Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с типами, причинами и последствиями конфликтов;
2. Провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации
Введение……………...………………………………………………………...…3
Глава 1. Природа конфликта…………………………...…………….…………4
1.1 Что такое конфликт?.........................................................................................4
1.2 Причины конфликтов……………………………………………..……….….6
1.3 Типы конфликтов……………………………………………………..…..…10
1.4 Модели поведения и типы конфликтных личностей (244)……….........…15
1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.................................................................……...20
1.6 Последствия конфликтов………………………………………...………....25
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией…………...………...…………27
Структурные методы…………………………………………………….........27
.Технология управления процессом протекания конфликта (251)……….....29
.Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации……………………………………………………………………..33
.Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации………………………….......34
2.5 Основные стратегии поведения в конфликте…………………………….35
2.6 Межличностные стили решения конфликтов……………………….…40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Литература ……………………………………………………………………………
Люди этого
типа не умеют перестраиваться,
3. Конфликтная личность — неуправляемый тип:
4. Конфликтная личность — сверхточный тип (педант): (394)
5. Конфликтная личность — бесконфликтный тип:
Личность,
сознательно уходящая, убегающая
от конфликта, перекладывающая
ответственность в принятии
Хотя это может показаться странным, здесь уместно дать один важный совет: относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны выше. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть посредством рационального самоконтроля и усилий воли. «Воспитательные» воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких людей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог. (395)
-2. Столяренко
Л.Д. Психология делового
1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния (248)
Эмоциональное возбуждение мешает соперникам понять друг друга, оно не позволяет им чётко, доходчиво изложить свои мысли. Подчас они не слушаю друг друга. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий становления на путь разрешения конфликта.
Под технологиями
управления собственным
Самоконтроль
над эмоциями в конфликте
Первый способ – визуализация сводится к тому, чтобы представлять себя делающим или говорящим что-либо в состоянии гнева. Это позволяет увидеть себя со стороны и, как правило, стимулирует сдержанность собственного поведения.
Второй способ – избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева – проецирование и уничтожение его проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. Это дает выход желанию осуществить насильственные действия, так как с каждым нападением ваш гнев постоянно исчезает.
Четвёртый способ состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя. Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками.
С. М. Емельянов сформулировал три правила самоконтроля эмоций, которые доступны каждому и не требуют специальной подготовки:
- спокойную реакцию
на эмоциональные действия
- рационализация эмоций,
обмен содержанием
- поддержание высокой
самооценки в переговорном
Специальная литература
выделяет четыре типа поведения индивидов
в процессе конфликтного противостояния:
избегающий, уступающий, отрицающий, наступающий.
Раскроем сущность каждого из этих типов
соперников.
Избегающий тип отказывается обсуждать
предмет конфликта или стремится изменить
предмет обсуждения. Причины такого поведения:
чувство вины, непонимание сути проблемы
и т. п.
Уступающий тип соглашается на любое
предложение, даже невыгодное для себя.
Причины такого поведения: желание избавиться
от дискомфорта, вызванного конфликтом,
недооценка предмета конфликта и т. п.
Отрицающий тип
считает, что проблема неактуальна, что
конфликт разрешится сам. Причина такого
поведения: отсутствие понимания сути
проблемы, уход от дискомфорта, связанного
с конфликтом и т. п.
Наступающий
тип стремится к успеху любой ценой, принятию
решения в свою пользу, отрицает аргументы
и доводы соперника, действует напористо,
агрессивно. Причина такого поведения:
амбициозное стремление к победе, завышенная
оценка предмета конфликта и т. п.
Благополучное разрешение
конфликта зависит не только от степени
умения эффективного общения и управления
эмоциями в конфликтном процессе, но и
от владения манипулятивными технологиями.
Манипуляция
– это вид психологического воздействия,
искусное исполнение которого ведет к
скрытому возбуждению у другого человека
намерений, не совпадающих с его существующими
желаниями в данный момент. Манипулятивное
воздействие на соперника – это нечестная
форма давления с целью достижения своих
целей. В отличие от открытого давления
манипуляция выступает в скрытой форме.
Принято выделять следующие
приемы манипуляции:
а) простые:
- ссылка на мнение авторитета;
- выдергивание отдельных фраз или пропуск
слов, предложений из контекста, что меняет
содержание истинного высказывания;
- уход от сути предмета конфликта, подмена
истинных проблем; комплименты, намеки,
лесть; перевод серьезной проблемы на
шутки, превращение беседы в комедию; запугивание
печальными последствиями и т. п.;
б) более сложные:
- имитация решения проблемы, когда соперник
делает вид, что он очень заинтересован
в разрешении конфликта;
- альтернативные формулировки вопросов,
требующих ответа «да» или «нет», при этом
соперник стремится из предмета конфликта
выхолостить важные оттенки, подробности
путем постановки прямолинейных вопросов
и ответов на них;
- так называемые «сократовские» вопросы,
когда готовится несколько простых вопросов,
на которые соперник без труда отвечает
«да», а затем задается основной вопрос,
на который противник, как бы по инерции,
тоже отвечает «да»;
- оттягивание решения проблемы с целью
выиграть время для решения ее в свою пользу.
В случае
применения противником
- выразить возмущение тем, что соперник опускается до таких недостойных методов;
- относиться к сопернику
скептически, не терять
- вежливо сказать,
что соперник не совсем
- не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что соперник формулирует проблему не совсем корректно;
- равнодушно относиться
как к дружелюбию, так и к
возмущению со стороны
1.6 Последствия конфликтов
Функциональные последствия: возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом. Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении ещё до того, как решение начнёт выполняться.
Дисфункциональные последствия: если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:
2. Управление конфликтной ситуацией
2.1 Структурные методы
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории (Загородников С.В. Экономика предприятия):
Не следует считать причиной конфликтов простое различие характеров, хотя, конечно, и оно может стать единственной причиной конфликтной ситуации, но в общем случае это всего лишь один из факторов. Нужно начать с анализа фактических причин, а затем применить соответствующую методику.
Разъяснение требований к работе: это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы: это ещё один метод управления конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов - цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, межотделовые совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом-то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели: эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики – направить усилия всех участников на достижение общей цели.