Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.
Ведущая деятельность.
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-
личностное общение со сверстниками.
Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти зха рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.
Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых.
Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки сверстников начинают приобретать большое значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его «эмоционального благополучия». В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.
Центральные новообразования.
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этот период все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.
Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.
В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:
1. переоценка ценностей;
2. устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.
Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.
В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребёнком идеал означает наличие у него постоянно
действующего мотива.
Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Существенно изменяется «сфера значимого», зарождается интерес к интимному миру взрослых.
Мышление.
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.
Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.
Речь.
В подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения словаря, с другой – за счёт усвоения множества значений уже известных слов. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определённый взгляд на мир [12].
Подростка интересуют правила употребления сложных форм и оборотов речи. «Как правильно написать?», «Как лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно задаёт тебе и окружающим.
Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки упорно обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его правильное произношение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют указания, устойчивые правила.
Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.
Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.
Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.
Самосознание.
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознаёт себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.
Самосознание формируется в процессе развития, а не даётся нам вместе с сознанием. Это последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [3].
Возрастной период |
Хронологические рамкии |
Социальная ситуация развития |
Ведущая деятельность |
Психологические новообразования |
Подростковый, отроческий возраст |
10-11 – 14-15 лет |
Формирование созна-тельного отношения к себе как члену об-щества. Благоприятные условия (сензитив-ность) для проявления индивидуальности |
Интимно-личностное общение Общение в общественно полезной деятельности |
–Чувство взрослости - новый уровень само-сознания –Стремление к самоу-тверждению –Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и пережива-ниям других людей – Я-концепция –Формально-логичес-кое (рассуждающее мышление – Рефлексия |
Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей