Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 18:21, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующегося определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с типами, причинами и последствиями конфликтов;
2. Провести исследовательскую часть работы по выявлению психологических причин конфликтности людей в условиях организации
Введение……………...………………………………………………………...…3
Глава 1. Природа конфликта…………………………...…………….…………4
1.1 Что такое конфликт?.........................................................................................4
1.2 Причины конфликтов……………………………………………..……….….6
1.3 Типы конфликтов……………………………………………………..…..…10
1.4 Модели поведения и типы конфликтных личностей (244)……….........…15
1.5 Технология управления собственным поведением субъектов конфликтного противостояния.................................................................……...20
1.6 Последствия конфликтов………………………………………...………....25
Глава 2. Управление конфликтной ситуацией…………...………...…………27
Структурные методы…………………………………………………….........27
.Технология управления процессом протекания конфликта (251)……….....29
.Роль руководителя в выяснении причин конфликта и разрешения ситуации……………………………………………………………………..33
.Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации………………………….......34
2.5 Основные стратегии поведения в конфликте…………………………….35
2.6 Межличностные стили решения конфликтов……………………….…40
Заключение ……………………………………………………………………..43
Литература ……………………………………………………………………………
Структура системы вознаграждений: вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
2.2 Технология управления процессом протекания конфликта (251)
Управление
процессом протекания
Как ранее
отмечалось, процесс развития конфликта
проходит три стадии: предконфликтную,
конфликтную и
Предвидение, или
Функция включает изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологических особенностей, а также возможных изменений в производственной и организационной структуре предприятия, связанных с переходом на выпуск новой продукции, и т.п.
Профилактика, или предупреждение, конфликта — это функция управления конфликтом, которая призвана не допустить возникновение конфликта. Профилактика конфликтов основывается на их прогнозировании. На основе полученной информации о причинах назревающего нежелательного конфликта предпринимаются меры по нейтрализации действия факторов, вызывающих конфликт.
Эффективное, грамотное
управление социальной или
Организация
управления процессом протекания конфликта
– эта функция управления конфликтом
направлена на ослабление и сдерживание
эскалации, расширения конфликта, обеспечение
его развития в сторону разрешения. Она
предполагает организацию деятельности
в первую очередь третьей стороны:
- создание специального подразделения
в организации или введение отдельной
должности;
- создание рабочей группы по урегулированию
конфликтных взаимодействий;
- проведение психологической подготовки
конфликтующих сторон;
- определение истинной проблемы, причины,
вызвавшей конфликт;
- призвание участниками конфликта установленных
норм и правил конфликтного взаимодействия,
удерживающих поведение противников в
рамках приличия;
- направление процесса протекания конфликта
в русло урегулирования. (253)
Урегулирование
или разрешение конфликта –
это осуществление функций,
При разрешении конфликта
следует учитывать все предпосылки его
разрешения, например степень зрелости
конфликта, понимание противоборствующими
сторонами необходимости разрешения конфликта,
готовность третьей стороны к урегулированию
(наличие необходимых средств и ресурсов),
четкое осознание последствий конфликта
(негативных и позитивных). Следует также
ясно представлять пути разрешения конфликтного
взаимодействия.
Оценка последствий конфликта
и подведение итогов – завершающая функция
управления конфликтом. Здесь осуществляется
анализ конфликтной ситуации от момента
ее возникновения и до разрешения, делаются
выводы о причинах конфликта и принимаются
меры, противодействующие их новому возникновению.
Эта функция также направлена на анализ
негативных последствий конфликта, с тем
чтобы исключить их появление в будущем.
Особенно важным для
третьей стороны, которую, как правило,
наряду с работниками службы управления
персоналом представляет и руководитель
конфликтующих, является работа по анализу
негативных факторов принятия решений
по урегулированию конфликтного противоборства.
Сформулируем важнейшие
факторы, приводящие к негативным последствиям
разрешения конфликтов:
- симпатии, антипатии к
одной из конфликтующих сторон
не должны отражаться на
- желание как можно
быстрее разрешить конфликт
- стремление третьей стороны
извлечь для себя пользу из
конфликтного взаимодействия
учет заслуг и авторитета одной из конфликтующих сторон может оказать давление на принятие решения третьей стороной по урегулированию конфликта;
- отсутствие учета
при формировании комиссии по
разрешению конфликта
- принуждение со стороны
субъекта управления
- предоставление третьей
стороне неполной или
- намеренное пренебрежение
третьей стороной неугодной ей
информацией при принятии
- отсутствие условий для
свободного выбора
- ущемление интересов третьей стороны в результате исхода конфликтной ситуации. (255)
Опыт показал,
что учёт этих факторов при
управлении процессом
2.3 Роль руководителя в выяснении причин конфликта
и разрешения ситуации
Какие действия
предпринять руководителю, если
складывающая непростая
Сегодня
важным и ценным умением
2.4 Организационно-управленческие мероприятия, направленные на снижение уровня конфликтов в организации
- Правильный отбор персонала и выверенная кадровая политика. На данном этапе отбор и ротация персонала с привлечением психолога, который может провести всестороннюю психологическую диагностику и психологическое тестирование, существенно уменьшают вероятность появления в коллективе личностей склонных к созданию различных видов конфликта и конфликтных ситуаций или, наоборот, не имеющих возможности эффективно от них уходить. А при необходимости скорректировать поведение уже присутствующих в коллективе работников.
- Поддержание авторитета
руководителя. Высокий авторитет
руководителя, который сформирован
на основании его личностно-
- Создание в коллективе высокой организационной культуры как системы ценностей, традиций, правил разделяемых всеми членами организации.
- Создание справедливой системы мотивации персонала
-Престиж деятельности
и организации, также является
значимым психологическим
- Благоприятный психологический климат тоже является важным фактором, уменьшающим уровень конфликтности. Эффективная работа во многом зависят не только ее правильной организации, хорошей оснащенности, благоприятных условий, но от характера эмоциональной атмосферы в коллективе, которая также может быть сформирована при помощи психолога.
- Привлечение психологов
для социально-психологических
2.5 Основные стратегии поведения в конфликте
-2. Столяренко
Л.Д. Психология делового
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения: уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество.
В
любом конфликте каждый
Особое
место в оценке моделей и
стратегий поведения личности
в конфликте занимает ценность
для нее межличностных
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. (388)
Выбор
в пользу борьбы отличается
стилем поведения, характерным
для деструктивной модели. При
такой стратегии активно