента: самооценку, т.е. оценку себя как носителя определенных свойств, и самопринятие, т.е. осознание собственных достоинств и недостатков. В эмпирических исследованиях получено большое число доказательств влияния самооценки и самопринятия на аттракцию к другим людям. В ходе эксперимента испытуемым-мужчинам либо занижали, либо завышали самооценку. Затем во время перерыва испытуемых знакомили с девушкой, чья внешность менялась. Испытуемые с завышенной самооценкой проявляли большую аттракцию в том случае, когда девушка была привлекательна, а испытуемые с заниженной самооценкой проявляли большее внимание к менее привлекательной девушке. В другом эксперименте студенты заполняли личностные тесты, а затем молодой человек сообщал им завышенную или заниженную оценку, В случае отрицательной оценки испытуемые с высокой самооценкой склонны относиться к оценивающему более положительно, чем испытуемые с низкой самооценкой. В случае положительной оценки оценивающий нравился больше испытуемым с низкой самооценкой.

Но самые  интересные результаты получены в случае неопределенной оценки: испытуемые с высокой самооценкой склонны интерпретировать неоднозначные стимулы в свою пользу и относиться к ним более положительно, а испытуемые с низкой самооценкой - наоборот.

Любовь является конформной реакцией на нормы и ценности, господствующие в обществе. И нормой в современном развитом обществе является, в частности, представление, что каждый человек в определенном возрасте должен испытать любовь. Для того чтобы человек оказался способен на такую сильную эмоциональную привязанность, какой является любовь, необходимо наличие определенных предпосылок.

Можно выделить две группы этих предпосылок.

Первую мы описываем  как усвоение системы кодов для  обозначения эмоциональных состояний. Она усваивается в процессе социализации, через литературу, кино, телевидение. Через идентификацию читателя или зрителя с героем становится возможным разделение его чувств, человек учится интерпретировать свои собственные эмоциональные состояния.

Вторую группу предпосылок сильных гетеросексуальных  привязанностей составляют дружеские отношения со сверстниками своего пола. По мнению многих авторов, любовь как наиболее сильная и глубокая форма межличностной аттракции не отличается от других ее видов качественно, а только количественно.

Любовь и дружбу можно описать с помощью одних и тех же шкал привязанности, уважения, альтруизма, физической привлекательности, просто в любви показатели по этим шкалам выше. С точки зрения Дж.Каннинхэма и Дж.Антилла, дружеские отношения между партнерами предшествуют любви, и романтическая любовь отличается от дружбы лишь по характеру интересов, разделяемых партнерами в отношениях. Дружеские отношения тесно связаны с романтическими отношениями с представителями противоположного пола.

Таким образом, самооценка влияет на атрибутивные процессы: амбивалентные стимулы интерпретируются людьми с низкой самооценкой в неблагоприятном для себя смысле, а людьми с высокой самооценкой - наоборот.

В итоге, следует отметить, что объем проблем, связанных с изучением субъектности, растет вместе с углублением ее познания. Между тем, все более актуальной становится потребность в понимании генезиса субъекта.

 

Выводы по главе 2

Проведенное нами исследование предусматривало решение  целого ряда задач.

Анализ полученных результатов позволяет сделать  следующие выводы:

1. Все учащиеся отметили, что считают любовь и дружбу неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.

2. В ходе изучения приоритета и значимости любви и дружбы, в нашем исследовании установлено, что подростки, помимо своих родителей, большее предпочтение отдают друзьям. На втором месте по приоритетности - любовь. Однако любовные отношения называются ими более важными и исключительными по своей сути.

3. В ходе изучения межличностных отношений в группе нами выявлены многочисленные дружеские и приятельские образования, удовлетворяющие потребность подростков в дружбе. Мы подтвердили тот факт, что в организованной группе есть свои лидеры - наиболее активные ребята, и «отверженные» - ребята с низким статусом в коллективе.

В результате проведения методики мы доказали, что группирование - важная характерная особенность  подростковой дружбы.

Если обобщить полученные данные и учитывать литературные, то можно описать «собирательный портрет» современного подростка, с характерными особенностями любви и дружбы этого возрастного периода:

1. Потребность в дружбе и любви сохраняется.

2. Значимость близкого друга.

3. Значимость группы друзей, приятелей.

4. Появляется потребность в любимом человеке.

Таким образом, полученные нами данные в ходе исследования в определенной степени подтверждают выдвинутую гипотезу: в подростковый период, при переходе от одного возраста к другому, вместе с общей перестройкой системы сознания наблюдается тенденция к изменению некоторых проявлений дружбы и любви и их характерных особенностей.

В целом, можно  сказать, что проведенная нами работа подтвердила: актуальные для подростков потребности в любви и дружбе являются объективными психологическими реальностями, допускающими возможность экспериментального их исследования.

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы, мы определили, что субъектность - есть не только определенная целостность, интегративная человеческая реальность, очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека, но и становящаяся, меняющаяся, развивающаяся и расширяющаяся целостность.

Следовательно, использование понятия «субъектность» как познавательного принципа предполагает исследование субъекта в качестве целостности, взятой в динамике или изменяющейся целостности.

Стремление  изучать и развивать человека с точки зрения его субъектности сопряжено с выявлением и организацией процессов и условий его развития и саморазвитием на разных уровнях субъектного бытия.

Условием развития субъектности является организация  жизни человека в формах субкультуры, соответствующей возрасту и типу культуры. В отношении возрастного развития это предполагает организацию образования в формах дошкольной, подростковой, юношеской и т.д. субкультур, что означает актуализацию соответствующих возрасту: системы ценностей, общения в формах близости, социокультурно ориентированной деятельности и картины мира (менталитета, мышления, системы представлений и т.д.), а также средств их осуществления в формах соответствующей субкультуры.

Субъектность  проявляется в активной творческой позиции человека при решении  жизненных задач, в способности  к саморегуляции и саморефлексии собственной деятельности.

Изучение процесса влияния субъектности личности подростка на представления о дружбе и любви показало, что дружба является особым видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом.

Наиболее ннтересными и важными для изучения нам представились личные отношения. Понятием «личные отношения» обозначается сугубо индивидуально-субъективная связь человека. В нем заключено непосредственное и конкретное отношение к достоинству и недостаткам другого человека. В них находит отражение субъективная значимость качеств партнеров взаимодействия.

Итак, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. Казань: Карпол, 2000. - 228 с.
  2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2002. - 704 с.
  3. Абрамова, М.А. Социокультурная ситуация и образование / М.А.Абрамова. - Педагогическое образование и наука, 2002. - №2. - с. 4-8.
  4. Александрова, Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: автореф. дисс. канд. психол. Наук Г.Г. Александрова. - Казань: Казанский государственный университет, 2004. - 21 с.
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. - СПб: Изд-во «Питер», 2001. - 282 с.
  6. Андреев, В.И. Педагогика / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 605 с.
  7. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М: Педагогика, 1994. - 109 с.
  8. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение  \ А.В. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 392 с.
  9. Брушлинский, А.В. О критериях субъекта / А.В. Брушлинский Психология индивидуального и группового субъекта. Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М: ПЕР СЭ, 2002. - С. 9-33
  10. Дубровина, И.В. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / И.В.Дубровина, Б.С.Круглова М.: Педагогика, 1988. - 192 с.
  11. Журавлев, А.Л. Психология коллективного субъекта / А.Л. Журавлев Психология индивидуального и коллективного субъекта. Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 51-81.
  12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.В.Зимняя. - М.: Изд-во «Логос», 2004. - 384 с.
  13. Ивлева, Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: автореф. дисс. канд. психол. наук: Ф.Г.Ивлева. Казань: Казанский государственный университет, 2000. - 22 с.
  14. Ильенков, Э.В. Что такое личность? / Э.В.Ильенков С чего начинается личность. Под общей ред. Р.И.Косолапова. - 2-е изд. М: Политздат, 1983. - С. 319-358.
  15. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.
  16. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
  17. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин Вопросы психологии. 2004. - №2. - С. 128-135
  18. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В.А.Лекторский. - М: Наука, 1980. - 359 с.
  19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - С. 226
  20. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 583
  21. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М: Наука, 1984. - 444 с.
  22. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  23. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А. Миславский. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
  24. Мурысин, Л.Н. Развитие субъектности школьника в условиях гуманизированного образовательного пространства: автореф. дисс. канд. психол. наук: Л.Н. Мурысин. - Казань: Казанский государственный университет, 2005. - 24 с.
  25. Мухаметзянова, Г.В. Гуманитаризация ключевая идея преодоления кризиса образования / Г.В. Мухаметзянова, М.И. Надеева. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 115 с.
  26. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. / В.С. Мухина - М.: Изд. центр «Академия», 1997. - 432 с.
  27. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Непомнящая. - М.: владос, 2001. - 189 с.
  28. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  29. Орлов, А.Б. Психология личности и сущность человека: Парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М Академия, 2002. - 271 с.
  30. Осницкий, А.К. Проблемы исследования субъективной активности / А.К. Осницкий. - Вопросы психологии. 1996. - №1, 4.
  31. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: РОУ, 1992. - 223 с.
  32. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - М.,1998. - 271 с.
  33. Практикум по психодиагностике: учебное пос. / Н.С.Глуханюк. - Екатеринбург: УГППУ, 1999. - 155 с.
  34. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. / Под ред. член-корреспондента РАО А.А. Реана. - СПб: Прайм Еврознак, 2005. - 416 с.
  35. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Дж.Равен. - М.: Когито-Центр, 2001. - 141 с.
  36. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 319 с.
  37. Рубинштейн, Л. Проблемы общей психологии / Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
  38. Рубинштейн, Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
  39. Селиванов, В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: авторефер. дисс.... д-ра психол. наук: В.В.Селиванов. - Смоленск, 2001. - 54 с.
  40. Селиванов, В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл / В.В. Селиванов Психология индивидуального и группового субъекта Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 310-327
  41. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.
  42. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 423 с.
  43. Чудновский, В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач воспитания / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - 1998. - №4. - С. 15-25.
  44. Юнг, К.-Г. Аналитическая психология / К.-Г. Юнг. - СПб.: Палантир, 1994. - 440 с.

 

Приложения

Таблица 1

Список учащихся 8-в класса -

участников  психолого-педагогического исследования

 

ФИО

ФИО

1

Абросимова

14

Нарышкин

2

Бодрова

15

Нургалиева

3

Баранкина

16

Куба

4

Вербина

17

Победимская

5

Венцелев

18

Стародубова

6

Гутарин

19

Сибякина

7

Двуречный

20

Тургунова

8

Ермаков

21

Степанова

9

Зеленцова

22

Спиридонова

10

Михалина

23

Селихова

11

Мазина

24

Холзова

12

Лоренц

25

Черных

13

Качугина

26

Шигаева


 

 

 

Таблица 2

Социометрическая  матрица

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1

                   

1

                             

2

                 

2

             

1

             

3

3

               

1

             

2

                 

4

                                         

1

3

2

   

5

                                                   

6

           

2

1

                                   

7

         

3

             

1

 

2

                   

8

         

1

                                       

9

                                                   

10

 

1

                                       

2

3

   

11

1

                                                 

12

                                                   

13

   

2

 

4

     

1

             

3

                 

14

           

1

               

2

                   

15

                     

1

           

2

 

3

         

16

           

1

           

2

                       

17

   

1

 

2

                                         

18

 

3

           

1

                   

2

           

19

                     

1

   

3

         

2

         

20

                                 

1

               

21

                     

2

   

3

     

1

             

22

     

1

                                     

2

   

23

                 

2

                         

1

   

24

                 

1

                     

2

       

25

       

2

                                       

1

26

 

3

   

2

                                     

1

 

Кол-во выборов

1

3

2

1

4

2

2

1

3

3

1

3

0

2

3

2

2

2

3

1

3

2

2

4

1

2

Из них взаимных

1

3

1

1

0

2

3

1

0

3

1

3

0

2

3

2

1

2

3

1

3

2

1

2

1

2

Информация о работе Субъектность личности подростка