Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.
Высокие значения (ВЗ) имеют 9 подростков, из них 2/3 с преобладанием холерического типа темперамента.Чуть менее половины детей с ВЗ по данной шкале болеют частыми соматическими заболеваниями, а 11% - психосоматическими заболеваниями.
Таблица 2.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ / УРОВЕНЬ ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТАХ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
меланхолический тип темперамента 3 чел. / 60% |
3 чел. / 60% |
1 чел. / 20% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 5 чел. / 83% |
2 чел. / 33% |
2 чел. / 33% |
С НЗ выявлено 5 человек, преобладают подростки с меланхолическим типом темперамента. Частыми соматическими заболеваниями болеют более половины обследуемых детей, психосоматическими заболеваниями болеют в 3 раза меньшее количество детей.
С ВЗ было выявлено 6 подростков, из них 83% имеют холерический тип темперамента. По частоте заболеваемости частыми соматическими болезнями и психосоматическими выявлено одинаковое количество детей (1/3).
Таблица 3.
ПЛАСТИЧНОСТЬ / СТЕПЕНЬ ЛЁГКОСТИ ИЛИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОГО ПРЕДМЕТА НА ДРУГОЙ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
меланхолический тип темперамента 4 чел. / 50% |
4 чел. / 50% |
2 чел. / 25% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 3 чел. / 60% |
2 чел. / 40% |
1 чел. / 20% |
НЗ выявлены у 8 человек из них преобладают дети с меланхолическим темпераментом.
У половины подростков выявлены частые соматические заболевания, а у 1/4 – психосоматические заболевания.
ВЗ – у 5 человек, из них преобладают подростки с холерическим типом темперамента. Частыми соматическими заболеваниями страдают чуть менее половины детей, а психосоматическими заболеваниями - в 2 раза меньшее количество детей.
Таблица 4.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ / СТЕПЕНЬ ЛЁГКОСТИ ИЛИ ТРУДНОСТИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ, СКЛОННОСТЬ К РАЗНООБРАЗИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОГРАММ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
флегматический тип темперамента 4 чел. / 50% |
2 чел. / 25% |
1 чел. / 12,5% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 2 чел. / 67% |
2 чел. / 67% |
– / – |
По данной шкале выявлено 8 подростков с НЗ, из них преобладают дети с флегматическим типом темперамента. Частые соматические заболевания выявлены у 1/4 , а психосоматические у 1/8 части детей.
ВЗ – у 3 детей, из них преобладают подростки имеющие холерический тип темперамента. Частые соматические заболевания выявлены более чем у половины детей, психосоматические заболевания не выявлены ни у одного из обследуемых.
Таблица 5.
ТЕМП / СКОРОСТЬ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
меланхолический тип темперамента 4 чел. / 57% |
4 чел. / 57% |
2 чел. / 28,5% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 5 чел. / 71% |
4 чел. / 57% |
1 чел. / 14% |
НЗ выявлены у 7 подростков, чуть более половины из них имеют меланхолический тип темперамента.Частые соматические заболевания обнаружены более чем у половины детей, психосоматическими заболеваниями страдают около 1/3 обследованных.
ВЗ имеются также у 7 подростков, преобладают дети с холерическим темпераментом. Дети с ВЗ имеют аналогичные показатели по частоте заболеваемости соматическими болезнями с детьми имеющими НЗ, однако психосоматическими заболеваниями страдают в 2 раза меньшее количество детей.
Таблица 6.
СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП / СКОРОСТЬ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ.
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
меланхолический тип темперамента 4 чел. / 50% флегматический тип темперамента 4 чел. / 50% |
3 чел. / 37,5% |
2 чел. / 25% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 4 чел. / 80% |
1 чел. / 20% |
1 чел. / 20% |
С НЗ по данной шкале выявлено 8 детей, причём половина из них имеют меланхолический тип темперамента, а вторая половина флегматический тип темперамента. Более 1/3 из них страдают частыми соматическими, а 1/4 - психосоматическими заболеваниями.
ВЗ – у 5 человек, из них преобладающее количество детей с холерическим темпераментом. 1/5 часть - болеют частыми соматическими заболеваниями, аналогичные показатели выявлены и по частоте заболеваемости психосоматическими болезнями.
Таблица 7.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К НЕУДАЧАМ В РАБОТЕ.
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
флегматический тип темперамента 3 чел. / 100% |
1 чел. / 33% |
1 чел. / 33% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 6 чел. / 75% |
3 чел. / 37,5% |
2 чел. / 25% |
НЗ – у 3 детей, причём у всех преобладает флегматический тип темперамента. Одинаковые показатели (1/3) выявлены по частоте заболеваемости соматическими и психосоматическими заболеваниями.
ВЗ – у 8 подростков, 2/3 из них с преобладанием холерического типа темперамента. Менее половины детей страдают частыми соматическими, а 1/4 – психосоматическими заболеваниями.
Таблица 8.
СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
флегматический тип темперамента 4 чел. / 80% |
1 чел. / 20% |
– / – |
ВЗ |
холерический тип темперамента 5 чел. / 55,5% |
3 чел. / 33% |
1 чел. / 11% |
НЗ выявлены у 5 человек, более половины из них имеют флегматический темперамент. Частыми соматическими заболеваниями страдает 1/5 часть детей, психосоматических заболеваний у этих детей не выявлено.
НЗ – 9 человек, из них чуть более половины с холерическим типом темперамента. 1/3 страдают частыми соматическими заболеваниями, психосоматическими заболеваниями болеет в 3 раза меньшее количество детей.
Выводы.
Заключение.
Психосоматические расстройства обнаружены у 17% обследованных детей, из которых половина – подростки с холерическим типом темперамента.
Исследование показало, что на возникновение психосоматических расстройств у детей влияют все свойства «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
Действительно, такие стороны темперамента как эргичность, пластичность, темп и эмоциональность, проявляющиеся в «предметно-деятельностном» и «коммуникативном» аспектах темперамента, в различной степени влияют на возникновение психосоматических заболеваний у младших подростков.
Частые соматические заболевания выявлены у 37,5% подростков, из которых также преобладают дети с холерическим темпераментом.
Поставленные нами цели и задачи выявить распространённость и связь психосоматических заболеваний с особенностями темперамента у подростков выполнены. Психосоматические расстройства обнаружены у 17% обследованных детей.
Гипотеза о том, что особенности темперамента влияют на возникновение психосоматических расстройств у детей, подтверждена.
Действительно, такие стороны темперамента как эргичность, пластичность, темп и эмоциональность, проявляющиеся в «предметно-деятельностном» и «коммуникативном» аспектах темперамента, в различной степени влияют на возникновение психосоматических заболеваний у младших подростков.
Библиография
1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать
своего ребёнка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432с.
2. Волков В.Т. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995. – 328с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология; под ред. В.В.Давыдова. – М.: АСТ:
Астрель: Люкс, 2005. – 671с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.–М.:«ЧеРо»,
2005.– 336с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений;
под ред. Клочко В.Е. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264с.
6. Зейгарник Б.В. Патопсихология: учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 238с.
7. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. – СПб.:
Речь, 2004. – 384с.
8. ИсаевД.Н. Психопатология детского возраста: Учеб. для вузов. – СПб.: СпецЛит,
2001.– 463с.
9. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л.: Медицина, 1982. – 271с.
10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. – М.:
Изд-во ЭКСМО, 2005. – 992с.
11. Морозов А.В. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.: Академический
Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 352с.
12. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. –
М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
13. Психология: Словарь; под ред. А.В.Петровского. – М.: Политиздат, 1990. – 328с.
14. Рогов Е.И. Общая психология / Под ред.Е.И. Рогова.–М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.
Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей