Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:49, курсовая работа
На возникновение психосоматических расстройств влияет значительное число факторов, одним из которых являются личностные особенности. В детском возрасте характер активно формируется, многие его черты и свойства ещё не устоялись, поэтому у детей среди индивидуальных особенностей личности, способствующих возникновению психосоматических заболеваний в результате внешних воздействий, можно выделить темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций и другие, делают ребёнка очень чувствительным к стрессам. В тоже время активность, ритмичность физиологических функций, доступность и хорошая приспособляемость к новому, наряду с преобладающими ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде, препятствуют развитию заболевания.
Дети холерического типа слишком решительные и быстрые, а поэтому часто бывают опрометчивы в своих движениях. Дети-холерики быстро берутся за дело и доводят его до конца. У них часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Детям такого типа темперамента свойственны обидчивость и гнев. Состояния обиды и гнева бывают у них устойчивыми, продолжительными. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Но им трудно совершать деятельность, требующую плавных движений, медленного и спокойного темпа, так как их природные особенности противоположны требующимся качествам. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят. Речь у детей-холериков быстрая, сбивчатая, нередко непонятная.
Положительное поле |
Проблемное поле |
Энергичность, увлечённость, пытливость, трудоспособность, целеустремлённость возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия, не страшатся перегрузок. |
Горячность, невыдержанность, нетерпели-вость, конфликтность, затруднения в переключении внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения, демонстрируют своё отношение к антипатичным людям, вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости, занимают внутреннюю позицию превосходства, привычка упрямиться. |
Несколько иного склада дети флегматического темперамента. Они медлительны в своих движениях, даже инертны и ленивы. Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Они не обидчивы и обычно не бывают расположены к веселью. Для детей-флегматиков характерно спокойное и ровное поведение. Это смирные дети. Они обладают высокой работоспособностью, умением делать всё тщательно, кропотливо, длительно концентрируются на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких детей крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть в спокойные игры. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают её нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Дети флегматического типа легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Положительное поле |
Проблемное поле |
Не участвуют в конфликтах, уравновешенны, в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надёжность, терпеливость. |
Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, некоммуникативность, соц. инфантилизм, попадает под влияние более инициативных людей, лень. |
Дети меланхолического темперамента сумрачные и не по летам серьёзные, они медлительны и основательны в проявлениях своей воли. Дети-меланхолики ведут себя тихо и скромно, часто смущаются, когда к ним обращаются с вопросами. Их нелегко развеселить или обидеть. Но вызванное чувство обиды у них сохраняется долго, бывает устойчивым. Они не сразу берутся за работу или включаются в игру, но если возьмутся за какое-либо дело, то проявляют в этом постоянство и устойчивость. Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребёнок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь очень тихая,
невыразительная.
Положительное поле |
Проблемное поле |
Высокая чувствительность, осторожность, склонность к самоанализу, уделяют много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирования успеха. |
Не в меру эмоционально ранимы, неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания, заниженная самооценка, подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах, в ситуации, чреватой утратой независимости, ведут себя открыто вызывающе, в противном случае маскируют стойкое упрямство (девочки), значительно раньше других обретают сексуальность, трусливы, не верят в свои силы. |
Особенности свойств темпераментов детей
Критерии основных свойств темперамента ребёнка |
Общий тип нервной системы и темперамента ребёнка | |||
сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник) |
сильный, уравновешенный, инертный (флегматик) |
сильный, неуравновешен-ный, инертный (холерик) |
слабый (меланхолик) | |
Преобладающие черты характера (Какие черты характера преобладают у ребёнка?) |
Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссность, гибкость, делови-тость, общитель- ность, собранность |
Спокойствие, медлительность, неторопливость, нерасторопность, обстоятельность, солидность, малоэмоциональ- ность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие |
Энергичность, неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность |
Робость, застенчи-вость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлительность, отвлекаемость |
Характерные черты эмоцио-нальности и наиболее частые эмоции (Какие эмоции ребёнок переживает осо-бенно сильно?) |
Положительные эмоции |
Нет бурных реак-ций на окружаю-щее. Тяготеет к положительным эмоциям |
Гнев, страх, эмоции проявляет бурно |
Страх |
Уровень тревож-ности (какой уровень тревож-ности у ребёнка) |
Средний |
Низкий |
Средний, низкий |
Высокий |
Реакция на наказания (как ребёнок перено-сит наказания) |
Спокойно |
Без эмоций |
Словесные – спо-койно, остальные с бурными реакция-ми протеста |
С обидой, с нега-тивными эмоциями |
Реакция на непредвиденные события (как ве-дёт себя ребёнок в непредвиден-ных ситуациях) |
Любопытен (преобладает положительная доминанта) |
Малоэмоционален |
Пытается сопротивляться (потребность преодоления) |
Пытается избежать этого события (потребность самосохранения) |
Особенности игровой деятель-ности (какие игры предпочи-тает ребёнок) |
Любые, но чтобы жизнь в них била ключом |
Спокойные, тихие, уединённые |
Шумные, азартные, с шалостями и баловством |
Тихие, уединённые в среде незнакомых людей и шумные только лишь с кем-то из близких |
Общительность (общителен ли ребёнок) |
Чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых |
Предпочитает одиночество |
Всегда нужны сподвижники и зрители |
Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми |
Оценка сверст-никами, лидерство (как оценивают ребё-нка сверстники, лидер он или нет) |
Душа компании, лидер по выбору детей |
Неавторитетен среди сверстников, изгой в обществе детей, о лидерстве не может быть и речи |
Все сверстники к нему относятся по-разному, сам предлагает себя на роль лидера |
Авторитетен только среди малочислен-ных друзей, не лидер |
Постоянство по отношению к друзьям (как часто у ребёнка меняются друзья) |
В зависимости от ситуации |
Практически никогда |
Всё время, постоянно |
Очень редко |
Особенности познавательной деятельности (как ребёнок усваивает новое) |
Легко и быстро |
Обстоятельно, но медленно |
Всё схватывает на лету и так же быстро забывает |
Осваивает быстро или медленно в зависимости от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств |
Особенности памяти (кратко-временной, дол-говременной) (как быстро ребёнок запоми-нает сказку или стих, как долго помнит их, улав-ливает целое или детали) |
Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратко-временная и долговременная память) |
Медленно, но схватывает целое, почти не забывает (хорошо развита долговременная память) |
Очень быстро, схватывает в основ-ном детали, забывает через короткий срок (хорошо развита только кратковре-менная память) |
По-разному, вни-кает во все мелочи (высокая отвлекае-мость мешает кратковременной памяти, а неуверен-ность в себе – долговременной) |
Утомляемость после какой-нибудь деятель-ности (какова степень утом-ляемости у ребёнка) |
Средняя (устаёт соответственно деятельности) |
Низкая (практически не устаёт) |
Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от степени выплеска своих эмоций) |
Высокая (устаёт от малейшей деятельности) |
Особенности приобретения навыков (легко ли ребёнок ус-ваивает воз-растные навыки) |
Легко и без труда. В три года он обслуживает себя сам |
С трудом (возрастные навыки формируются очень долго, но и надолго) |
Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно) |
Быстро, но неустойчиво (легко поддаётся регрессу при экстремальных ситуациях) |
Особенности моторики (какие движения преобладают у ребёнка) |
Движения уверенные, точные, ритмичные |
Движения нерасто-ропные, неторопли-вые, солидные (на стул садится основательно) |
Движения порывис-тые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте) |
Движения неуве-ренные, неточные, суетливые (садится лишь на краешек стула) |
Особенности речи (какая речь у ребёнка) |
Речь выразитель-ная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Обычно любит употреблять превосходную сте-пень. Предпочитает положительно окрашенные слова |
Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы и предложения, чаще всего нейтральные |
Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова. Любимые выраже-ния полярны от «очень плохо» и «ужасно» до «очень хорошо» и «лучше всех» |
Речь часто интона-ционно выразитель-на, но очень тихая и неуверенная. Не любит пользоваться крайними оценка-ми, предпочитая: «так себе», «по-разному» |
Особенности сна (как спи и засы-пает ребёнок) |
Обычно засыпает быстро, спит хоро-шо и просыпается с улыбкой |
Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто недоспал |
Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатлением событий дня. Просыпается в различном настрое-нии: от самого хорошего до самого плохого в зависи-мости от того, какие дела его ждут |
Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просы-пается весёлый |
Особенности адаптации к дошкольному учреждению, школе (как ребёнок впервые привыкает к условиям детского сада, школы) |
Адаптируется легко и быстро |
Боится нового, не хочет перемен. Адаптируется очень долго |
Очень легко приспосабливается к новой обстановке и с трудом к новым требованиям |
Никак не может адаптироваться. Адаптируется с трудом. |
В процессе жизни тип нервной системы человека не остаётся неизменным; под влиянием воздействий среды, в результате воспитания, приобретения опыта общения и деятельности он значительно изменяется и даже перестраивается. «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, - писал И.П.Павлов, - но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство – высочайшая пластичность». Поэтому решающее значение в формировании динамических характеристик поведения ребёнка имеют не сами по себе врождённые свойства нервной системы, а реальные взаимоотношения его с окружающими людьми, обстоятельства его жизни, направленность и характер его деятельности. Деятельность ребёнка в сотрудничестве со взрослыми имеет решающее значение в развитии и изменении темперамента. Организуя жизнь ребёнка, мотивируя формы и способы его поведения и отношений, взрослый как бы «воспитывает» темперамент ребёнка.
Черты темперамента,
т.е. особенности динамической
2.4. История развития учения о психосоматических расстройствах.
Гиппократ в учении о темпераментах высказал свои мысли о единстве души и тела. Heinroth в 1818 г. ввёл термин «психосоматический», сформулировав положение о том, что каждая жизненная сфера (психика и сома) сама по себе не может быть достаточным основанием для возникновения заболеваний. H. Maudsley (1876) писал: «Если чувства не находят разрядки во внешней физической деятельности.., они действуют на внутренние органы и приносят беспорядок в их функции…» И.П. Павлов (1902) своим учением об условных рефлексах создал теоретическое основание для понимания психосоматических взаимоотношений с позиции физиологии.
Психосоматическими расстройствами называют круг болезней в патогенезе которых ведущая роль отводится фактору психологического стресса. У детей психосоматические расстройства – характерная форма проявления психической патологии в силу возрастных, в том числе алекситимических особенностей реагирования [17].
Концепция психосоматического генеза заболеваний начала развиваться в XIX веке, начиная с классических трудов З.Фрейда, в которых впервые была продемонстрирована связь соматических жалоб и психических нарушений. Нам представляются весьма интересными следующие психосоматические концепции: «специфического эмоционального конфликта» (F.Alexander) и «специфичности личностных профилей» (F.H. Dunbar). Предположение о наличии у больных «специфического эмоционального конфликта», формирующегося в раннем детстве и создающего в последующем хроническое эмоциональное перенапряжение, было высказано F.Alexander в 1943 г. Это представление получило развитие в концепции «вегетативного невроза», согласно которой соматические симптомы являются следствием вегетативных реакций, сопровождающих стойкие или периодически повторяющиеся эмоциональные состояния. Например, гипертония – результат эмоционального напряжения, возникшего из-за подавления гнева. Концепция «специфического личностного профиля» F.H. Dunbar (1947) связана с попытками установить корреляцию между характерными особенностями личности и развитием тех или иных заболеваний. По её мнению, люди терпеливые, целеустремлённые, имеющие самообладание, жертвующие радостями жизни для дела, склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям, а пациент с язвенной болезнью рассматривается как тревожная личность, чрезмерно зависящая в своём поведении от реакций других людей, склонная к длительным переживаниям, усилению отрицательных эмоций и хронизации негативных эмоциональных состояний. Дальнейшее изучение психосоматических расстройств заставило отказаться от жёсткой однофакторной модели, под которой подразумевалось наличие одной причины, обязательно приводящей к болезни. В настоящее время психосоматические расстройства понимают как заболевания, в основе которых значительное число факторов, определяющих возникновение болезни.
2.5. Классификация
Классификация I. Jochmus, G.M. Schmitt (1986) предполагает три группы соматических расстройств, связанных с психологическими трудностями.
1) психосоматические функциональные нарушения (без органических поражений органов и систем): психогенные нарушения у грудных и детей раннего возраста, нарушения сна, энурез, энкопрез, запор, конверсионные неврозы;
2) психосоматические болезни: бронхиальная астма, нейродермиты, язвенный колит, язва желудка, нервная анорексия, булимия, ожирение;
3) переживания больными своих серьёзных хронических болезней, например
муковисцидоза, диабета, хронической почечной недостаточности, злокачественных
новообразований.
H.Zimprich (1984) у детей выделяет: а) психосоматические реакции (единовременное упускание мочи при испуге); б) функциональные нарушения (расстройство сна после негативных переживаний, продолжающееся некоторое время); в) психосоматические заболевания с органической манифестацией (эндокринные нарушения психогенного происхождения); г) специфические психоматозы ( колит, язва желудка и др.).
Описанные в Международной классификации болезней /МКБ-10/ психосоматические расстройства подразделяются на:
1) соматизированные – совокупность различных психопатологических расстройств с преобладанием соматовегетативных проявлений (при истерии, личностных расстройствах, алкоголизме);
2) недифференцированные – предъявление многочисленных, изменяющихся и длительных, но неопределённых соматических жалоб (симптомы общей утомляемости при депрессии, тревоге);
3) конверсионные – трансформация эмоциональных нарушений в двигательные, сенсорные и вегетативные эквиваленты (параличи, слепота, глухота, нарушения чувствительности);
4) хронические болевые расстройства – длительная, интенсивная, психически угнетающая боль без соматической болезни, которая могла бы её объяснить (боль в спине, головная боль);
5) ипохондрические –убеждённость больного в том, что у него имеется серьёзное заболе- вание (при неврозах, внутренних заболеваниях, психозах, в форме психогенных реакций);
6) дисморфофобические – убеждённость в наличии недостатка во внешности или воображаемого телесного дефекта (морщины, большой нос, слишком маленькие молочные железы или пенис, очень короткие ноги, встречается при личностных расстройствах);
7) Вегетативные дисфункции (психогенные одышка, икота, понос, потение, метеоризм, жжения, тяжесть, напряжение);
8) другие – ограничиваются либо отдельными системами, либо частями тела и не опосредуются вегетативной нервной системой (ощущение комка в горле, психогенный зуд).
Практическое значение имеет разделение психосоматических расстройств по поражённым органам и системам.
Психосоматические расстройства желудочно-кишечного тракта. Психосоматические кратковременные реакции, возникающие после сильных негативных переживаний: потеря аппетита, тошнота, рвота, желудочные спазмы, понос, запор. Функциональные нарушения продолжаются уже более значительное время, они возникают либо вслед за предыдущими, либо первично. Примером могут быть неукротимая рвота беременных, запоры, анорексия. К психосоматическим болезням относят язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Симптоматика этого прогрессирующего заболевания: постоянно повторяющиеся боли в животе, связанные с едой, а также тошнота, изжога, рвота. Может быть сочетание с астеническим синдромом, ипохондрией, фобией и депрессией. Для таких больных характерны настойчивость, упрямство, активность в достижении желаемого, переоценка своих возможностей, возбудимость, а у детей чаще повышенная тревожность, сензитивность, замкнутость, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная возбудимость. Спастический колит также рассматривается как психосоматическая болезнь. Он характеризуется болями в животе, вздутием живота, урчанием, запорами, поносами, утомляемостью, нарушениями сна.
Информация о работе Влияние темперамента на развитие психосоматических расстройств у детей