Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.

Файлы: 1 файл

Курсовая психология Влияние темперамента на развитие психосоматических заболеваний.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)



    Если Гиппократ и Гален связывали темперамент человека с особенностями его гормональной системы, а Кречмер и Шелдон – со строением тела, то И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Учение о темпераментах было создано им как часть учения о высшей нервной деятельности. Изучая работу больших полушарий головного мозга, он установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Павлов доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

    Сила нервных процессов – это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы – слабые процессы возбуждения и торможения.

    Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

    Подвижность нервных процессов – это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.

   Изучая эти три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы, Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных. Соотношение их с издавна известными темпераментами показало довольно большое совпадение. «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладёт ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» - писал И.П.Павлов.           

    Он выделял следующие четыре типа высшей нервной деятельности:

1. «живой» - сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

2.  «безудержный» - сильный, неуравновешенный, подвижный (холерик); 

3.  «спокойный» - сильный, уравновешенный, инертный (флегматик);

4.  «слабый» - слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный (меланхолик).

    Каждый тип включал компоненты, которым он давал следующую характеристику.                  

   Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряжённом труде. Даже потеряв силу на время, он быстро её восстанавливает. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не реагирует на слабые воздействия, не раним. Не обращает внимания на мелкие отвлекающие воздействия.

   Уравновешенный. Человек ведёт себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлётов и падений.

   Подвижный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Без  труда переходит   от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. У него

быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию,

ускоренному темпу действий и речи.

    При  первом   типе нервной   системы (сильный, уравновешенный, подвижный) – человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами. При втором (сильный, неуравновешенный,   подвижный) – он  работоспособен, готов к быстрой реакции, но его

«лихорадит»,   ему  трудно  бороться с собой. Люди неуравновешенного типа взрывчаты,

вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность. Человек с третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный) обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжёл на подъём» и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из неё, его эмоции проявляются замедленно и не сильно. Лица с инертным типом прочно закрепляют всё усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям. Для человека четвёртого, слабого типа нервной системы, характерны быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных  выступлениях,  пугливы,   обычно   легко  плачут, среди них  много людей с

повышенной внушаемостью.

   Павловым были  выделены «чисто человеческие»  типы высшей нервной деятельности:

  1) Мыслительный тип: рассудительный, склонный к детальному анализу жизненной ситуации, к отвлечённому абстрактно-логическому мышлению. Чувства отличаются умеренностью, сдержанностью, проявляются лишь, пройдя «фильтр разума».

   2) Художественный тип: мышление образное с отпечатком эмоциональности, яркое воображение, непосредственность, живость восприятия, общительность, живость, интерес к искусству.

  3) Средний тип: в характере  незначительное преобладание либо  эмоциональности либо рациональности, что зависит от воспитания  и жироподобных обстоятельств.

Проявляться «чисто человеческие» типы ВНД начинают в возрасте 12-16 лет.

    Выделив и описав четыре типа нервной системы, И.П.Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства нервной системы и определяют давно описанные темпераменты.

    Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Кречмер, Шелдон и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер в зависимость, прежде всего от этих последних. Не полежит сомнению, что система желёз внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент. Было бы неправильно, изолировать, эндокринную систему от нервной и превращать её в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая гуморальная деятельность желёз внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе. Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимости подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают влияние и на тонус коры, и её готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет в конечном счёте не динамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчёркивает И.П.Павлов в своём учении о типах нервной системы.

 

2.2. Свойства темперамента.

    Для составления психологических характеристик традиционных 4 типов темперамента выделяют основные свойства темперамента. К этим свойствам можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех видов его деятельности, характеризуют особенности протекания  психических   процессов,   имеют   более    или  менее устойчивый характер,

сохраняются   в течение  длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после

того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы).

  1. Сензитивность   определяется  тем,  какова  наименьшая   сила внешних воздействий, необходимая    для возникновения  какой-либо  психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции;

  2.  Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон – даже звук);

  3.  Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания);

  4. Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений;

  5. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение (ригидность);

  6.  Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и

процессов (темп речи, динамика жестов, быстрота ума);

  7.  Экстраверсия – интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт);

  8.  Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое   воздействие

необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

    В последние годы к основным составляющим темперамента относят две характеристики поведения – энергетический уровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность, вторая – через подвижность, темп и ритмичность реакций. Реактивность человека тем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает, насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные – сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных или часто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активности показывает, что сильнее воздействует на человека – случайные факторы (события, настроение и т.д.) или постоянные долгосрочные цели. Высокореактивные люди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженной активностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как бы усиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные – более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут дольше поддерживать большую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорее подавляют стимуляцию.

 

2.3. Психологические характеристики типов темперамента детей

(положительное и проблемное  поле).

    Наиболее яркое проявление темперамента можно наблюдать в детском возрасте. Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пелёнок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства. В основе темперамента лежат врождённые типы нервной системы. Они составляют задатки, или природные предпосылки, которые функционируют, проявляются у ребёнка в его поведении, при его взаимоотношении с окружающими людьми и условиями жизни. У большинства детей черты темперамента обнаруживаются весьма чётко и определённо.

    Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – не менее громким плачем. Могут легко обидеться и заплакать, но обиды забывают быстро, а слёзы у них быстро сменяются улыбкой или смехом. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся  за  новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их

движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Такие дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих детей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника  легко   дисциплинировать.   В большей  степени они отвлекаются на внешние

стимулы, чем на внутренние. Чувствительность на раздражители у них понижена, поэтому

они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у детей-сангвиников громкая, энергичная, её темп быстрый

Положительное поле

Проблемное поле

Мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, не прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе.

Легкомыслие, поверхностность, внушаемы более чем остальные, бахвалятся приобщённостью к взрослой жизни, не переносят эмоциональных перегрузок, случается, в состоянии эмоционального дискомфорта обнаруживают аффектив-ность, бравируют недостатками, изменчивость настроения.

Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей