Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.

Файлы: 1 файл

Курсовая психология Влияние темперамента на развитие психосоматических заболеваний.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

    Психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы. Кратковременные реакции – преходящая тахикардия (учащённое сердцебиение), аритмия (нарушение ритма сердцебиений), артериальная гипертония или гипотония. Функциональные нарушения: ощущения замирания и боли в области сердца, обмороки. Этим состояниям чаще предшествуют такие аффекты, как гнев или страх. Психосоматические болезни: коронарная болезнь сердца, инфаркт сердечной мышцы (нарушение кровоснабжения сердца) и гипертоническая болезнь. В происхождении этих болезней большую роль играют продолжительные эмоциональные нагрузки. Проявления коронарной болезни сердца: внезапное появление приступов боли, возникающих при физическом или эмоциональном напряжении и иногда в покое. Гипертоническая болезнь характеризуется стойким подъёмом артериального давления, головными болями, головокружениями, обмороками. Личностные черты этих больных: тревожная мнительность, ригидность, склонность к определённому жизненному стереотипу, реактивная лабильность с аффективными вспышками гнева или слезливостью. У одних детей и подростков – повышенная раздражительность, неуравновешенность, лёгкая утомляемость, у других – чувствительность, неуверенность в себе, застенчивость или напряжённость, недовольство своим окружением. Могут возникать астено-ипохондрические, астено-субдепрессивные и неврастенические переживания.

    Психосоматические расстройства органов дыхания. Кратковременные реакции в ответ на эмоциональное напряжение – кашель, изменение ритма дыхания в виде его учащения или непроизвольных вздохов, нарушение ритма и тембра речи. Функциональные респираторные нарушения – «невротический» кашель, затруднённое дыхание, афония, сочетающиеся с тревогой, тягостными ощущениями в груди и вегетативными расстройствами (потливостью, чувством жара или холода, позывами на мочеиспускание). К психосоматическим болезням органов дыхания относят бронхиальную астму. Последняя характеризуется: а) начальными признаками в виде приступообразного чихания, кашля, насморка и вялости, агрессивности, плаксивости;      б) острым приступом в форме затруднённого выдоха, свистящих хрипов, вынужденного, облегчающего дыхание положения и последующего кашля; в) постприступным периодом с нарушением сна, повышенной психической лабильностью, быстрой истощаемостью. Эти больные, дети и подростки, чувствительны, несколько тревожны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, склонны к снижению настроения, обидчивы и впечатлительны. Они реагируют на болезнь преимущественно астено-депрессивными или фобическими переживаниями. При среднем и тяжёлом течении болезни возникают стойкие и, как правило, выраженные изменения личности: повышенная чувствительность, крайняя возбудимость, необычная тревожность, постоянная раздражительность, быстрая смена настроения с преобладанием депрессии и беспочвенная обидчивость. Формируются либо истероидные (чаще), либо депрессивные черты личности. В 2/3 случаев имеются невротические,  астенические  и  поведенческие  расстройства. Астматические приступы у

большинства больных провоцируются негативными переживаниями.

    Психосоматические расстройства кожи. Кратковременные реакции на эмоциональное напряжение – побледнение или покраснение кожи, повышенное потоотделение, «гусиная кожа». Функциональные расстройства могут быть в форме гиперестезии, гипостезии или анестезии  (повышенной, пониженной или отсутствующей чувствительности), зуда, сыпи или отёка. Психосоматические болезни: нейродермит, псориаз, гнёздное или общее облысение. Нейродермит (экзема, аллергодерматоз) – хроническое, часто повторяющееся, воспалительное заболевание кожи, проявляющееся интенсивным зудом и сыпью (папулами и огрубениями). Один из причинных факторов – нарушение взаимоотношений матери и ребёнка в раннем возрасте, поэтому его начало приходится в 91% случаев на первые два года жизни. Почти у всех детей (88%) имеются те или иные нервно-психические расстройства: астенические (утомляемость, плохое внимание, головные боли, расстройство сна, вялость или капризность и раздражительность, астенодепрессивные (расстройства настроения более выражены), тревожные (напряжённость, беспокойство, страхи), истерические (демонстративность, эгоцентричность, претенциозность, склонность к бурной аффективности и лживости) и нарушения поведения в форме грубости, неуравновешенности, склонности к конфликтам). У этих больных часто в связи с переживанием своего косметического дефекта возникают невротические реакции, последние, продолжаясь годами, нарушают психологическое развитие, формируя астенический или истерический тип личности. Обострения кожных проявлений почти всегда связаны с отрицательными эмоциями.

    Психосоматические расстройства, проявляющиеся в нарушении общего обмена и нарушении деятельности эндокринных желёз. Кратковременные реакции, вызванные эмоциональным напряжением, - резкие изменения содержания сахара в крови, полиурия (увеличение выделения мочи), колебания кровяного давления, сосудистые реакции. Функциональные расстройства – колебания массы тела, преходящая глюкозурия (выведение сахара с мочой), нарушения менструального цикла. Психосоматические болезни – диабет (недостаточность инсулина с неусвояемостью сахара, повышением его в крови и выделением с мочой), гипертиреоз (повышение функции щитовидной железы), гипотиреоз (понижение функции щитовидной железы), вирилизм (появление мужских вторичных половых признаков у женщин), ожирение, ревматоидный полиартрит (хроническое воспаление суставов), сексологические расстройства (фригидность, импотенция). Гипертиреоз, в частности, сопровождается раздражительностью, лёгкой сменой настроения, боязливым ожиданием несчастья, депрессией, тревожной торопливостью, быстротой решений и немедленным их осуществлением, слабой потребностью во сне повышенной потливостью и т.д. Гипотиреозу свойственны нарушения памяти в сочетании с недостаточной активностью и равнодушием. При диабете имеются утомляемость, снижение работоспособности, ослабление внимания, головные боли после нагрузок, нарушения сна.

 

2.6. Факторы определяющие возникновение психосоматических расстройств у детей.

    Понятие «психосоматические расстройства» следует использовать для тех расстройств функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов (накоплению отрицательных эмоций).

    Патогенез психосоматических расстройств складывается из значительного числа факторов: 1) неспецифической наследственности и врождённой отягощённости соматическими нарушениями и дефектами; 2) наследственной предрасположенности к психосоматическим расстройствам; 3) изменений в ЦНС, приводящих к нейродинамическим сдвигам; 4) личностных особенностей; 5) психического и физического состояния во время психотравмирующих событий; 6) фона неблагоприятных семейных и других социальных факторов; 7) особенностей психотравмирующих событий.  

    Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств,

но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

    Неспецифическая наследственная и врождённая отягощённость соматическими нарушениями и дефектами. Повышение риска заболевания психосоматическими расстройствами под влиянием этих факторов связывают, в частности, с пороками развития лимбических структур, ответственных за нормальное функционирование висцеральных органов и систем.

    Наследственная предрасположенность к определённым психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 60 – 80% детей, страдающих психосоматическими расстройствами, отмечаются больные с такими же заболеваниями. Это может свидетельствовать в пользу имеющейся до психосоматического расстройства ранимости тех систем  и органов, которые поражаются у детей.

    Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым ускорению кровотока, гормональным выбросам и т.д. Эти сдвиги наряду с первичным поражением центральных механизмов могут быть также следствием усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем. С регуляцией эмоций и управлением внутренними органами наиболее тесно связаны лимбическая система и гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, связанные с черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, оказываются наиболее важным фактором в нарушении нейродинамики и происхождении психосоматических расстройств. При психосоматических заболеваниях происходит подавление саморегулирующихся механизмов соответствующей висцеральной системы, возникает её относительная независимость от высшей нервной деятельности.

    Личностные особенности, ответственные за определённое психосоматическое расстройство, являются предметом специальных поисков. У детей ответственными за высокий риск психосоматического расстройства выступают, в первую очередь, такие стороны темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций. Трудно говорить о личностях, наиболее склонных к заболеванию той или иной болезнью. Однако у детей удаётся найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сензитивность, склонность к лёгкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью (гиперсоциальностью) и установкой на достижение высоких результатов.

Глубина осознавания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.   

    Психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий также влияют на чувствительность или резистентность к событиям, которые переживает индивид. Так, сниженное настроение, пассивная позиция по отношению к происходящему, отказ от попытки справиться с неблагоприятными обстоятельствами и т.д. способствуют патогенности стрессовой ситуации. Утомлённый, истощённый или ослабленный болезнями организм также менее склонен сопротивляться негативным последствиям действия стрессора.

    Фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов влияет на вероятность заболевания. У ребёнка настолько тесная связь с родителями, что практически все важные негативные изменения в их жизни ставят его на грань риска возникновения заболеваний. Ребёнок является «симптомом неблагополучной семьи», а болезненные проявления у него могут быть единственным выражением семейной дезорганизации. Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребёнка, не позволяющие ему, открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимыми в отношении эмоциональных стрессов. Особенно чувствительны к нарушениям взаимоотношений младенцы. На расстройства гармоничного контакта с матерью из-за её психологических отклонений дети могут реагировать даже остановкой развития. Кроме того, нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребёнком, увеличивают риск развития психосоматических расстройств. В то же время прочная социальная поддержка благотворно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям.

    Особенности психотравмирующих событий (стрессоров), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения при той или иной (например, учебной) активности, переживания оценок или рассогласования деятельности, при воздействии физических и природных факторов. Восприимчивость к стрессорам у детей различна и зависит от психологической значимости этих стрессоров.   

    При этом дети разных возрастов неодинаково относятся к таким изменениям в жизни, как отрыв от семьи, непринятие детским коллективом, конфликт с воспитателем и т.д.

 

 

2.7. Влияние родительского воспитания и школьных психосоциальных факторов на возникновение психосоматических расстройств у детей.

    Родительское воспитание. Даже родительское воспитание при определённых условиях может быть неблагоприятно. Это случается когда ребёнок воспитывается одним родителем, приёмными родителями, отчимом или мачехой, родственниками, чужими людьми, а также родителями при непостоянном с ними проживании. Большой риск таит в себе неправильное воспитание ребёнка даже в рамках семьи. Так, родительская гиперопека, которая мешает ребёнку поддерживать отношения с другими и учиться самостоятельно принимать решения, становится преградой развитию независимого поведения, способствует формированию инфантилизации. Семья обеспечивает ребёнка жизненным опытом. Беседы с ним развивают его речь и мышление, расширяют кругозор. Недостаточное же общение ребёнка с родителями, отсутствие совместных игр и занятий не только ограничивает возможности его развития, но и ставит его на грань психологического риска. Чрезмерное постоянное родительское давление, не соответствующее нуждам и потребностям ребёнка, обычно направлено на то, чтобы он стал не тем, кто он есть на самом деле или кем он может быть. Требования могут не соответствовать полу, возрасту или особенностям личности. Такое подавляющее ребёнка воспитание вызвано либо жизненным стилем родителей, либо их завышенными амбициями, не осуществлёнными ими самими. Подобное насилие над ребёнком, попытка переделать его натуру или заставить сделать невозможное крайне опасны для его психики. Жестокое обращение с ребёнком или физическое его истязание родителями опасны не только для соматического, но и для психического здоровья. Систематические и жестокие наказания приводят к ушибам, ожогам и переломам, что не проходит бесследно. Сочетание боли, соматических страданий с переживаниями обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам. Искажённые взаимоотношения в семье из-за бесплодных споров, нарушения внутрисемейных отношений, а также психические расстройства, личностные отклонения или инвалидность одного из членов семьи представляют для ребёнка потенциальный риск невротического или психосоматического расстройства.

Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей