Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с типами, причинами и последствиями конфликтов;
2. Провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации
Введение……………...………………………………………………………...…3
Глава 1. Природа конфликта…………………………...…………….…………4
1.1 Что такое конфликт?.........................................................................................4
1.2 Причины конфликтов……………………………………………..……….….6
1.3 Типы конфликтов……………………………………………………..…..…10
1.4 Модели поведения и типы конфликтных личностей (244)……….........…15
1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.................................................................……...20
1.6 Последствия конфликтов………………………………………...………....25
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией…………...………...…………27
Структурные методы…………………………………………………….........27
.Технология управления процессом протекания конфликта (251)……….....29
.Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации……………………………………………………………………..33
.Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации………………………….......34
2.5 Основные стратегии поведения в конфликте…………………………….35
2.6 Межличностные стили решения конфликтов……………………….…40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Литература ……………………………………………………………………………
Уход (уклонение). Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
- когда предмет
конфликта не имеет
- когда предмет
спора имеет существенное
В
первом случае стратегией
Межличностные
отношения при выборе данной
стратегии серьезным
Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия
уступки имеет некоторое
При
анализе данной стратегии
- иногда в такой
стратегии отражается тактика
решительной борьбы за победу.
Уступка здесь может оказаться
лишь тактическим шагом на
пути достижения главной
- уступка может
стать причиной неадекватной
оценки предмета конфликта (
- данная стратегия
может быть доминирующей для
человека в силу его
Важно
иметь в виду, что стратегия
уступки оправданна в тех
Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
При
анализе данной стратегии
- компромисс нельзя
рассматривать как способ
- иногда компромисс
может исчерпать конфликтную
ситуацию. Это возможно при изменении
обстоятельств, вызвавших
- компромисс может
принимать как активную, так и
пассивную форму. Активная
- условия компромисса
могут быть мнимыми, когда
Понятие
«компромисс» по содержанию
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Особое
место в выборе данной
Стратегия
сотрудничества включает в
Являясь
одной из самых сложных
-2. Столяренко
Л.Д. Психология делового
------------------------------
2.6 Межличностные стили решения конфликтов
Уклонение: этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание: при таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге рано или поздно приведет к «взрыву».
Принуждение: в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
Компромисс: этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.
Решение проблемы: данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.
Расхождение
во взглядах рассматривается
как неизбежный результат того,
что у умных людей есть свои
представления о том, что
Таким образом,
в сложных ситуациях, где
Данный стиль является
наиболее эффективным в
После того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон;
Заключение
Субъективные по природе конфликты в управленческом коллективе непосредственно порождаются противоречиями между конвенциональными ролями, которые призваны играть руководители и исполнители, каждый член организации, и отклонениями от них, выражающимися в нарушении установленных норм, невыполнении положенных обязанностей и нереализации прав. Источники таких противоречий кроются в сфере социальной психологии личности и группы.
Вообще взаимодействия в группе не могут быть абсолютно гармоничными, потому что не может быть абсолютного единства взглядов и интересов, увлечений и ценностей, характеров и образования. Возможность и вероятность конфликтов заложена в существе человека. И это нельзя оценивать отрицательно. Надо умет решать конфликты.
Существуют различные виды поведения в конфликте. Это очень важно учитывать менеджеру, деятельность которого часто связана с возникновением конфликтных ситуаций. Пожалуй, нет ни одного менеджера, который мог бы управлять бесконфликтно. Успех в деятельности менеджера заключается в умении разрешать конфликты, или обходить их, или инициировать для обеспечения инноваций и обновления.
Эффективность поведения менеджера в конфликтной ситуации определяется его ориентацией на сотрудничество, способностью к компромиссам конструктивного типа, ясностью целей своей деятельности и социальной позиции, открытостью и тактичностью.
Вывод
Конфликт означает несогласие
сторон, при котором каждая сторона
пытается добиться принятия ее. Конфликт
может иметь место между
Большинство людей считает, что конфликт - это отрицательное явление, что они не могут управлять им и стараются его избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, приобретя разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и подчиненные должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в «тонусе», он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер деятельности. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.