Субъектность личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:34, дипломная работа

Описание работы

Понятие субъекта является одной из ключевых категорий психологии. Благодаря работам К.А. Абульхановой, Б.Г.Ананьева, А.В. Брушлинского и их последователей, категория субъекта приобретает статус наиболее всеобъемлющей характеристики человека, описывающей его активность, целостность и уникальность. «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, т.е. творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути» (А.В. Брушлинский, 1994).

Файлы: 1 файл

диплом субъектность личности.doc

— 448.00 Кб (Скачать файл)

а) всех своих  друзей;

б) всех, кого они  любят;

в) всех, кто  им нравится;

г) всех, в кого они влюблены;

4. Опрос, определяющий приоритет дружбы и любви среди других понятий. Данный опрос проводился анонимно (без указаний ФИО, школы и класса).

Учащимся необходимо оценить по 10-ти балльной шкале такие значимые для них понятия, как «школа», «родители», «спорт», «друзья», «любовь», «секс».

5. Опросник структуры субъектности подростков. (см. Прил.)

Опросник состоит  из 24 вопросов. Обработка результатом  происходит в соответствии с ключом, который состоит из 6-ти шкал (компонентов). В итоге определяются три уровня развития компонентов субъектности: низкий, средний и высокий.

Организация исследования.

Исследование  проводилось период с сентября 2010 г. по октябрь 2010 г. на базе СОШ № 43 г. Нижний Новгород. В экспериментально-психологическом исследовании приняло участие 26 подростков (8 юношей и 18 девушек) в возрасте 14-16 лет. (Таблица 1 Приложения)

Этап 1. (сентябрь 2010 г.) Изучались литературные источники по данной теме, подбирались методы исследования, формировалась гипотеза, формулировались задачи. Осуществлялось накопление первичного материала для последующего анализа и обобщения.

Этап 2. (сентябрь-октябрь 2010 г.) Данный этап заключался в подготовке и разработке методов исследования по данной теме.

Для проверки гипотезы на данном этапе была организована экспериментальная работа, состоящая из психолого-педагогического исследования.

На этом же этапе  проводилась обработка результатов, данные которых представлены в таблицах.

2.2. Принципы диагностики субъектности подростка

 

Субъектность  является предметом исследований и  присутствует а основных теориях отечественной психологии: анализируются феномены субъектности (В.А. Петровский); изучаются компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Татенко); определяются принципы организации образовательных систем, развивающих субъектность (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина): выявляется специфика субъектности педагога (Е.Н. Волкова, Т.В. Маркелова, Ф.Г. Мухаметзянова, И.А. Серегина).

Для повышения  вероятности конструктивных реакций  на результаты исследования (тестирования, опросы), психолог может целенаправленно использовать приведенные ниже принципы предъявления оценочной информации.

1. Основной принцип - принцип доброжелательности. Его соблюдение может быть основано на убежденности в универсальной одаренности и самодостаточной ценности каждого человека. Предварительный самонастрой на соблюдение этого принципа позволяет снизить вероятность проявления вами агрессии против собеседника.

2. Принцип концептуальности. В соответствии с этим принципом оценка отдельных качеств человека должна предъявляться лишь тогда, когда вы составили представление о нем в целом. Его реализация предполагает наличие ясного представления о том, что для вашего собеседника является главным, основным, а что - второстепенным, в чем он бесспорно силен, а в чем слаб, что может причинить ему боль, что он скорее всего воспримет нейтрально, на что обращает особое внимание. Все это обязательно должно быть учтено при выборе конкретного способа предъявления оценочной информации.

3. Принцип целесообразности. Он требует четкого соотнесения объема, содержания и формы сообщения с целями информирования.

4. Принцип неопределенности. Получение исчерпывающей и окончательной оценки какого-либо качества человека принципиально невозможно. Это связано с тем, что, во-первых, человек - система открытая, постоянно находящаяся под влиянием множества внешних и внутренних конкурирующих между собой факторов, полный учет суммарного воздействия которых практически невозможен. Во-вторых, оценку человеку всегда в конечном итоге дает другой человек, исходя из своей системы субъективных ценностей. Следовательно, в любой оценке всегда присутствуют элементы субъективности. Поэтому оценки качеств конкретных людей в лучшем случае могут претендовать лишь на статус более или менее вероятных, но никак не абсолютных и окончательных.

5. Принцип обеспечения  безопасности использования оценочной информации. Для его практического воплощения необходимо: знание общей ситуации, на фоне которой происходит предъявление оценочной информации; создание системы стимулов к получению оценочной информации; наличие неизбежных санкций за некорректное использование оценочной информации; определение на основе принципа минимального числа посвященных; обеспечение права изменения или даже опровержения первоначальной оценки конкретными делами.

2.3. Анализ результатов  исследования и взаимосвязь факторов  субъектности личности подростка и его представлений о любви и дружбе

 

1. Методика «Социометрия» (Д.Морено)

Цель данной методики - выявление межличностных отношений в группе. В исследовании принимало участие 26 человек, учащихся 8 класса. Данные мы занесли в таблицу. (Таб. 2. Социометрическая матрица (см. Прил.)).

Для получения более ясного представления о положении в классе каждого участника на основе данных таблицы, мы составили карту групповой дифференциации: социограмма - мишень.

Как видно из социограммы - мишеней - в исследуемом классе два неформальных лидера, получившие наибольшее количество выборов: №5, №24.

Однако, их индивидуальные социограммы различны.




 

 

Схема 1. Индивидуальная социограмма № 5.

 

Данные индивидуальной социограммы № 5 показывают, что  его выбрали ребята, имеющие преимущественно средний и низкий статус в группе, а также № 13, который является в этой группе «отверженным». Необходимо отметить, что сам № 5 не выбрал никого, поэтому мы будем называть его лидером условно.





 

 

Схема 2. Индивидуальная социограмма №24

 

В отличие от № 5, № 24 сделал два взаимных выбора с № 10 и с № 22, это подтверждает наличие более тесных групповых дружеских взаимоотношений между ними.

Выборы, не нашедшие взаимности у лидера были сделаны  ребятами, имеющими средний и низкий статус в группе. Это косвенным  образом подтверждает факт, что люди с низким статусом или «отверженные» обладают неадекватной (завышенной) самооценкой или предполагают утвердиться в группе через «дружбу» с лидерами.

У попавших в  первый и второй круги наиболее благоприятное  положение, повышающее силу личности в значимой социальной среде. По признанию многих учащихся этого класса, с лидерами № 5, №24 интересно общаться, они неплохо учатся и обладают хорошими организаторскими способностями.

Во втором круге  социограммы - мишени мы выделяем группу девочек (№12,15,19,21), обладающую очевидно, жесткой конформностью и сплоченностью. Схожие взаимоотношения наблюдаются и у мальчиков (их всего 5 в классе). Низкий статус - третий круг - как следствие небольшого количества человек по сравнению с девочками, которых большинство, - обычное явление в классах гуманитарного направления гимназии.

В третьем круге  есть малая группа, состоящая из двух человек (№1,11). По мнению учащихся, эти девочки довольно скромные, тихие, учатся хорошо, но друзей среди других девочек этого класса не заводят, общаясь преимущественно вдвоем.

В четвертом  круге представлены так называемые «отверженные»; в исследуемом классе это № 13.




 


Схема 3. Индивидуальная социограмма № 13.

 

Как видно из социограммы, - № 13 выбирает ребят с высоким и средним статусом в качестве своих друзей. При этом он не получает ни одного взаимного выбора, и никто не выбирает его. Учащиеся описывают № 13 как девочку тихую, меланхоличную, довольно скрытную и неинтересную в общении. Помимо этого, № 13 учится не очень хорошо, но не хуже всех, что примечательно.

В целом, проведенная  методика позволяет нам сделать  вывод о том, что класс, как  организованная группа, представляет собой совокупность нескольких неформальных внутригрупповых образований (малых групп) - дружеских и приятельских. Лидеры этих образований обычно и лидеры в общении, у них много друзей и товарищей, они обладают качествами «идеального друга».

У «отверженного» этого класса наблюдается отсутствие этих качеств, косвенно подтверждается неадекватное (завышенное) самооценка, а низкий статус в коллективе, очевидно, вызывает тревожность и чувство одиночества.

Дружба всегда означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу (в современной социальной психологии такое тяготение называется атракцией). Каким бы спонтанным ни казалось это притяжение, оно имеет определенные объективные предпосылки. Психологическая близость в значительной мере производив от других, более простых, объективных форм общности - пространственно-территориальной близости, сходства возраста, пола, профессионального и образовательного уровня и особенно от совместной деятельности, предполагающей общие цели, определенное разделение обязанностей и т. д.

Таким образом, на примере одного класса, мы подтверждаем, что идентификация на основе группирования, образование дружеских и приятельских групп - важная особенность и характерное проявление дружбы в подростковом возрасте.

2. Опрос, определяющий значимость любви и дружбы.

Второй этап нашего исследования заключался в том, что подростки составляли 4 списка:

1)всех своих  друзей;

2)всех, кого  они любят;

3)всех, кто им  нравится;

4)всех, в кого  они влюблены.

В первом, втором, третьем списках испытуемые называли от двух и более людей. Последний список у 93,75 % испытуемых оказался самым коротким - как правило, в нем только одно имя. Однако, это имя присутствует также во всех остальных списках. У 6,25% испытуемых в четвертом списке либо сразу два имени, либо имена не указаны. (Табл. 3)

Таблица 3

Результаты  опроса, определяющего значимость любви и дружбы подростков

ФИО

Кол-во всех друзей

Кол-во всех, кого любят

Кол-во тех, кто  нравится

Кол-во всех, в  кого влюблены

Абросимова

1

3

4

1

Бодрова

2

5

2

-

Баранкина

1

3

8

1

Вербина

2

6

4

1

Венцелев

4

2

9

1

Гутарин

3

1

4

-

Двуречный

4

2

3

1

Ермаков

3

2

2

1

Зеленцова

5

3

4

1

Михалина

2

-

3

1

Мазина

2

6

2

1

Лоренц

2

3

1

1

Качугина

3

4

2

1

Нарышкин

5

2

2

1

Нургалиева

3

3

2

1

Куба

6

5

5

1

Победимская

2

1

3

1

Стародубова

5

3

4

1

Сибякина

2

3

4

1

Тургунова

2

6

4

1

Степанова

3

1

3

1

Спиридонова

2

3

1

1

Селихова

3

2

2

1

Холзова

2

3

1

1

Черных

4

5

4

2

Шигаева

2

2

1

1


 

Тем не менее, полученные данные подтверждают тот факт, что  любовные чувства исключительны по своей сути. Именно эта исключительность делает их такими сильными и значимыми.

3. Опрос, определяющий приоритет любви и дружбы среди других понятий.

Данные опроса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты  опроса, определяющего приоритет  любви и дружбы у подростков

Понятия

баллы

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Школа

-

-

-

-

-

2

2

5

4

4

9

2

Родители

-

-

-

-

-

-

2

-

2

8

14

3

Спорт

1

3

1

2

-

3

2

1

1

9

3

4

Друзья

-

-

-

-

-

-

-

2

3

8

13

5

Любовь

2

1

-

-

-

-

1

3

4

5

10

6

Секс

23

2

1

-

-

-

-

-

-

-

-

7

деньги

3

-

-

-

-

1

1

3

4

2

12

Информация о работе Субъектность личности подростка