Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа
Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).
Говоря об организации воспитательной работы со студентами, он сформулировал ряд положений, касавшихся механизмов развития субъектности личности. В частности, исследователь отмечал, что: человек личностью не рождается; качественные изменения личности наблюдаются как у подростков, так и за пределами школьного возраста - в период психической зрелости человека; переломные моменты в психическом развитии личности человека связаны, прежде всего, с существенными перестройками его мотивационно-смысловой сферы, в которой накапливаются внутренние противоречия.
Именно эти положения конкретизируют общее понимание процессов развития субъектности.
А.Н. Леонтьев отмечал, что удовлетворение предметно-вещественных потребностей и мотивов человека ведет к тому, что они низводятся лишь до уровня условий его жизни. «Поэтому личность, - писал А.Н. Леонтьев, - не может развиваться в рамках потребления, ее развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ». [19; С. 226]
Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, чаще возраст полового созревания.
Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Они часто и резко меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению. Начинается подростковый возраст с кризиса, который характеризуется как физиологическими изменениями, так и психосоциальными. Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Построенное на основе полного доверия и общности внутренней жизни, личное общение становится той деятельностью, внутри которой у подростков оформляются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее.
В.В. Давыдов в качестве ведущей для подростков определяет общественно значимую деятельность, включающую в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. Осознавая социальную значимость собственного участия в реализации этих видов деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом.
В отрочестве происходит перестройка всей социальной ситуации развития подростка. В первую очередь - это задачи построения отношений с другими людьми. Именно в начале подросткового возраста интенсивное общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями к другим людям (поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни.
Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослыми. Здесь-то и складывается новая социальная ситуация развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.
Дружба - это положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, преданности людей друг другу. В жизни каждого человека бывает недолгий период, когда приходится испытать интересную, пылкую дружбу. Это подростковый период.
Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова предложили придать ей статус ведущей деятельности этого возраста. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает общение с ними особенно привлекательным для подростков.
Подростковая дружба - яркая дружба с верой в идеалы, с маленькими подвигами и большими тайнами.
Физические, психологические и социальные перемены в их жизни подростки стремятся обсудить с теми, кто переживает аналогичные чувства, т.е. со своими сверстниками. Круг ровесников играет основную роль в социальном развитии подростка. В общении с ровесниками подросток испытывает себя и определяет - кто он есть и кем хочет стать. Он фиксирует внимание на том, как он выглядит, какие черты его характера делают его популярным в различных группах сверстников. В ходе интенсивного общения и взаимодействия в группах сверстников осуществляется интеграция получаемой о себе разнообразной интеграции получаемой о себе разнообразной информации в целостную непротиворечивую личность.
Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых.
Здесь проявляются
- стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь друзей и жить с ними общей жизнью и одновременно желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам.
В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность и знания, смелость, умение владеть собой. Отношения с другом, сверстником являются предметом особых размышлений подростков, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т.д. Такое общение для них - особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием - построение взаимоотношений и действований в них. Внутри этой деятельности происходит познание подростком другого человека и самого себя и развиваются средства такого познания.
В индивидуальной жизни человека дружба - это вполне закономерное явление, появляется она тогда, когда у подростка возникают первые проблемы и вопросы сугубо личного характера - такие, в которых он самостоятельно не в состоянии разобраться. Этот период - переход к взрослости.
В период взросления у подростка складывается собственное представление о том, каким должен быть мужчина, и, что значит быть женщиной. Этот процесс очень тонкий по своей природе, в формировании этих представлений участвуют физиологические и психологические факторы.
Кон И.С. пишет, что на вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» - свыше трех четвертей опрошенных учащихся 7-10 классов ответили утвердительно. Но с возрастом сомнения усиливаются. Смешанная дружба существенно отличается от однополой - такие отношения вообще нельзя назвать ни дружбой, ни любовью, это « нечто совсем особое».[16; С. 58]
Собственно, дружба людей разных полов может незаметно перерасти в более глубокое интимное чувство - любовь.
Способность любить закладывается с детства. А когда в человеке развивается чувство индивидуальности, ему недостаточно присутствия родителей. В нем возрастает потребность в единении еще с кем-то.
В подростковом возрасте бурное телесное развитие и идентификация подростка со взрослыми существенно влияют на изменение отношений между мальчиками и девочками: они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. В этот период у подростков начинает проявляться романтическая любовь.
Именно в эту пору многие подростки, стремясь сохранить свои переживания для самих себя, начинают вести дневник, писать стихи. Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям. Подросток учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая каждый из них. Мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости.
Подростки довольно часто считают любовью увлечение и влюбленность. Им бывает трудно отличить одно чувство от другого - это происходит потому, что при увлечении, влюбленности и любви мы испытываем похожие эмоции и ощущения.
В этот возрастной период романтические отношения еще не очень тесно связаны с сексуальностью, их слияние происходит несколько позже, в юношеском возрасте. Сексуальность подростков проявляется как следствие биологического созревания, однако, не сопровождается достижением социальной зрелости.
Любовь - это искусство, в котором необходимо постоянно совершенствоваться. В подростковом возрасте это совершенствование достигает своего пика. Любовь требует усилия и старания, конечная цель приложения которых - самосовершенствование, то есть поднятия себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим.
Подростковый период - это период, когда человек начинает ценить свои отношения со сверстниками. Именно, стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимые в общечеловеческой культуре потребность в друге и потребность в любви.
Субъектность личности подростка представляет собой такое авторство собственной жизни, которое выражается в способности к построению собственной индивидуальности на основе стремления человека к достижению адекватной себе форме духовности, своей человеческой подлинности на основе соизмерения своего поведения (поступков), переживаний, представлений о мире.
Субъектность актуализируется
в поступке, который представляет
собой момент обнаружения человеком
своей подлинности и
Субъектность является результатом социокультурного (духовного) развития человека, которое представляет собой особое и относительно самостоятельное (не сводимое к природному и социальному) пространство, позволяющее человеку встать в отношение к миру и самому себе, обнаружить единство конечности и бесконечности человека и мира.
Теоретические предпосылки психологии любви, дружбы и, главным образом, психологии влечений заложены преимущественно авторами, поддерживающими теорию психоанализа, однако, как показало исследование литературы, эта тема также получает свое развитие в работах представителей других направлений психологии.
Цель исследования: определение степени влияния субъектности личности подростка на его представление о любви и дружбе.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1. Изучить состояние исследуемой
проблемы субъектности
2. Рассмотреть особенности
развития субъектности в
3. Определить значимость и приоритет дружбы и любви для подростков.
4. Провести экспериментально - психологическое исследование влияния субъектности личности подростка на его представления о любви и дружбе.
Методы исследования
В исследовании для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс, включающий следующие методы:
1. Теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме исследования.
2. Методика «Социометрия» Д. Морено
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью.
Испытуемым предлагается ответить на вопрос: «кого из класса ты бы пригласил на свой день рождения, в первую очередь и во вторую очередь?» которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии. Исследователь зачитывает вопросы и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 - кого бы Вы выбрали, если бы не было первого». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения
достоверности ответов
3. Опрос, определяющий значимость дружбы и любви подростков.
Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.
Испытуемым предлагается составить 4 списка: