Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Программа Н.А.Рыжовой  «Наш дом природа» нацелена на воспитание гуманной, социальной-активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, которая имеет целостный взгляд на природу и понимает место человека в ней [33,с.24].

 Программа «Наш  дом – природа» состоит из 10 блоков, каждый из которых включает  обучающие и воспитывающие компоненты  – получение знаний о природе  и развитие у детей различных  аспектов отношения к ней (бережного, умения видеть красоту и др.). Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – рассматриваниям, животным и экосистеме леса, а два последних – взаимодействию человека с природой. Ценный аспектом программы является то, автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность при природе планеты. Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе [33,с.24].

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство программ остаются ориентированными в первую очередь на формирование у детей дошкольного возраста системы знаний, представлений о мире природы. При этом как основа этой системы знаний выделяются морфофункциональные особенности живых организмов. Определенным образом обращается внимание на создание условий, адекватных потребностям каждого живого организма. Данные программы нацелены на ознакомление детей с определенными правилами поведения в природе и взаимодействия с ее объектами.

 

1.3 Психолого-педагогические  особенности детей среднего дошкольного  возраста

 

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.) [26].

Меняется характер развития эмоциональной сферы. Как отмечал Л. С. Выготский, к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств»: ребенок может осознавать, понимать и объяснять собственные переживания и эмоциональные состояния других [26].

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства [26].

По своей природе  ребенок оптимистичен и весел. И  если к 5 годам малыш не обладает оптимистичным мироощущением, это  может быть связано с неудовлетворением потребности в признании, в самоутверждении [15].

 К концу среднего  дошкольного возраста восприятие  детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать  форму, на которую похож тот  или иной предмет. Они могут  вычленять в сложных объектах  простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве [15,с.87].

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. [6, с.87].

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины [6,с.87].

Продолжает развиваться  воображение. Формируются такие  его особенности, как оригинальность и произвольность [6,с.87].  

 Увеличивается устойчивость  внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие [6,с.87].

Для детей 4-5-ти лет характерно боле широкое использование речи как средства общения, что стимулирует развитие кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Дети активно расширяют собственный словарный запас, задумываются над значением новых для них слов. Они  удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь  тех или иных персонажей  [15].

Словотворчество, свойственное ребенку 4-5 лет, служит доказательством  нормального развития и в то же время свидетельствует о присутствии  в нем творческого начала [15].

Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом ребенка 4-х лет становиться вопрос «Почему?». Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подвержен перепадам. 
В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок с стремиться к партнерству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми [15].

Активно развивающаяся  потребность в новых знаниях, впечатлениях ощущениях, проявляющаяся  в любознательности и любопытстве  ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами. Ребенок с помощью словесного описания может описать то, что ничего не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации [15].

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к предметам сохраняется, как  и на предыдущем возрастном этапе. Но начинает развиваться устойчивость и возможность произвольного  переключения. 
Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту [15].

  Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок активно включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослым этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Следует обратить внимание на то, в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера [54].

Дошкольник 4-5 лет осваивает формы выражения своего отношения к взрослым и детям. У него ярче и осознаннее проявляется привязанность к близким людям, к своей семье. Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно—личностной. Он начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире, усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Для него важно как общество взрослых, так и общество детей, так как каждое из них по-своему обогащает его опыт [54].

В целом данный возраст  можно рассматривать как начальную  ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы [49].

Таким образом, можно сделать вывод, что дети среднего дошкольного возраста сенситивны к разным видам предметной деятельности и в первую очередь к игровой. В этом возрасте идет становление произвольного поведения, интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире;

- что дети среднего дошкольного возраста любознательны и активны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь, если она простая и ясная. Что в целом данный возраст можно рассматривать как начальную ступень формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы.

 

1.4 Уголок природы,  как элемент эколого-развивающей  предметной среды ДОУ и средство  формирования экологических знаний  у детей среднего дошкольного  возраста

Наиболее традиционным элементом эколого-развивающей предметной среды в дошкольных образовательных учреждениях является уголок природы, как одна из форм организации зоны природы в детском саду [30].

Если обратиться к  истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в XIX столетии. Известные педагоги прошлого (А.Я.Герд,  Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева и другие) отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребности во взаимодействии, общении с природными объектами, основой которого является неиссякаемый интерес дошкольников, потребность в активном познании того мира, в котором они живут [49,с.73].

 А.Я.Герд еще в 60-е г.г.XIX столетия отмечал важность организации уголков природы в образовательных  учреждениях. Основной задачей работы с детьми он видел в развитии умственных способностей ребенка и его интеллектуальной сферы. По мнению ученого, осуществить эту задачу возможно посредством организации, планомерных наблюдений за предметами, объектами, явлениями природы. Именно наблюдения обеспечат ребенку так необходимые для его развития «живое соприкосновение» с природой [49, с.73].

Вслед за А.Я.Гердом вопрос о необходимости организации уголков природы в ДОУ поднимает Е.Н.Водовозова. Привычные нам уголки природы она называет « естественно – научный  кабинет». Основными методами работы с детьми автор выделят не только наблюдения, но и труд по уходу за объектами природы, а также проведение несложных опытов [49,с.73].

 Е.Н.Водовазова  говорила: « Пусть ребенок  сам вырастит цветок, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь  насекомое  или другое животное, чтобы подмечать его свойства» [9,с.35].

Большое значение организации уголков природы уделяет Е.И.Тихеева. По ее мнению, работа с детьми в уголке природы позволяет конкретизировать знания детей о ее предметах и объектах, углубляет представления детей о тех явлениях, которые в природе происходят. Именно организация уголков природы,  как полагает Е.И. Тихеева, обеспечивает возможность  проводить целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы во все сезоны года, что является весьма значимым для решения задачи всестороннего, комплексного развития ребенка [8]. Е.И.Тихеева пишет: «В совокупности всех своих образующих, укрепляющих и врачующих сил природа является тем незыблемым основанием, на котором должна строиться вся педагогическая работа с детьми» [9,с.41].

Известные педагоги настоящего времени (С.Н. Николаева, Н.Фокина, Н.А. Рыжова и другие) отмечают, что уголок природы  для дошкольных учреждений нашей  страны стал достаточно традиционным элементом развивающей экологической среды (условия, главной особенностью которых является  привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности). Педагоги отмечают что, уголки природы очень любимы детьми и играют большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формирование навыков ухода за животными и растениями, побуждают детей заботиться о них [9].

С.Н.Николаева говорит, что: «Педагогический процесс в уголке природы  должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний» [33,с.80].

 В дошкольных образовательных учреждениях  функции уголка природы подразделяются на:

- социокультурную;

- интеллектуально- познавательную;

-направленную на развитие  эмоционально- личностной сферы  дошкольников;

- эстетическую;

- формирующую навыки  позитивно-ориентированного взаимодействия  с предметами и объектами природного окружения [49].

Необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Она вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания, и что очень важно способствует формированию их эмоциональных и духовных чувств [49].

Главная особенность  и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям.  Это позволяет педагогу на протяжение всего учебного года использовать его для  проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний вариант особенно хорош – в раздевалке родители вместе с детьми могут наблюдать за животными и растениями, обсуждать разные моменты, связанные с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье и детском саду [33].

Уголок природы предоставляет  возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках  и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время [49].

 В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботится о них [31].

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы