Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.

Файлы: 1 файл

Курсовая психология Влияние темперамента на развитие психосоматических заболеваний.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

 

Ведущая деятельность.

     Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-

личностное общение со сверстниками.

     Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти зха рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества.

     Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых.

     Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Оценки сверстников начинают приобретать большое значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его «эмоционального благополучия». В общении как деятельности происходит усвоение ребёнком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

 

Центральные новообразования.

     На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие психических новообразований возраста, охватывающих в этот период все стороны развития личности: изменения происходят в области морали, в половом развитии, в высших психических функциях, в эмоциональной сфере.

     Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

     В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

         1. переоценка ценностей;

         2. устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

     Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, ещё не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

      В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал.                    Воспринятый  или   созданный   ребёнком   идеал  означает   наличие у него постоянно

действующего мотива.

     Л.С.Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребёнке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

     Существенно изменяется «сфера значимого», зарождается интерес к интимному миру взрослых.

 

Мышление.

     Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

     Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

 

Речь.

     В подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения словаря, с другой – за счёт усвоения множества значений уже известных слов. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определённый взгляд на мир [12].

      Подростка интересуют правила употребления сложных форм и оборотов речи. «Как правильно написать?», «Как лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно задаёт тебе и окружающим.

     Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки упорно обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова, его правильное произношение, выяснить для себя те вопросы стилистики, относительно которых существуют указания, устойчивые правила.

     Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

     Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

     Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

 

Самосознание.

     Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознаёт себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание формируется в процессе развития, а не даётся нам вместе с сознанием. Это последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка [3].

 

Возрастной период

Хронологические рамкии

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Психологические новообразования

 

Подростковый, отроческий возраст

 

10-11 –

14-15 лет

Формирование созна-тельного отношения к себе как члену об-щества. Благоприятные условия (сензитив-ность) для проявления индивидуальности

Интимно-личностное общение

Общение в общественно полезной деятельности

–Чувство взрослости -  новый уровень само-сознания

–Стремление к самоу-тверждению

–Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и пережива-ниям других людей

 – Я-концепция

–Формально-логичес-кое (рассуждающее мышление

– Рефлексия


 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей