Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.

Файлы: 1 файл

Курсовая психология Влияние темперамента на развитие психосоматических заболеваний.doc

— 637.50 Кб (Скачать файл)

15.  Рогов В.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное

        пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. - 529с.

16.  Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебник.- М.: ГЕОТАР- МЕД,

        2002. – 864с.

17.  Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста /  Под

       общей ред. С.Ю. Циркина. – Спб: Питер, 2001. – 752с.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. –    

       Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

19. Фирсова Л. Психологические аспекты гастроэнтерологических заболеваний //    

      Медицинская газета. 2005. №75. С. 8 – 9.

Выявление доминирующего типа темперамента с помощью опросника А.В.Белова.

Предлагаемый тест поможет определить доминирующий тип темперамента. Учащиеся определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами вопросов, которые располагают столбиком, ставят « + » или « – ».

 

1. Вы спокойны, хладнокровны?

2. Последовательны и  обстоятельны в делах?

3. Осторожны и рассудительны?

4. Вы умеете ждать?

5. Молчаливы и не любите  болтать попусту?

6. Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

7. Вы сдержаны и терпеливы?

8. Доводите ли начатое  дело до конца?

9. Вы не растрачиваете  попусту сил. Так ли это?

10. Придерживаетесь ли  вы выработанного распорядка  жизни, системы в работе?

11. Легко ли вы сдерживаете  порывы?

12. Насколько восприимчивы  к одобрению столь и к порицанию?

13. Можно ли утверждать, что вы незлобивы и проявляете  снисходительное отношение к  колкостям в свой адрес?

14. Вы постоянны в своих  отношениях и интересах?

15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?

16. Ровны ли вы в  отношениях со всеми?

17. Любите ли аккуратность  и порядок во всём?

18. Вы с трудом приспосабливаетесь  к новой обстановке?

19. Можно ли сказать, что  вы инертны, малоподвижны, вялы?

20. Обладаете ли выдержкой?

21. Вы веселы и жизнерадостны?

22. Энергичны и деловиты?

23. Часто вы не доводите  начатое дело до конца?

24. Способны ли быстро  схватывать новое?

25. Ваши интересы и  склонности не устойчивы?

26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

27. Легко ли приспосабливаетесь  к разным обстоятельствам?

28. Склонны ли вы переоценивать  себя?

29. С увлечением ли  берётесь за новое дело?

30. Вы быстро остываете, если дело перестаёт вас интересовать?

31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?

32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

33. Вы общительны и  отзывчивы, не чувствуете скованности  с новыми людьми? Так ли это?

34. Вы выносливы и работоспособны?

35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

36. Сохраняете ли вы  самообладание в непредвиденных  ситуациях?

37. У вас всегда бодрое  настроение?

38. Вы быстро просыпаетесь  и засыпаете?

39. Часто ли вы бываете  несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40. Склонны ли вы иногда  отвлекаться?

41. Вы неусидчивы, суетливы?

42. Невыдержанны, вспыльчивы?

43. Нетерпеливы?

44. Резки и прямолинейны  в отношениях с людьми?

45. Решительны и инициативны?

46. Упрямы?

47. Находчивы ли вы в споре?

48. Вы работаете рывками?

49. Склонны ли вы к  риску?

50. Вы не злопамятны  и необидчивы?

51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией  речью?

52. Вы неуравновешенны  и склонны к горячности?

53. Можно ли вас назвать  агрессивным забиякой?

54. Нетерпимы ли вы  к недостаткам?

55. Обладаете ли вы  выразительной мимикой?

56. Способны ли вы быстро  действовать и решать?

57. Стремитесь ли вы  неустанно к новому?

58. Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

59. Настойчивы ли вы  в достижении поставленной цели?

60. Вы склонны к резким  сменам настроения?

61. Вы стеснительны и  застенчивы?

62. Теряетесь ли вы  в новой обстановке?

63. Затрудняетесь ли вы  устанавливать контакт с незнакомыми  людьми?

64. Вы не верите в  свои силы?

65. Вы легко переносите одиночество?

66. Чувствуете ли вы  подавленность и растерянность  при неудачах?

67. Склонны ли вы уходить  в себя?

68. Быстро ли вы утомляетесь?

69. У вас тихая неторопливая  речь?

70. Вы невольно приспосабливаетесь  к характеру собеседника?

71. Вы впечатлительны до слезливости?

72. Вы чрезвычайно восприимчивы  к одобрению и порицанию?

73. Предъявляете ли вы  высокие требования к себе  и окружающим?

74. Склонны ли вы к  мнительности?

75. Вы болезненно чувствительны, легкоранимы?

76. Чрезвычайно обидчивы?

77. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

78. Малоактивны и робки?

79. Безропотны и покорны?

80. Стремитесь ли вызвать  сочувствие и помощь окружающих?

 

Чтобы определить наличие:

ХОЛЕРИЧЕСКОГО  темперамента, нужно число плюсов в ответах на вопросы 41 – 60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

САНГВИНИСТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов на вопросы 21 – 40 также нужно разделить на общее  количество плюсов и умножить на 100%.

ФЛЕГМАТИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в вопросах 1 – 20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

МЕЛАНХОЛИЧЕСКОГО темперамента – число плюсов в вопросах 61 – 80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30 – 40% - достаточно яркая, при 20 – 29% - средняя, при 10 – 19% - малая.

 

 

 

Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.Русалова.

Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ содержит следующие шкалы:

1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ  – включает в себя вопросы  об уровне потребности в освоении  предметного мира, стремлении к  умственному и физическому труду.

Высокие значения (ВЗ) (9 – 12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряжённому умственному и физическому труду, лёгкость умственного пробуждения.

Низкие значения (НЗ) (3 – 4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.

2. СОЦИАЛЬНА ЭРГИЧНОСТЬ  – содержит вопросы об уровне  потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

3. ПЛАСТИЧНОСТЬ – содержит вопросы о степени лёгкости или трудности переключения с одного предмета на другой.

ВЗ – лёгкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

4. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ  – содержит вопросы, направленные на выяснение степени лёгкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, лёгкость вступления в социальные контакты, лёгкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности

к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

5. ТЕМП или СКОРОСТЬ  – включает вопросы о быстроте  моторно-двигательных актов при  выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

6. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП –  включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

7. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ –  включает в себя вопросы, оценивающие  эмоциональность, чувствительность, чувствительность  к неудачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу роботы, чувствительность к неудачам.

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

8. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ  – включает вопросы, касающиеся  эмоциональной чувствительности  в коммуникативной сфере.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения

9. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (шкала социальной желательности  ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

Учащиеся, отвечая на вопросы, определяют наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номером вопроса ставят «+» или «-».

Обработка данных по ОСТу проводится путём сравнения ответов испытуемого с

«ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один

балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

1. Проворный ли ты  человек?

2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Нравится ли тебе  быть одному больше, чем в компании?

4. Испытываешь ли ты  постоянную жажду знаний?

5. Ты предпочитаешь говорить  медленно и неторопливо?

6. Задевают ли тебя  замечания других людей?

7. Трудно ли тебе заснуть  из-за того, что ты повздорил  с друзьями?

8. Хочется ли тебе  заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

9. В разговоре с товарищами  твоя речь часто опережает  твою мысль?

10. Раздражает ли тебя  быстрая речь собеседника?

11. Трудно ли тебе не  общаться с людьми?

12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие  отметки в дневник?

15. Легко ли тебе выполнять  школьное задание, требующее длительного  внимания и большой сосредоточенности?

16. Утомительно ли тебе  быстро говорить?

Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей