Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).
Вторая точка зрения на проблему влияния отношения к себе на отношение к окружающим представлена в работах З.Фрейда. Положительное отношение к себе отрицательно связано, по его мнению, с отношением к другим людям. Для него любовь к себе означает нарциссизм, т.е. обращение либидо на самого себя. Таким образом, любовь к себе и любовь к другим взаимоисключающи в том смысле, что чем больше одного, тем меньше другого.
В психотерапевтической практике установлено, что люди невротического склада не способны к глубоким эмоциональным привязанностям. Изучение отношения к родителям, любимому, другу, человечеству в целом привело к выводу о том, что между всеми этими параметрами и отношением к себе существует прямо пропорциональная зависимость.
Но отношение к себе - довольно сложный феномен. К. Роджерс выделяет в нем два компонента: самооценку, т.е. оценку себя как носителя определенных свойств, и самопринятие, т.е. осознание собственных достоинств и недостатков. В эмпирических исследованиях получено большое число доказательств влияния самооценки и самопринятия на аттракцию к другим людям. В ходе эксперимента испытуемым-мужчинам либо занижали, либо завышали самооценку. Затем во время перерыва испытуемых знакомили с девушкой, чья внешность менялась. Испытуемые с завышенной самооценкой проявляли большую аттракцию в том случае, когда девушка была привлекательна, а испытуемые с заниженной самооценкой проявляли большее внимание к менее привлекательной девушке. В другом эксперименте студенты заполняли личностные тесты, а затем молодой человек сообщал им завышенную или заниженную оценку, В случае отрицательной оценки испытуемые с высокой самооценкой склонны относиться к оценивающему более положительно, чем испытуемые с низкой самооценкой. В случае положительной оценки оценивающий нравился больше испытуемым с низкой самооценкой.
Но самые интересные результаты получены в случае неопределенной оценки: испытуемые с высокой самооценкой склонны интерпретировать неоднозначные стимулы в свою пользу и относиться к ним более положительно, а испытуемые с низкой самооценкой - наоборот.
Любовь является конформной реакцией на нормы и ценности, господствующие в обществе. И нормой в современном развитом обществе является, в частности, представление, что каждый человек в определенном возрасте должен испытать любовь. Для того чтобы человек оказался способен на такую сильную эмоциональную привязанность, какой является любовь, необходимо наличие определенных предпосылок.
Можно выделить две группы этих предпосылок.
Первую мы описываем
как усвоение системы кодов для
обозначения эмоциональных
Вторую группу
предпосылок сильных
Любовь и дружбу можно описать с помощью одних и тех же шкал привязанности, уважения, альтруизма, физической привлекательности, просто в любви показатели по этим шкалам выше. С точки зрения Дж.Каннинхэма и Дж.Антилла, дружеские отношения между партнерами предшествуют любви, и романтическая любовь отличается от дружбы лишь по характеру интересов, разделяемых партнерами в отношениях. Дружеские отношения тесно связаны с романтическими отношениями с представителями противоположного пола.
Таким образом, самооценка влияет на атрибутивные процессы: амбивалентные стимулы интерпретируются людьми с низкой самооценкой в неблагоприятном для себя смысле, а людьми с высокой самооценкой - наоборот.
В итоге, следует отметить, что объем проблем, связанных с изучением субъектности, растет вместе с углублением ее познания. Между тем, все более актуальной становится потребность в понимании генезиса субъекта.
Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все учащиеся отметили, что считают любовь и дружбу неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.
2. В ходе изучения приоритета и значимости любви и дружбы, в нашем исследовании установлено, что подростки, помимо своих родителей, большее предпочтение отдают друзьям. На втором месте по приоритетности - любовь. Однако любовные отношения называются ими более важными и исключительными по своей сути.
3. В ходе изучения межличностных отношений в группе нами выявлены многочисленные дружеские и приятельские образования, удовлетворяющие потребность подростков в дружбе. Мы подтвердили тот факт, что в организованной группе есть свои лидеры - наиболее активные ребята, и «отверженные» - ребята с низким статусом в коллективе.
В результате проведения методики мы доказали, что группирование - важная характерная особенность подростковой дружбы.
Если обобщить полученные данные и учитывать литературные, то можно описать «собирательный портрет» современного подростка, с характерными особенностями любви и дружбы этого возрастного периода:
1. Потребность в дружбе и любви сохраняется.
2. Значимость близкого друга.
3. Значимость группы друзей, приятелей.
4. Появляется потребность в любимом человеке.
Таким образом, полученные нами данные в ходе исследования в определенной степени подтверждают выдвинутую гипотезу: в подростковый период, при переходе от одного возраста к другому, вместе с общей перестройкой системы сознания наблюдается тенденция к изменению некоторых проявлений дружбы и любви и их характерных особенностей.
В целом, можно сказать, что проведенная нами работа подтвердила: актуальные для подростков потребности в любви и дружбе являются объективными психологическими реальностями, допускающими возможность экспериментального их исследования.
Таким образом, исходя из теоретического анализа научной литературы, мы определили, что субъектность - есть не только определенная целостность, интегративная человеческая реальность, очевидная и непосредственно данная форма самобытия человека, но и становящаяся, меняющаяся, развивающаяся и расширяющаяся целостность.
Следовательно,
использование понятия «
Стремление изучать и развивать человека с точки зрения его субъектности сопряжено с выявлением и организацией процессов и условий его развития и саморазвитием на разных уровнях субъектного бытия.
Условием развития субъектности является организация жизни человека в формах субкультуры, соответствующей возрасту и типу культуры. В отношении возрастного развития это предполагает организацию образования в формах дошкольной, подростковой, юношеской и т.д. субкультур, что означает актуализацию соответствующих возрасту: системы ценностей, общения в формах близости, социокультурно ориентированной деятельности и картины мира (менталитета, мышления, системы представлений и т.д.), а также средств их осуществления в формах соответствующей субкультуры.
Субъектность
проявляется в активной творческой
позиции человека при решении
жизненных задач, в способности
к саморегуляции и саморефлекси
Изучение процесса влияния субъектности личности подростка на представления о дружбе и любви показало, что дружба является особым видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом.
Наиболее ннтересными и важными для изучения нам представились личные отношения. Понятием «личные отношения» обозначается сугубо индивидуально-субъективная связь человека. В нем заключено непосредственное и конкретное отношение к достоинству и недостаткам другого человека. В них находит отражение субъективная значимость качеств партнеров взаимодействия.
Итак, субъектность можно рассматривать как основу личности, как интегральную способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями.
Таблица 1
Список учащихся 8-в класса -
участников
психолого-педагогического
№ |
ФИО |
№ |
ФИО |
1 |
Абросимова |
14 |
Нарышкин |
2 |
Бодрова |
15 |
Нургалиева |
3 |
Баранкина |
16 |
Куба |
4 |
Вербина |
17 |
Победимская |
5 |
Венцелев |
18 |
Стародубова |
6 |
Гутарин |
19 |
Сибякина |
7 |
Двуречный |
20 |
Тургунова |
8 |
Ермаков |
21 |
Степанова |
9 |
Зеленцова |
22 |
Спиридонова |
10 |
Михалина |
23 |
Селихова |
11 |
Мазина |
24 |
Холзова |
12 |
Лоренц |
25 |
Черных |
13 |
Качугина |
26 |
Шигаева |
Таблица 2
Социометрическая матрица
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||
2 |
2 |
1 |
3 | |||||||||||||||||||||||
3 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
4 |
1 |
3 |
2 |
|||||||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||||||||
6 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||
7 |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||
8 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||||||||||
10 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||
11 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||||||||||
13 |
2 |
4 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||
14 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
15 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||||||||||||
16 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
17 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
18 |
3 |
1 |
2 |
|||||||||||||||||||||||
19 |
1 |
3 |
2 |
|||||||||||||||||||||||
20 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||
21 |
2 |
3 |
1 |
|||||||||||||||||||||||
22 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
23 |
2 |
1 |
||||||||||||||||||||||||
24 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||||||||
25 |
2 |
1 | ||||||||||||||||||||||||
26 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||||||||||||||
Кол-во выборов |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
Из них взаимных |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
1 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |