Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.

Файлы: 1 файл

Курсовая психология Влияние темперамента на развитие психосоматических заболеваний.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

17. Часто ли ты испытываешь  чувство тревоги, что выучил урок  недостаточно глубоко?

18. Легко ли твои мысли  переходят с одной темы на  другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе  игры, требующие большой скорости  и ловкости?

20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

21. Испытываешь ли ты  чувство беспокойства, что тебя  неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли ты выполняешь  сложное общественное поручение?

23. Бывает ли, что ты  говоришь о вещах, в которых  не разбираешься?

24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25. Легко ли тебе делать  одновременно много дел?

26. Часто ли бывает, что  ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27. Обычно ты предпочитаешь  выполнять общественное поручение, не требующее от тебя 

много энергии?

28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

30. Легко ли тебе общаться  с людьми?

31. Обычно ты предпочитаешь  подумать, взвесить и лишь потом  высказываться на уроке?

32. Все твои привычки  хорошие?

33. Быстры ли твои движения?

34. Обычно ты молчишь  и не  вступаешь в разговор, когда находишься в обществе  малознакомых людей?

35. Легко ли тебе перейти  от игры к выполнению уроков?

36. Глубоко ли ты переживаешь  плохое к тебе отношение людей?

37. Разговорчивый ли ты человек?

38. Легко ли тебе выполнять  поручения, требующие мгновенных  реакций?

39. Ты обычно говоришь  свободно, без запинок?

40. Волнуешься ли ты, что  не сможешь выполнить порученное  задание?

41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?

42. Испытываешь ли ты  повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?

43. Считаешь ли ты свои  движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у тебя  мысли, которые ты бы хотел  скрыть от других?

45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы?

46. Доставляют ли тебе  удовольствия быстрые движения?

47. Легко ли тебе переключиться  на новое дело?

48. Стесняешься ли ты  в присутствии незнакомых людей?

49. Быстро ли ты выполняешь  данное тебе поручение?

50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?

51. Можешь ли ты говорить  быстро и разборчиво?

52. Если ты обещал что-то  сделать, всегда ли ты выполняешь  своё обещание, независимо от  того, можешь ты это или нет?

53. Считаешь ли ты, что  твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

54. Обычно ты предпочитаешь  делать одно дело?

55. Любишь ли ты быстрые  игры?

56. Много ли в твоей  речи пауз?

57. Легко ли тебе внести  оживление в большую компанию?

58. Чувствуешь ли ты  себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?

59. Трудно ли тебе переключаться  с одного задания на другое?

60. Бывает ли, что надолго  портится настроение из-за того, что получил двойку?

61. Тяжело ли тебе заснуть  из-за того, что не ладятся дела, связанные с учёбой?

62. Любишь ли ты бывать  в большой компании?

63. Волнуешься ли ты, выясняя  отношения с друзьями?

64. Испытываешь ли ты  сильную потребность в учёбе?

65. Злишься ли ты иногда  по пустякам?

66. Склонен ли ты делать  много дел одновременно?

67. Держишься ли ты  свободно в большой компании?

68. Часто ли ты высказываешь  своё первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли тебя  чувство неуверенности, когда ты  готовишь уроки?

70. Медленны ли твои  движения, когда ты что-либо мастеришь?

71. Легко ли ты переключаешься  с одного дела на другое?

72. Быстро ли ты читаешь  вслух?

73. Ты иногда сплетничаешь?

74. Молчалив ли ты, находясь  в кругу незнакомых людей?

75. Нуждаешься ли ты  в людях, которые бы тебя ободрили  и утешили в трудную минуту?

76. Охотно ли ты выполняешь  множество поручений одновременно?

77. Любишь ли ты выполнять  дела в быстром темпе?

78. В свободное время  тебя тянет пообщаться с людьми?

79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

80. Долго ли ты переживаешь  ссору с товарищами?

81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать своё мнение?

82. Есть ли в твоём  классе ученики, которые тебе  очень не нравятся?

83. Обычно ты предпочитаешь  лёгкую работу?

84. Сильно ли ты переживаешь  после ссоры с друзьями?

85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

86. Испытываешь ли ты  большое желание к общению  с людьми?

87. Склонен ли ты сначала  подумать, а потом говорить?

88. Часто ли ты волнуешься  по поводу своих школьных успехов?

89. Всегда ли ты платил  бы за проезд, если бы не опасался проверки?

90. Держишься ли ты  скованно в компаниях ребят?

91. Склонен ли ты преувеличивать  в своём воображении неудачи, связанные с учёбой?

92. Нравится ли тебе  быстро говорить?

93. Легко ли тебе удержаться  от высказывания неожиданной  мысли?

94. Обычно ты работаешь  неторопливо и медленно?

95. Переживаешь ли ты  из-за малейших неудач в учёбе?

96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

98. Легко ли тебе выполнять  работу, требующую много времени?

99. Легко ли тебе, не  долго думая, обратиться с просьбой  к взрослому человеку?

100. Беспокоит ли тебя  чувство неуверенности в себе  при общении с другими людьми?

101. Охотно ли ты берёшься  за выполнение новых поручений?

102. Устаёшь ли ты, когда  говоришь быстро?

103. Ты предпочитаешь  работать с прохладцей, без особого  напряжения?

104. Легко ли тебе заниматься  одновременно в нескольких кружках?

105. Любишь ли ты подолгу  оставаться один?

КЛЮЧИ К ОСТ

1. ШКАЛА – ЭРГИЧНОСТЬ

Ответ «да» - вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98.

           «нет» - вопросы 27, 83, 103.

2. ШКАЛА – СОЦИАЛЬНАЯ  ЭРГИЧНОСТЬ

            «да» - 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

            «нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3. ШКАЛА – ПЛАСТИЧНОСТЬ

            «да» - 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

            «нет» - 54, 59.

4. ШКАЛА – СОЦИАЛЬНАЯ  ПЛАСТИЧНОСТЬ

             «да» - 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

             «нет» - 31, 81, 87, 93.

5. ШКАЛА – ТЕМП

             «да» - 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

             «нет» - 29, 43, 70, 94.

6. ШКАЛА – СОЦИАЛЬНЫЙ  ТЕМП

              «да» - 24, 37, 39, 51, 72, 92.

              «нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. ШКАЛА – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

              «да» - 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. ШКАЛА – СОЦИАЛЬНАЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

               «да» - 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. ШКАЛА – «К»

                «да» - 32, 52, 89.

                «нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

 

 

 

 

 

 

Подростковый возраст.

     Границы подросткового возраста достаточно неопределённы (от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

     Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. В психологии этот период называют переходным, трудным, критическим возрастом.

     Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребёнком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это происходит не путём разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путём возникновения нового качества отношений. Это не столь путь от зависимости к автономии, сколько движение к всё более дифференцированным отношениям с другими.

     Всё то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

     Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой (взрослой) ролью предполагает наличие определённой (в том числе и внутренней) активности, формирование специфических психологических орудий, их апробацию в реальных жизненных ситуациях.

     В социальной ситуации развития подростка появляется новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и её совокупным результатом являются сложности при «врастании» в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может ещё войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких  условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

     Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.

     Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

     Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребёнка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляются осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

     Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

      С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса (Л.С. Выготский).

    Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

  • «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности;
  • «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
  • «доминанта усилия» - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;
  • «доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

     Происходит и перестройка интересов сверху, со стороны изменяющегося мировоз-зрения подростка. Интересы начинают перестраивать сами формы влечений, превращаясь в человеческие интересы, сами становятся внутренними составляющими личности.

     В результате происходит смена социальной позиции, формируется отношение к себе как к члену общества. Социальная ориентация приводит, в свою очередь, к формированию социальных установок, осознанию себя частью социальной общности, выбору своего будущего социального положения и способов его достижения.

Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей