Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.
15. Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное
пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. - 529с.
16. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебник.- М.: ГЕОТАР- МЕД,
2002. – 864с.
17. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под
общей ред. С.Ю. Циркина. – Спб: Питер, 2001. – 752с.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. –
Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.
19. Фирсова Л. Психологические аспекты гастроэнтерологических заболеваний //
Медицинская газета. 2005. №75. С. 8 – 9.
Выявление доминирующего типа темперамента с помощью опросника А.В.Белова.
Предлагаемый тест поможет определить доминирующий тип темперамента. Учащиеся определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами вопросов, которые располагают столбиком, ставят « + » или « – ».
1. Вы спокойны, хладнокровны?
2. Последовательны и обстоятельны в делах?
3. Осторожны и рассудительны?
4. Вы умеете ждать?
5. Молчаливы и не любите болтать попусту?
6. Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?
7. Вы сдержаны и терпеливы?
8. Доводите ли начатое дело до конца?
9. Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?
10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?
11. Легко ли вы сдерживаете порывы?
12. Насколько восприимчивы
к одобрению столь и к
13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?
14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?
15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?
16. Ровны ли вы в отношениях со всеми?
17. Любите ли аккуратность и порядок во всём?
18. Вы с трудом
19. Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?
20. Обладаете ли выдержкой?
21. Вы веселы и жизнерадостны?
22. Энергичны и деловиты?
23. Часто вы не доводите начатое дело до конца?
24. Способны ли быстро схватывать новое?
25. Ваши интересы и склонности не устойчивы?
26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?
27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?
28. Склонны ли вы переоценивать себя?
29. С увлечением ли берётесь за новое дело?
30. Вы быстро остываете,
если дело перестаёт вас
31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?
32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?
33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми? Так ли это?
34. Вы выносливы и работоспособны?
35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?
36. Сохраняете ли вы
самообладание в
37. У вас всегда бодрое настроение?
38. Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?
39. Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?
40. Склонны ли вы иногда отвлекаться?
41. Вы неусидчивы, суетливы?
42. Невыдержанны, вспыльчивы?
43. Нетерпеливы?
44. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?
45. Решительны и инициативны?
46. Упрямы?
47. Находчивы ли вы в споре?
48. Вы работаете рывками?
49. Склонны ли вы к риску?
50. Вы не злопамятны и необидчивы?
51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?
52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности?
53. Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?
54. Нетерпимы ли вы к недостаткам?
55. Обладаете ли вы выразительной мимикой?
56. Способны ли вы быстро действовать и решать?
57. Стремитесь ли вы неустанно к новому?
58. Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?
59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?
60. Вы склонны к резким сменам настроения?
61. Вы стеснительны и застенчивы?
62. Теряетесь ли вы в новой обстановке?
63. Затрудняетесь ли вы
устанавливать контакт с
64. Вы не верите в свои силы?
65. Вы легко переносите одиночество?
66. Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах?
67. Склонны ли вы уходить в себя?
68. Быстро ли вы утомляетесь?
69. У вас тихая неторопливая речь?
70. Вы невольно
71. Вы впечатлительны до слезливости?
72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?
73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?
74. Склонны ли вы к мнительности?
75. Вы болезненно чувствительны, легкоранимы?
76. Чрезвычайно обидчивы?
77. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?
78. Малоактивны и робки?
79. Безропотны и покорны?
80. Стремитесь ли вызвать
сочувствие и помощь
Чтобы определить наличие:
ХОЛЕРИЧЕСКОГО темперамента, нужно число плюсов в ответах на вопросы 41 – 60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
САНГВИНИСТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов на вопросы 21 – 40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в вопросах 1 – 20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в вопросах 61 – 80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.
При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30 – 40% - достаточно яркая, при 20 – 29% - средняя, при 10 – 19% - малая.
Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.Русалова.
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ содержит следующие шкалы:
1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ
– включает в себя вопросы
об уровне потребности в
Высокие значения (ВЗ) (9 – 12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряжённому умственному и физическому труду, лёгкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3 – 4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.
2. СОЦИАЛЬНА ЭРГИЧНОСТЬ
– содержит вопросы об уровне
потребности в социальных
ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. ПЛАСТИЧНОСТЬ – содержит вопросы о степени лёгкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ – лёгкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ – содержит вопросы, направленные на выяснение степени лёгкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, лёгкость вступления в социальные контакты, лёгкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности
к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. ТЕМП или СКОРОСТЬ
– включает вопросы о быстроте
моторно-двигательных актов
ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.
6. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП – включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.
НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу роботы, чувствительность к неудачам.
НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
– включает вопросы, касающиеся
эмоциональной
ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения
9. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА
(шкала социальной
ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ – адекватное восприятие своего поведения.
Учащиеся, отвечая на вопросы, определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номером вопроса ставят «+» или «-».
Обработка данных по ОСТу проводится путём сравнения ответов испытуемого с
«ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один
балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.
1. Проворный ли ты человек?
2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?
3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?
4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?
5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?
6. Задевают ли тебя замечания других людей?
7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?
8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?
9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль?
10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
11. Трудно ли тебе не общаться с людьми?
12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?
13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?
14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?
15. Легко ли тебе выполнять
школьное задание, требующее длительного
внимания и большой
16. Утомительно ли тебе быстро говорить?
Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей