Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 07:05, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследование особенностей подросткового возраста и его влияния на построение взаимоотношений в семье.
Проанализировав различные аспекты построения взаимоотношений в семье, было обращено внимание на соотношение степени эмоциональной вовлеченности родителей в процесс воспитания, особенности внутрисемейных отношений и личностного развития ребенка.

Содержание работы

Введение 7
1 Проблемы подросткового возраста, построение семейных
взаимоотношений в современной психологии 10
1.1 Понятие семьи и семейных отношений. Типы семейных отношений 10
1.2 Особенности подросткового возраста 21
1.3 Развитие автономии и индивидуализации 24
1.4 Семья и подростковый кризис 28
2 Экспериментальное изучение характера взаимоотношений
между родителями и детьми 39
2.1 Диагностика взаимоотношений в семье 39
2.2 Коррекционная работа 47
2.3 Анализ результатов исследования 50
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А. тест Г.Шмишека – К.Леонгарда 63
Приложение Б. тест Т.Лири 67
Приложение В. тест К.Томаса 71
Приложение Г. тест-опросник А.Я. Варга, В.В. Столин 75
Приложение Д. тест «Рисунок семьи» 78
Приложение Е. Коррекционная программа 79
Приложение Ж. Тренинговая программа для подростков 87

Файлы: 1 файл

Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье.docx

— 498.92 Кб (Скачать файл)

2. Принято ли в Вашей семье разговаривать с ребенком о ваших заботах и проблемах по поводу:

  • вашей работы,
  • семейного бюджета,
  • отношений с супругом (ой),
  • воспитания детей в Вашей семье,

Ваших чувствах гнева, растерянности, беспомощности, боли,

  • воспоминаниях Вашего детства и юности,
  • этапах Вашей семейной жизни, пережитых радостях и горестях.

3. Делятся ли с Вами дети своими мыслями и чувствами по поводу:

  • необычных явлений и событий их жизни,
  • их чувств,
  • их мечтаний,
  • отношений со сверстниками,
  • любви и дружбы, верности и предательства.

Вглядитесь в листок с вашими ответами! Все ли устраивает вас? Что хотелось бы изменить, исправить, что оставить таким, как есть? Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы ситуация максимально приблизилась к вашему видению ее? Завершение: рефлексия.

Занятие 7.  Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Занятие 8

Упражнение 11 «Я похож на»

Цели:

  • проанализировать качества и свойства собственной личности;
  • стимулировать готовность к творческому самоанализу и готовность говорить о себе и своем Я в группе;
  • выразить представление о себе через символическое отождествление себя с предметом;

• получить обратную связь от товарищей по группе. 
Размеры группы: нет ограничений.Ресурсы: коробка спичек, губка, английская булавка, камень, чистый лист бумаги, клоунская маска, набор красок, щипцы для колки орехов, замок, ключи, кусок веревки, клей, резинка, цветок, кусок толстой палки, сухарь, конфета на палочке, яркая детская игрушка.Время: 45-60 минут.Ход упражнения

Обратите внимание на набор предметов, которым я обычно пользуюсь. Другой тренер наверняка предложит свой ящик инструментов. Важно, чтобы представленные в нем предметы ассоциировались в сознании с какими-то качествами личности, давали простор фантазии, позволяли активно работать с метафорами.

Группа сидит в кругу. Предметы разложены на полотне или большом ватманском листе. Члены Группы должны выбрать предмет, который метафорически рассказывает о личности каждого, о том,как он чувствует себя в роли отца/матери/ребенка...Я похож на..." - это возможность проанализировать свое Я и самовыразиться в непривычной и метафорической форме.Каждый участник может выбрать для себя что-то из предложенного набора. Можно потрогать вещь, повертеть в руках, ощутить ее форму, вес... Не стоит разрешать брать что-то из предложенных вещей, так как возможно, что несколько участников захотят воспользоваться одним и тем же предметом. Поэтому после того, как группа за 5-10 минут справится с выбором, прошу оставить выбранные предметы на их месте.По очереди участники представляют себя, говоря: "Как сын (или мать, бабушка, отец...) я похож на...". Ведущий вопросами помогает участникам максимально полно реализовать образ предмета, уточнить детали. Затем просим высказаться желающих, предлагаем дать обратную связь, отреагировать на услышанное.

Завершение: обсуждение хода и итогов упражнения.

Занятие 9

Упражнение 12

Цели:

  • научить справляться с тяжелыми чувствами и умению найти способ примирения с противоположной стороной в конфликте;
  • представить проблему как амбивалентное явление: с одной стороны - осложняющее жизнь, с другой - подталкивающее к поиску эффективных решений.

Размер группы: нет ограничений. Ресурсы: не требуются. Время: до 30 минут.Ход упражненияГруппа разбивается на пары или тройки. Задание: придумать и через 5—7 минут разыграть перед товарищами миниатюру, в которой один или несколько участников воспринимают некое явление (информацию, событие) сначала как катастрофическое, а затем - как ничего не значащую ерунду. Или наоборот: ерунда приобретает внезапно катастрофические последствия и размах.

После краткой репетиции происходит показ сцен и обсуждение.

Завершение: Рефлексия

Занятие 10

Упражнение 13

Цели:

  • представить семейный конфликт в метафорической форме и отыграть с участниками тренинга способы выхода из кризисной ситуации;
  • дать легитимацию чувству гнева, раздражения, научить справляться с тяжелыми чувствами  и находить способ примирения  с  противоположной стороной конфликта.

Размер группы: нет ограничений.Ресурсы: бумага для рисования для каждого участника, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, краски и кисточки.Время: 30-60 минут.Ход игры: Каждый участник получает лист бумаги.

Представьте себе, что это не бумага, а кто-то, с кем вы находитесь в ссоре, конфликтуете, кого не можете терпеть, на кого очень сильно обижены! Представили? Теперь у вас появится возможность в течение трех секунд рассчитаться с обидчиком. Сделайте с ним все, чего он заслуживает. Начинаем счет: один, два...

Как правило, листы начинают рвать, мять, комкать и т.д. Обычно, на счет "три!" все действия уже исчерпаны. Может быть, только самые изобретательные попросят дополнительное время. После того как время истекло, просим  участников глубоко подышать, расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем просим сформулировать те эмоции, которые они испытывают в данный момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи, стыда за учиненную расправу?  Может быть, наоборот, их переполняет чувство гордости? Может быть,  есть ощущение освобождения - камень с души упал?..

Итак, пар выпущен, возмездие совершилось. Что дальше? Вы физически расправились с врагом, не оставили надежды на восстановление его облика, на примирение. Но так или иначе, всегда наступает этот светлый и трагический день - первый день после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить, залечивать раны, наводить мосты, вступать в переговоры...

Вот вам новый лист бумаги. На столе вы найдете карандаши,  фломастеры,  ножницы, краски, клей. У вас есть 15 минут, чтобы примириться с врагом. Форму примирения вы выберете сами: это может быть стихотворение, примирительная речь, рисунок, коллаж, какой-то подарок. В своей работе вы можете использовать то,  что осталось у вас от первого листа, чтобы символизировать новые отношения на руинах старых обид. После окончания работы каждый из вас выступит с примирительной речью и преподнесет бывшему неприятелю свой подарок.

Занятие 11 Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Занятие 12

Упражнение 14 «Вавилонская башня»

Цели:

  • тренировать подвижность мышления, самостоятельность и способность к самообладанию в кризисной ситуации;
  • продемонстрировать участникам, какие конфликты возникают в отношениях, когда у каждого из членов семьи/команды существует свое представление о необходимости тех или иных действий, но эта информация не становится достоянием партнеров и ведет к возведению коммуникационного барьера, конфликту;
  • оптимизация невербального общения в условиях конфликта.

Размер группы: в групповой игре могут участвовать несколько семей. По выбору тренера члены той или иной семьи могут выступать вместе как одна команда (в этом случае игра даст материал для анализа проблем и типов коммуникации, принятых в семье) или рассредоточены в нескольких специально созданных командах (тогда результаты симуляционной игры носят несколько обобщенный характер, не разрешая коммуникационные проблемы конкретной семьи).

Ресурсы: инструкция для каждой команды или для каждого члена семейной команды, конструктор "Лего", часы.

Время: 45-60 минут

Ход игры:Сейчас вам предстоит совместными усилиями выполнить задание по постройке башни из конструктора "Лего". Каждый игрок получит лист-инструкцию, в соответствие с которой он будет работать. Нельзя сообщать о своих действиях другим участникам игры. (Если инструкция дается на команду, то команда не делится с другими командами!) Все игроки выполняют свою работу молча.

Тренер раздает играющим листы с инструкцией. Особенности инструкций в том, что от игроков требуется выполнение взаимоисключающих действий. Каждый тренер волен составить инструкции по своему усмотрению. Мы даем лишь один из вариантов. Инструкция А

Башня должна быть выстроена из элементов синего и красного цвета.

В основе башни должен быть квадрат. После фундамента возводите смежные стороны башни.

Строительство башни должно завершиться через10 минут. Поторопитесь!

Завершение Обсуждение обычно проходит не менее бурно, чем сама игра. Лишь прочитав указания, которыми пользовались партнеры, игроки понимают, что действия, которые для них были очевидными, входили в противоречие с заданиями товарищей. Невозможность объясниться и выяснить позицию партнера блокировала сотрудничество.

Стоит обратить внимание участников на то, что в коммуникации вообще, а в семейном общении тем более молчание - это не всегда "золото". Предположение о том, что все думают так же, как я, переживают те же чувства, что я, любят то же, что я, - иллюзия. Чтобы быть правильно, понятым, объясните себя партнеру по коммуникации. Этим вы сможете избежать непонимания, обид, невозможности решить какие-то общезначимые задачи.

Занятие 13 Индивидуальное консультирование

Занятие 14 Индивидуальное консультирование

Упражнение 15 «Чемодан в дорогу»

Участникам необходимо написать на листах бумаги, те качества и ту информацию, которая ими была принята на «вооружение».

 

Приложение Ж. Тренинговая программа, направленная на развитие навыков взаимодействия у подростков

Занятие № 1

Цели: снизить/преодолеть тревожность участников группы, вызванную попаданием в незнакомую среду; интегрировать группу за счет осознания быть постоянно включенным в совместную деятельность; снизить напряжение, активизировать внимание и мышление, тренировка памяти, обучить концентрации внимания на партнере.

  1. Упражнение «Фотоальбом».

Инструкция: «Представьте себе вы пришли в гости, а хозяева дают полистать вам фотоальбом. Рассматривать его нужно очень внимательно вглядываясь в лица, запоминая движения… Каждому из вас необходимо будет встать, назвать свое имя и показать какое-либо движение (желательно не очень сложное). Сосед слева от вас открывает первую страницу, а там ваша фотография. Теперь ему нужно будет повторить сначала движение и имя предыдущего участника, а потом показать свое движение и назвать свое имя. Так каждому из участников необходимо будет повторить движения и имена всех предыдущих членов группы, а затем вписать в фотоальбом свое движение и имя и передать эстафету следующему участнику».

  1. Упражнение «Поменяйтесь все те, кто…»

Участники садятся по кругу, тренер встает и убирает свой стул.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга водящим и продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

  1. Упражнение «Числа».

Инструкция: «Все участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю „четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1— 2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?»,  «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироватьсяв намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. В ходе более детализированного обсуждения можно  говорить о проявлении инициативы и проблемы принятия на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Информация о работе Влияние подросткового возраста на построение взаимоотношений в семье