Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.
Школьные психосоциальные факторы. Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся значительную часть времени, нередко создаёт для них психологические трудности. Для детей школа оказывается причиной четырёх комплексов проблем. Первая из них связана с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от ничем не стеснённой активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособления ребёнка к школе зависит от того, насколько домашняя обстановка отличалась от школьной и в какой мере ребёнка готовили к учёбе. Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования. В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, её компьютеризация резко увеличивает трудности освоения школьных знаний. Положение ученика ещё больше усложняется, если он страдает задержкой развития, дислексией, нарушением перцепторно-двигательных функций или воспитывался в условиях социальной депривации. Трудная судьба может сложиться у плохо адаптированного, не достигшего функциональной готовности к учёбе, медленно схватывающего материал или соматически ослабленного ученика. В-четвёртых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников неизбежно осуждают, к ним относятся враждебно. У таких детей легко развивается негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. К школьным стрессовым ситуациям можно добавить неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозах или принуждениях к той или иной неприглядной деятельности. Следствием неспособности ребёнка соответствовать настроениям, желаниям и деятельности сверстников становится почти не прекращающееся у него напряжение. Серьёзной психотравматизацией может стать смена школьного коллектива. Причина этого кроется, с одной стороны, в потере старых друзей, а с другой – в необходимости подлаживаться к новому коллективу и новым педагогам. Большой проблемой для ученика становится негативное (враждебное, скептическое) отношение учителя или его несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение.
2.8. Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
Наиболее характерная черта ребёнка – его эмоциональность. Он очень живо откликается на любые изменения в своём окружении – как негативные, так и позитивные. Эти переживания в большинстве случаев носят положительный характер и имеют очень большое значение в приспособлении ребёнка к изменяющейся жизни. Однако при определённых условиях чувства могут играть и отрицательную роль, приводят к невротическим и соматическим расстройствам. Истоки психосоматических расстройств надо искать в детском и подростковом возрасте.
Психосоматические расстройства в раннем детском возрасте разнообразны и иногда оказываются стойкими. Младенческая колика – приступы болей в животе, протекающие с сильными криками, плачем, двигательным беспокойством, вздутием живота и продолжающиеся минуты или часы. Привычные срыгивания – извержение небольшого количества пищи, поступившей во время кормления. Иногда сочетается с сосанием пальцев, нарушением сна, плаксивостью и т.д. Анорексия – отсутствие аппетита, нередко возникающее у особенно подвижных, раздражительных детей. Может быть избирательной и зависеть от того, кто кормит или из какой посуды. Симптом пика – извращение аппетита, при котором дети стремятся употреблять в пищу несъедобные вещества: уголь, глину, краску, землю, бумагу, штукатурку, сор или жевать бельё, одежду.
Психосоматические расстройства у дошкольников и детей младшего школьного возраста. Головные боли, возникающие после волнений и нередко сопровождающиеся тошнотой, бледностью, потливостью, изменением настроения. Лихорадка – приступы непродолжительного большого повышения температуры тела (до 39 – 400С) или продолжительного, но незначительного (37 – 380С), не связанного ни с какими соматическими заболеваниями. Боли в животе – одно из наиболее частых расстройств, которым дети реагируют на неприятности. Они могут быть рецидивирующими, т.е. неоднократно повторяющимися в трудных ситуациях. Психогенная рвота, извержение пищи из желудка, может быть эпизодическим явлением в связи с гневом, отвращением или страхом или постоянной реакцией на любые жизненные трудности. Энурез, непроизвольное упускание мочи, также как и энкопрез, непроизвольное упускание кала, - частые соматические проявления эмоциональных расстройств у детей.
Психосоматические расстройства подросткового возраста могут быть продолжением тех, которые возникли в более ранний период жизни, и таким образом принципиально не отличающимися или свойственными преимущественно возрасту полового созревания. Психическая или нервная анорексия характеризуется стойким отказом от приёма пищи, заметной потерей массы тела (на 15% и больше от возрастной нормы), активным применением приёмов для снижения массы тела (вызывание у себя рвоты, приём средств, подавляющих аппетит или слабительных), искажением образа своего тела, при котором допустимым для себя считается лишь низкая масса тела, отсутствием менструаций у девушек и потерей потенции у юношей, приостановкой полового развития, если заболевание началось в начале пубертата. Личности этих больных отличаются довольно высоким интеллектом, рассудочностью, рассуждательством, разносторонними интересами, активностью, большим чувством ответственности, а в отношениях с другими поверхностностью. Нередко эти качества сочетаются с застенчивостью, неуверенностью, внутренним чувством несостоятельности, высоким уровнем притязаний без достаточной критики к своим возможностям, истерическими проявлениями или склонностями к навязчивости. В процессе заболевания развиваются физическое истощение, психическая астения, а иногда и депрессия. Психическая или нервная булимия, повторяющиеся приступы переедания, может быть этапом нервной анорексии или самостоятельным расстройством. Нарушения репродуктивной функции у девушек: ювенильное кровотечение (продолжительные, чрезмерно обильные с нарушением периодичности менструации), аменорея (отсутствие менструаций), альгодисменорея (болезненные менструации), как правило, возникают у лиц с крайне изменчивым настроением, повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии, нерешительностью, повышенной ранимостью и чувством собственной неполноценности. Нарушения репродуктивной функции часто сопровождаются необычной сосредоточенностью на болезненных явлениях, боязнью непоправимой утраты здоровья, переживанием своей уродливости или неполноценности, астенией, аффективными расстройствами: тревожностью, страхами смерти, снижением настроения, повышенной раздражённостью. Вегетососудистые дистонии – состояния, в основе которых лежат изменения артериального давления. При дистонии по гипертоническому типу наблюдаются повышенное артериальное давление, постоянная или приступообразная головная боль с тошнотой, рвотой, наступающими при переутомлении, обмороки, головокружения, неприятные ощущения или боли в области сердца, сердцебиения и реже одышка при нагрузках. Подростки способны к самостоятельным решениям, нетерпеливы, возбудимы, раздражительны, неуравновешенны, утомляемы, с повышенной реактивной тревожностью. Большая часть из них не уверены в успехе лечения, треть относится к болезни пренебрежительно, игнорирует её. Дистония по гипотоническому типу характеризуется сниженным артериальным давлением, интенсивными и продолжительными головными болями, наиболее выраженными во второй половине дня, утренней слабостью, быстрой утомляемостью, головокружениями после школьных занятий и при перемене положения тела, склонностью к обморокам и колющим болям в области сердца. Больные не уверены в себе, ранимы, зависимы, чувствительны к угрозе, боязливы, преобладают страхи за свою жизнь и здоровье, у них повышен показатель личностной тревожности и ипохондрическое сосредоточение на болезни.
2.9. Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей.
Постоянно растущая у детей распространённость психосоматических расстройств (астмы, ожирения, эпизодически повторяющихся синдромов, гипертонии, язвенной болезни, нарушений сердечного ритма и других, являющихся начальными этапами тяжёлых заболеваний у взрослых) требует поиска эффективных методов их предупреждения. Профилактика этих расстройств возможна лишь при максимально ранней их диагностике и выявлении контингентов повышенного риска.
Для ребёнка или подростка многие жизненные обстоятельства могут сыграть роль условий, благоприятствующих развитию психосоматических заболеваний в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита личности окажутся несостоятельными. Такими угрожающими ситуациями могут стать неадекватное воспитание (жестокое, чрезмерно изнеживающее, деспотическое, не соответствующее полу или личностным особенностям ребёнка), развод родителей, дисгармоничная семья, неспособность выполнять конвенциональные или половые роли, конфликт между этими ролями и межличностными отношениями в семье или обществе, трудные условия обучения, неприятие коллективом сверстников и т.д. Особенно ранимы дети, рано лишившиеся эмоциональных связей, не имеющие поддержки, чувства принадлежности, безопасности и цели в жизни. В таком положении могут оказаться дети, оставшиеся без родителей, отданные в плохие детские учреждения, госпитализированные на большой срок, часто меняющие коллектив сверстников или место жительства, проживающие с психически неблагополучными родителями, неспособными любить своего ребёнка и заботиться о нём.
Задолго до появления явных психосоматических расстройств у детей обнаруживаются отдельные признаки эмоционального напряжения или состояния хронической тревожности. Оно субъективно воспринимается старшими детьми как беспокойство, душевный дискомфорт. У младших детей можно констатировать различной выраженности и стойкости дистимические явления (нарушения настроения), суетливость,
неусидчивость и двигательное беспокойство.
Наряду с психическими признаками тревожности наблюдаются и такие проявления, которые условно можно разделить и обозначить как: 1) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические. Первую группу этих проявлений составляют: нарушения сна (трудности засыпания, сноговорение, кошмарные сновидения), тики (респираторные, мигательные), патологические привычки (онихофагия, сосание пальцев), навязчивости, беспричинный плач. Ко второй относятся: головокружения, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи при волнении, отрыжки воздухом. К третьей группе относятся: повышенная жажда, булимия, рвоты после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхождения, гиперпирексия, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпания. В прошлом у этих детей отмечаются эпизоды психосоматических реакций: под влиянием неблагоприятных обстоятельств появляются головная боль, энурез, боль в животе, рвота, неприятные ощущения в груди.
Совокупность отдельных преневротических, вегетодистонических и соматических проявлений, генетически связанная с постоянным эмоциональным напряжением представляет собой ценный диагностический признак, позволяющий выявить подверженных повышенному риску развития психосоматических расстройств детей.
3. Эмпирическая часть.
Цель исследования: Выявление темперамента и его связи с возникновением психосоматических расстройств у младших подростков.
Объект исследования: Темперамент и распространённость психосоматических заболеваний в подростковом возрасте.
Предмет исследования: Взаимосвязь темперамента с психосоматическими расстройствами в подростковом возрасте.
Гипотеза: Особенности темперамента влияют на возникновение психосоматических расстройств у детей.
Задачи исследования:
1. Провести исследование
темперамента у младших
2. Выявить распространённость психосоматических заболеваний у подростков.
3. Выявить связь между
особенностями темперамента и
психосоматическими
План исследования:
1. Изучение анамнестических данных.
2. Изучение медицинской и педагогической документации.
3. Проведение тестирования по методике А.В. Белова [О.Б.Дарвиш. Возрастная
психология. С. 133 – 136].
4. Проведение тестирования по методике В.М. Русалова [Е.И.Рогов. Настольная книга
практического психолога в образовании. С. 131 – 137].
5. Анализ результатов исследования.
6. Выводы по исследованию.
Методика исследования: В качестве методики используется: 1) тест помогающий определить доминирующий тип темперамента у детей разработанный А.В.Беловым; 2) тест помогающий выявить структуру темперамента разработанный В.М. Русаловым.
База исследования:
Исследование проводилось на подростках 11-12 лет в количестве 24 человек.
Анализ результатов исследования:
При анализе медицинской документации у испытуемых были выявлены такие психосоматические заболевания, как: бронхиальная астма, сахарный диабет, вегетососудистая дистония по гипертоническому типу, гипертиреоз. Всего психосоматическими заболеваниями болеют 4 ребёнка – 17% от числа обследуемых детей. У 2-х детей (12%) имеется наследственная предрасположенность. Также было выявлено 9 детей страдающих частыми соматическими заболеваниями (37,5%).
При обследовании по методике разработанной А.В.Беловым выявлено:
8 подростков с преобладанием сангвинистического типа темперамента;
7 – с преобладанием
холерического типа
5 – с преобладанием
флегматического типа
4 – с преобладающим
меланхолическим типом
Но данный опросник показался учащимся сложным и непонятным. Дети задавали вопросы, свидетельствующие о трудностях осознания задания. Это подвергло сомнению точность, надёжность и полную достоверность полученных данных.
Проведённое исследование по методике В.М.Русалова позволяет выявить структуру темперамента. Этот опросник оказался более лёгким и доступным для понимания детей.
Сравнив результаты, мы выяснили, что данные полученные при исследовании по методике А.В.Белова совпадают с данными исследования по методике В.М.Русалова.
В дальнейшем мы будем опираться на данные 2-го опросника.
Надо отметить, что ни у одного из обследованных не выявлено высоких значений (7 и более) по контрольной шкале (шкала социальной желательности ответов), что свидетельствует об искренности ответов на вопросы теста. Только у 3 подростков результаты были приближены к высоким (6 баллов).
Таблица 1.
ЭРГИЧНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА, СТРЕМЛЕНИЕ К УМСТВЕННОМУ И ФИЗИЧЕСКОМУ ТРУДУ
Показатели |
Преобладающий тип темперамента колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Частые соматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
Психосоматические заболевания колич. чел. / % от числа всех с дан-ными значениями |
НЗ |
меланхолический тип темперамента 3 чел. / 60% |
3 чел. / 60% |
2 чел. / 40% |
ВЗ |
холерический тип темперамента 6 чел. / 67% |
4 чел. / 44% |
1 чел. / 11% |
Низкие значения (НЗ) по данной шкале имеют 5 человек, среди них преобладают дети с меланхолическим типом темперамента. Более половины обследованных подростков с НЗ болеют частыми соматическими заболеваниями, почти у половины детей отмечены психосоматические расстройства.
Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей