Управление конфликтной ситуацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с типами, причинами и последствиями конфликтов;
2. Провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации

Содержание работы

Введение……………...………………………………………………………...…3
Глава 1. Природа конфликта…………………………...…………….…………4
1.1 Что такое конфликт?.........................................................................................4
1.2 Причины конфликтов……………………………………………..……….….6
1.3 Типы конфликтов……………………………………………………..…..…10
1.4 Модели поведения и типы конфликтных личностей (244)……….........…15
1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.................................................................……...20
1.6 Последствия конфликтов………………………………………...………....25
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией…………...………...…………27
Структурные методы…………………………………………………….........27
.Технология управления процессом протекания конфликта (251)……….....29
.Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации……………………………………………………………………..33
.Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации………………………….......34
2.5 Основные стратегии поведения в конфликте…………………………….35
2.6 Межличностные стили решения конфликтов……………………….…40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Литература ……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ МЭИ Устранение конфликтов в труд коллективе.docx

— 125.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………...………………………………………………………...…3

 Глава 1. Природа конфликта…………………………...…………….…………4

1.1 Что такое конфликт?.........................................................................................4

1.2 Причины конфликтов……………………………………………..……….….6

1.3 Типы конфликтов……………………………………………………..…..…10

1.4 Модели поведения и типы конфликтных личностей (244)……….........…15

1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.................................................................……...20

1.6 Последствия конфликтов………………………………………...………....25

Глава 2. Управление конфликтной ситуацией…………...………...…………27

    1. Структурные методы…………………………………………………….........27
    2. .Технология управления процессом протекания конфликта (251)……….....29
    3. .Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации……………………………………………………………………..33
    4. .Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации………………………….......34

2.5 Основные стратегии поведения в конфликте…………………………….35

2.6 Межличностные стили решения конфликтов……………………….…40

Заключение ……………………………………………………………………..43

Литература …………………………………………………………………………………..     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум. Если в рядовой жизни конфликтные ситуации по большей части кроме стресса и временной психической неуравновешенности ничего нам в жизни не преподносят, то для менеджера конфликт является одним из главных врагов, т. к. последствия от него могут быть самые непредсказуемые. Поэтому одной из функций менеджера, как человека, работающего с людьми является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

       Но часто управленцы, которые не могут сосредоточиться или владеть собой в конфликтной ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе.

       Конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались, да и рассматриваются как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное. Поэтому, чтобы понять саму суть возникновения конфликтов и определить методы их предотвращения, в данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть природу конфликтов в организациях, а также описать методы управления им.

       Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми. 

       Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1. Ознакомиться с типами, причинами  и последствиями конфликтов;

2. Провести исследовательскую часть  работы по выявлению психологических  причин конфликтности людей в  условиях организации;

 

1. Природа конфликта

1.1 Что такое конфликт?

      Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

      Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу[6]. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

      Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта[7].

      Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

      Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют[8]. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Слишком уж часто управляющие считают, что основной причиной конфликта является столкновение личностей. Однако последующий анализ показывает, что «виноваты» другие факторы.

 

1.2 Причины конфликтов

       У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.

       Распределение ресурсов: даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство может решить, как распределить материалы, людей, финансы, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет значения, чего конкретно касается это решение - люди всегда хотят получать больше, а не меньше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет к различным видам конфликта.

       Взаимозависимость задач: возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задач от другого человека или группы. Определённые типы организационных структур увеличивают возможность конфликта. Такая возможность возрастает, например, при матричной структуре организации, где умышленно нарушается принцип единоначалия.

       Различия в целях: возможность конфликта растет по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что подразделения могут сами формулировать свои цели и большее внимание уделять их достижению, чем достижению целей организации. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве как можно более разнообразной продукции и её разновидностей, потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объем сбыта. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категориях затраты - эффективность выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразная.

       Различия в представлениях и ценностях: представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для группы или личных потребностей. Различия в ценностях - весьма распространённая причина конфликта. Например, подчинённый может считать, что всегда имеет право на выражение своего мнения, в то время как руководитель может полагать, что подчинённый может выражать своё мнение только тогда, когда его спрашивают, и беспрекословно выполнять то, что ему говорят.

       Различия в манере поведения и жизненном опыте: эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Нередко встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. Такие личности часто создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом.

       Неудовлетворительные коммуникации: плохая передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Например, если руководство не может донести до сведения рабочих, что новая схема оплаты труда, увязанная с производительностью, призвана не «выжимать соки» из рабочих, а увеличить прибыль компании и её положение среди конкурентов, подчинённые могут отреагировать так, что темп работы замедлится. Другие распространённые проблемы передачи информации, вызывающие конфликт - неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе. Эти проблемы могут возникнуть или усугубиться из-за неспособности руководителей разработать и довести до сведения подчинённых точное описание должностных обязанностей.

      Социальные  и межличностные конфликты сопровождают  всю историю человечества, со  всеми вытекающими из них последствиями  той или иной степени тяжести.  История знает много парадигм, когда из-за тлеющей давней  вражды или необдуманного действия, разгорался настоящий пожар войны.  И сегодня, отношения между  людьми в организации часто  осложняются конфликтами. 

      Конфликты в организации - это столкновение противоположных мнений, целей, интересов, взглядов или позиций двух или более сторон или субъектов взаимодействия. Для изучения конфликтов, их функций, видов  и методов разрешения в рамках психологии появилась новая ветвь – конфликтология.

     Что такое  конфликт? Психология под этим  определением понимает активные  взаимные разнообразные по форме  и содержанию действия конфликтующих  сторон для достижения своих  целей, при этом действия сопровождаются  сильными эмоциональными переживаниями.  Психологическая статистика говорит  о том, что причинами 70% межличностных  конфликтов является материальная  неудовлетворенность или недостаточная  мотивация отдельных сотрудников,  в то время, как внешне это  выглядит как несовпадение характеров  или взглядов.   (425)

      Статистика  утверждает что причины конфликтов в 80 % случаев заключаются не в том, что люди хотят конфликтовать, а из-за особенностей человеческой психики и того негативного факта, что подавляющее большинство людей либо ничего не знает об этих особенностях, либо не может оценить их должным образом, без помощи со стороны.

      Определяющую  роль в возникновении и развитии  межличностного конфликта играют  так называемые конфликтогены  – провоцирующие факторы в  виде слов или поступков.

      Любой трудовой  коллектив или организация - маленькое  зеркало, в котором отражается  наше общество. Там, где существуют  разные точки зрения на одну  и ту же проблему, взаимная  неприязнь, трудно самостоятельно  избежать столкновений для выяснения  вопроса кто прав, а кто виноват.  Конфликтуют между собой отдельные  сотрудники, группы сотрудников,  отделы, начальники и подчиненные.  На работе человек проводит  как минимум 8 часов, и если  окружение и психологических  климат в коллективе для него  некомфортен, то это серьезно  снижает его производительность  труда, мотивацию, ведет к депрессии и стрессу.

      С другой  стороны, о которой вообще мало  кто знает, существуют и позитивные функции конфликта. Как это, спросите вы? А так! Вы наверняка слышали о такой философской категории, как «закон единства и борьбы противоположностей», которая является одной из основных составляющих прогресса. Именно по-этому, конфликты в организации могут служить источником инноваций и позитивных изменений. Но, опять же при условии, если ими эффективно управлять!

Информация о работе Управление конфликтной ситуацией