Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
- педагоги нынешнего времени, как и педагоги прошлого времени, отмечают важность организации уголков природы в дошкольных образовательных учреждениях, что уголки природы обеспечивают возможность проводить целенаправлевленную и систематическую работу по экологическому образованию детей во все времена года;
- главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям;
- содержательное наполнение уголка природы для детей среднего дошкольного возраста разнообразно, сюда входят постоянные и временные обитатели;
- при организации уголка
- дети среднего дошкольного возраста сенситивны к разным видам предметной деятельности и в первую очередь к игровой;
- у детей среднего дошкольного возраста идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире;
- дети среднего дошкольного возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная;
- в целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы;
- с детьми среднего дошкольного возраста система экологической работы в уголке природы должна быть, направлена на развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям, на привитие устойчивого интереса к природе и формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы;
- формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста в уголке природы разнообразны;
- в течение учебного года воспитатель с детьми в уголке природы может проводить интересные, имеющие особую экологическую значимость: наблюдения, циклы наблюдений, совместную трудовую деятельность детей и воспитателя, несложные опыты с различными живыми объектами, дидактические игры, словестно-дидактические игры, настольно-печатные игры, экологические занятия (простые и комплексные), ведение различных календарей, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
- знания и навыки, получаемые детьми во время работы и наблюдения в уголке природы, будут полноценными только тогда, когда они даются детям в определенной последовательности и расширяются постепенно.
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА
Изучив и проанализировав литературу по избранной теме в предыдущей главе, мы переходим к описанию опытно-экспериментальной работы по проведению выдвинутой нами гипотезы.
Главная задача нашей опытно-экспериментальной работы состояла в том, чтобы узнать сформируются ли, повысятся, расширятся и систематизируются ли экологические знания у детей средней группы, после разработанной и проведенной методики использования уголка природы в формировании экологических знаний.
Вся опытно-экспериментальная работа включала в себя 3 этапа [см. таблицу 1].
Наша опытно-экспериментальная работа проходила с октября 2010г. по март 2011г. на базе МДОУ «Детский сад № 12» города Усть-Катав Челябинской области. В экспериментальной работе участвовало 16 детей в возрасте 4 – 5 лет.
Таблица 1
Программа опытно-экспериментальной работы
Этап эксперимента |
Сроки проведения |
Задачи этапа |
Констатирующий |
Октябрь 2010г. |
Подобрать диагностическую методику и провести диагностику уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Определить экологические знания у детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний.
Выявить уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. |
Формирующий |
Октябрь 2010г.- Март 2011г. |
Сформировать, расширить и систематизировать экологические знания у детей среднего дошкольного возраста.
Разработать и провести методику использования уголка природы, с применением различных эколого-педагогических мероприятий, направленную на формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. |
Контрольный |
Март 2011г. |
Провести диагностику уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Определить экологические знания у детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний.
Выявить уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста. |
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
Целью нашего констатирующего этапа эксперимента было: определить экологические знания у детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний, выявить уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего этапа эксперимента для определения экологических знаний по критериям и выявления уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовалась методика О.Соломенниковой «Диагностика экологических знаний дошкольников» [51,с.21-27] [см. приложение 1].
Методика О.Соломенниковой «Диагностика экологических знаний дошкольников» включает в себя состав экологических знаний и критерии сформированности экологических знаний.
Состав экологических знаний:
- знания характерных
особенностей представителей
- знания характерных
особенностей растительного
- знания характерных особенностей неживой природы;
- знания времен года;
- отношение к миру природы.
Критерии сформированности экологических знаний:
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания о временах года;
- отношение к миру природы.
Методика О.Соломенниковой состоит из 5 контрольных заданий для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников. Каждое контрольное задание проводится индивидуально с каждым ребенком.
Все контрольные диагностические задания включают в себя: цель, оборудование, инструкцию к проведению, оценку результатов деятельности.
В каждом контрольном задании ребенок оценивается по трем показателям знаний: высокий уровень (3 балла), средний уровень (2 балла), уровень ниже среднего (1 балл).
В конце проведения всех контрольных диагностических заданий, баллы детей по заданиям суммируются, каждому выводится средний балл и присваивается уровень сформированности экологических знаний.
Результаты изучения детей фиксировались в протоколах и впоследствии анализировались.
Результаты полученных данных по диагностики уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 3 и таблице 4 [см. приложение 2].
В результате обработки и анализа, данных констатирующим этапа, получили результаты об экологических знаниях у детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний
Из 16 детей исследуемой группы:
- по уровню знаний характерных особенностей представителей мира животных - 7 (44%) детей имеют низкий уровень; 7 (44%) детей имеют средний уровень;. 2 (12%) ребенок имеет высокий уровень.
- по уровню знаний
характерных особенностей
- по уровню знаний характерных особенностей неживой природы – 7 (44%) детей имеют низкий уровень; 7 (44%) детей имеют средний уровень; 2 (12%)ребенок имеет высокий уровень.
- по уровню знаний врем года - 7 (44%) детей имеют низкий уровень; 6 (37%) детей имеют средний уровень; 3 (19%) детей имеет высокий уровень.
- по уровню отношения к миру природы - 9 (56%) детей имеют низкий уровень; 6 (37%) детей имеют средний уровень; 1 (7%) детей имеет высокий уровень.
Полученные данные можно представить в виде диаграммы №1 [см. рис.1].
Диаграмма №1
Рис.1 Результаты экологических знаний детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний на констатирующем этапе эксперимента
Анализ данных, на констатирующем этапе эксперимента, на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста показал следующее, что из общего числа обследуемых детей (16 детей):
- 8 (50%) детей исследуемой группы характеризуются низким уровнем сформированности экологических знаний (Саша П., Костя Е., Яна Н., Настя Ш., Миша Л., Лена Р., Маша К., Ваня К.), допускают ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Проявляют слабый интерес и эмоционально не выражают свое отношение к ним. Не знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
Не могут классифицировать
растения по видам. Не могут
назвать их характерные
Не знают объектов неживой природы. Не могут правильно назвать их отличительные характеристики. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Затруднения вызвали вопросы: Какие свойства песка ты знаешь? Какие свойства камней ты знаешь? Где и для чего человек использует песок? Где и для чего человек использует камни? Нарисуй картинку, где будет отражено твое любимое время года? Как ты помогаешь взрослому ухаживать за домашними животными (если они есть)? Как мы можем помочь зимующим птицам?
- 5 (31%) детей исследуемой группы характеризуются средним уровнем сформированности экологических знаний (Маша М., Даша Ф., Влад Б., Оля Н., Данил М.), знают представителей животного мира и разделяют их по видам. Не всегда могут аргументировать свой выбор. Эмоционально выражают свое отношение к представителям животного мира.
Классифицируют растения по видам. Иногда не могут назвать их характерные признаки. Называют лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
Знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные характеристики. Почти всегда правильно называют времена года. Затруднения вызвали вопросы: Какие свойства песка ты знаешь? Где и для чего человек использует камни? Нарисуй картинку, где будет отражено твое любимое время года?
- 3 (19%) детей исследуемой группы характеризуются высоким уровнем сформированности экологических знаний (Ярослав М., Женя Б., Дима П.), они знают представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументируют свой выбор. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к ним. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Без труда выражают свое отношение к представителям животного мира.
Дети классифицируют растения по видам, знают их характерные признаки. Называют условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Он проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к ним.
Дети знают объекты неживой природы и правильно называют их отличительные признаки. Правильно называют времена года. Перечисляют их в нужной последовательности. Знают характерные признаки каждого времени года. Затруднения вызвали вопросы: Какие условия необходимы для роста и развития комнатных растений? Как мы можем помочь зимующим птицам?
Полученные данные можно представить в виде диаграммы №2 [см. рис.2].
Диаграмма №2
Из данной диаграммы №2 [см. рис.2] видно, что экологические знания детей среднего дошкольного возраста находятся на низком уровне.
Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, выяснилось, что у детей среднего дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности экологических знаний.
2.2 Методика использования уголка природы в формировании экологических знаний
Так как, выяснилось в ходе констатирующего этапа эксперимента, что у детей среднего дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности экологических знаний, то целью нашего формирующего этапа эксперимента было: сформировать, расширить и систематизировать экологические знания у детей среднего дошкольного возраста; разработать и провести методику использования уголка природы, с применением различных эколого-педагогических мероприятий, направленную на формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста.