Субъектность личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).

Файлы: 1 файл

диплом субъектность личности.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

Говоря об организации  воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационно-смысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия.

Именно эти  положения конкретизируют общее  понимание процессов развития субъектности.

А.Н. Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н. Леонтьев, - не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ». [19; С. 226]

1.3. Любовь и  дружба как основной процесс  подросткового возраста

 

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в  психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью.

Подростковый  возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, чаще возраст полового созревания.

Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Они часто и резко меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению. Начинается подростковый возраст с кризиса, который характеризуется как физиологическими изменениями, так и психосоциальными. Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.

Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.

В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определяет общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом.

В отрочестве происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. В первую очередь - это задачи построения отношений с другими людьми. Именно в начале подросткового возраста интенсивное общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями к другим людям (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.

Поскольку никакого места в системе отношений  со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослыми. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Дружба - это  положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, преданности людей друг другу. В жизни каждого человека бывает недолгий период, когда приходится испытать интересную, пылкую дружбу. Это подростковый период.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков.

Подростковая  дружба - яркая дружба с верой  в идеалы, с маленькими подвигами и большими тайнами.

Физические, психологические  и социальные перемены в их жизни  подростки стремятся обсудить с теми, кто переживает аналогичные чувства, т.е. со своими сверстниками. Круг ровесников играет основную роль в социальном развитии подростка. В общении с ровесниками подросток испытывает себя и определяет - кто он есть и кем хочет стать. Он фиксирует внимание на том, как он выглядит, какие черты его характера делают его популярным в различных группах сверстников. В ходе интенсивного общения и взаимодействия в группах сверстников осуществляется интеграция получаемой о себе разнообразной интеграции получаемой о себе разнообразной информации в целостную непротиворечивую личность.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых.

Здесь проявляются 

- стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам.

В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Такое общение для них - особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием - построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания.

В индивидуальной жизни человека дружба - это вполне закономерное явление, появляется она тогда, когда у подростка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера - такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Этот период - переход к взрослости.

В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина, и, что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы.

Кон И.С. пишет, что на вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» - свыше трех четвертей опрошенных учащихся 7-10 классов ответили утвердительно. Но с возрастом сомнения усиливаются. Смешанная дружба существенно отличается от однополой - такие отношения вообще нельзя назвать ни дружбой, ни любовью, это « нечто совсем особое».[16; С. 58]

Собственно, дружба людей разных полов может незаметно  перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь.

Способность любить закладывается с детства. А когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то.

В подростковом возрасте бурное телесное развитие и  идентификация подростка со взрослыми  существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. В этот период у подростков начинает проявляться романтическая любовь.

Именно в  эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают вести дневник, писать стихи. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая каждый из них. Мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости.

Подростки довольно часто считают любовью увлечение и влюбленность. Им бывает трудно отличить одно чувство от другого - это происходит потому, что при увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения.

В этот возрастной период романтические отношения  еще не очень тесно связаны с сексуальностью, их слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте. Сексуальность подростков проявляется как следствие биологического созревания, однако, не сопровождается достижением социальной зрелости.

Любовь - это  искусство, в котором необходимо постоянно совершенствоваться. В подростковом возрасте это совершенствование достигает своего пика. Любовь требует усилия и старания, конечная цель приложения которых - самосовершенствование, то есть поднятия себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим.

 

Выводы по главе 1

 

Подростковый  период - это период, когда человек начинает ценить свои отношения со сверстниками. Именно, стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимые в общечеловеческой культуре потребность в друге и потребность в любви.

Субъектность личности подростка представляет собой такое авторство собственной жизни, которое выражается в способности к построению собственной индивидуальности на основе стремления человека к достижению адекватной себе форме духовности, своей человеческой подлинности на основе соизмерения своего поведения (поступков), переживаний, представлений о мире.

Субъектность актуализируется  в поступке, который представляет собой момент обнаружения человеком  своей подлинности и одновременно утверждения онтологичности, бытийственности абсолютных, объективных ценностей (истины, правды, добра, красоты).

Субъектность является результатом социокультурного (духовного) развития человека, которое представляет собой особое и относительно самостоятельное (не сводимое к природному и социальному) пространство, позволяющее человеку встать в отношение к миру и самому себе, обнаружить единство конечности и бесконечности человека и мира.

Теоретические предпосылки психологии любви, дружбы и, главным образом, психологии влечений заложены преимущественно авторами, поддерживающими теорию психоанализа, однако, как показало исследование литературы, эта тема также получает свое развитие в работах представителей других направлений психологии.

 

Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования представлений подростка о дружбе и любви

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель исследования: определение степени влияния субъектности личности подростка на его представление о любви и дружбе.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:

1. Изучить состояние исследуемой  проблемы субъектности подростка  и выявить степень ее разработанности.

2. Рассмотреть особенности  развития субъектности в подростковом  возрасте.

3. Определить значимость  и приоритет дружбы и любви для подростков.

4. Провести экспериментально - психологическое исследование влияния субъектности личности подростка на его представления о любви и дружбе.

Методы  исследования

В исследовании для решения  поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс, включающий следующие методы:

1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования.

2. Методика «Социометрия»  Д. Морено

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Общая схема действий при  социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью.

Испытуемым предлагается ответить на вопрос: «кого из класса ты бы пригласил на свой день рождения, в первую очередь и во вторую очередь?» которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Исследователь зачитывает вопросы и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения  достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз.

3. Опрос, определяющий значимость дружбы и любви подростков.

Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Испытуемым  предлагается составить 4 списка:

Информация о работе Субъектность личности подростка