Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Труд и наблюдения детей за растениями и животными  в уголке природы осуществляется в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы степень активной деятельности детей на участки в эти периоды значительно сокращается, уголок природы обеспечивает непрерывность такой работы [32].

 В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувства ответственности,  за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни [32].

Содержательное  наполнение уголка природы для детей среднего дошкольного возраста, можно обустроить, разместив в нем:

- комнатные растения;

- декоративных животных;

- календарь погоды  и природы;

- альбомы, гербарии, содержащие  материал природоведческого характера;

- художественную литературу о природе;

- дидактические игры природоведческого  содержания;

- различные природные материалы;

- краеведческий материал: фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе  родного края;

- оборудование для организации  труда в природе;

- оборудование для организации опытнической деятельности;

- модели, отображающие предметы и явления природы [49].

При отборе природных объектов, оборудования, и развивающих материалов уголка природы для детей среднего дошкольного возраста в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей. Природные объекты, оборудование и материалы должны быть эстетически привлекательны, вызывать у детей положительные эмоциональные проявления, интерес, стимулировать детей к самостоятельной организации различных видов и форм взаимодействия, экологически ориентированного общения в уголке природы [49].

Вместе с тем природные объекты и материалы должны быть не только содержательно, но физически доступны детям [4].

При подборе растений следует, не забывая о биологической и декоративной их сочетаемости, подумать и о соразмерности помещению. Важно соблюсти принцип золотой середины – с одной стороны, интерьер не должен быть перенасыщен растениями, с другой – не дать им раствориться в интерьере [22].

Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становиться витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. В каждой средней группе должно быть два функциональных места – для выполнения трудовых операций и для хранения кормов и предметов ухода за обитателями уголка природы. Место для труда – это небольшой столик, на котором можно разместить клетку с птицей или поддон из нее, емкости с кормами, доску для резания овощей и прочие предметы [33, с.62].

Все оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому его следует хранить в шкафу, тумбе или закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате [33, с.63].

Также должны учитываться новые санитарно-эпидемиологические правила и  нормативы (СанПиН 2.4.1.1249-03) ДОУ, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003г. при организации уголка природы для детей средних групп [5].

При организации  уголков природы соблюдают следующие требования, пункт 2.4.12:

- животные и растения  должны быть безопасны для  детей и взрослых, неприхотливы  по содержанию и уходу;

- размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещенности в помещении;

- недопустимы больные,  агрессивные и непредсказуемые  в своем поведении животные, а  также ядовитые и колючие растения;

- животных принимают  с разрешения ветеринарского надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);

- недопустимо принимать  бродячих животных;

- подбор животных осуществляется  с учетом возраста и состояния  здоровья детей;

- предпочтение следует  отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;

- для поддержания чистоты  осуществляют ежедневный уход  за животными и растениями;

- уборку за животными  и уход за растениями (кроме  полива) осуществляет только персонал ДОУ.

- помещение ежедневно и неоднократно проветривается в отсутствие детей, наиболее эффективное – сквозное и угловое проветривание помещения [5].

Обитателей уголка природы можно подразделить на постоянных и временных. К постоянным обитателям уголка природы относятся комнатные растения и декоративные животные [12].

 Интересны комнатные  растения тем, что одни из  них обильно и долго цветут, другие имеют  красивую листву, стебли их разнообразны. В зависимости от места произрастания в природе, комнатные растения  требуют различного ухода (разной почвы, характера поливки, степени освещенности так далее). Еще интересны тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения – ценный дидактический материал, они дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и доступен детям дошкольного возраста [55].

С помощью комнатных растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом – именно днем (на свету), когда присутствуют дети, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород [33,с.59].

Комнатные растения –  это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться, их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями [33, с.62].

К временным  обитателям уголка природы относятся растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (весенние первоцветы, букеты летних садов и луговых цветов, ветки хвойных и лиственных деревьев, колосья хлебных злаков, насекомые, лягушки и другие) [13].

Например, на окне можно  устроить мини-огород, в котором  в холодное время в ящиках можно  выращивать лук, чеснок, овес и другие культуры. Особенно важны лук и  чеснок – витаминная добавка в  питание детей. Кроме того, эти  растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения [55,с.62].

При расширении и усложнении программных задач в средней  группе надо пополнять уголок природы  новыми растениями. Следует, прежде всего подбирать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Это могут быть  камелия, фикус, бальзамин, алоэ, бегония-рекс, душистая герань (с узорчатыми опушенными листьями), агава (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям) и другие. Одновременно в уголке природы может быть до 6- 8 видов растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды комнатных растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и так далее). Когда все это есть,  то можно учить детей находить различия и сходства [49].

Начиная с осени, в  уголок природы можно поместить  растения из ближайшего окружения: букеты яркоокрашенных листьев деревьев и  кустарников, поздноцветущих декоративных растений (астра, георгин, кустарниковая хризантема и т.д.). Интерес у детей вызовут выкопанные и пересаженные в горшки бархатцы, календула. Осенью цветут многие растения. Зацветают вторично и некоторые дикорастущие травы: одуванчик, василек луговой, цикорий и так далее [13].

Осенью можно пересадить в ящики корневища мать-и-мачехи, ландыша и прикопать на клумбе, так, чтобы их можно было бы поместить позже в уголок природы для выгонки. Зимой, начиная со второй половины января, когда заканчивается период истинного покоя у большинства растений, ящики с мать-и-мачехой и ландышем внести в помещение. В это же время в банки с водой поставить и срезанные ветки деревьев и кустарников [55].

С появлением первоцветов  начать вести «календарь цветов». По мере цветения, их небольшие букетики поместить в уголок природы. Летом в уголок природы принести травянистые растения, выкопанные во время прогулок в лесу, в поле [13].

Если говорить о декоративных животных, содержащихся  в уголке природы средней группы, то необходимо отметить, что, кроме рыбок в аквариуме можно включить декоративную птицу, морскую свинку или золотистого хомяка, что позволит детям увидеть разнообразие животного мира и познакомится со способами ухода за живыми существами [49].

 В аквариуме можно содержать два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки - вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении [32].

Воспитателю необходимо также обращать внимание детей на то, что аквариум – это маленькая  естественная природная система, в  которой все взаимосвязано. Рыбки  в нем не могут существовать без  аквариумных растений и улиток. Растения обогащают воду кислородом, что очень важно для нормальной жизнедеятельности аквариумных рыб. В растениях рыбки могут прятаться и отдыхать. Улитки же необходимы как естественные санитары аквариума. Ползая по стенкам аквариума, они собирают с них грязь, налет и делают его чище. Необходимо объяснить детям и роль человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности аквариума, представляющего собой мини-экосистему [53, с.41].

Из птиц больше всего подходят канарейки, амадины или волнистые попугайчики – типичные представители пернатых. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения детей [33].

Морская свинка, золотистый хомяк в средней группе имеет особое значение: на ее примере дети учатся вступать в контакт с животными, общаться с ними, активно заботиться о них [33].

Таким образом, можно сделать вывод, что главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям;

- что содержательное наполнение уголка природы для детей среднего дошкольного возраста разнообразно, сюда входят постоянные и временные обитатели;

- что при организации уголка природы для детей среднего дошкольного возраста должны учитываться новые санитарно- эпидемиологические правила и нормативы ДОУ, так же в первую очередь необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей.

 

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста

 

Дети среднего дошкольного  возраста в силу своей возрастной специфики отличаются большей, чем малыши, активностью и любознательностью, стремлением проникнуть в суть познаваемых предметов, явлений. Вместе с тем дети пятого года жизни отличаются высокой эмоциональной отзывчивостью. Способность к сочувствию, сопереживанию позволяет эффективно решать задачу формирования у них положительного нравственного опыта взаимодействия с миром природы. Исходя из этого, в данном возрасте  система экологической работы в уголке природы с детьми должна быть, направлена на развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям. Привитие устойчивого интереса к природе обеспечит возможность расширить, уточнить, закрепить, конкретизировать те знания о мире природы, которые дети получили на предыдущей возрастной ступени, а также  систематизировать эти знания на элементарном уровне, сформировать первые представления детей о мире природы, ее предметах, объектах, явлений. Дети среднего дошкольного возраста учатся  самостоятельно устанавливать несложные связи и зависимости, существующие в мире природы, используя те знания об ее объектах, тот опыт взаимодействия с природным окружением, который у них уже имеется [49].

В целях эффективного решения обозначенных задач для  детей среднего дошкольного возраста уголок природы значительно пополняется, обогащается объектами, предметами и развивающими пособиями, материалами [49].

В течение учебного года воспитатель с детьми в уголке природы  может проводить интересные, имеющие особую экологическую значимость, наблюдения: наблюдения за живыми объектами уголка природы;  наблюдения за ростом растений; наблюдения за ростом  и развитием животных в уголке природы; наблюдения с использованием опытов [44, с.97].

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации[41].

 Детей знакомят не только с названием растений, но и формируют у них элементарные представления о существенных признаках растений: растение- это живой организм, у него есть корень, стебель (стебли), листья (большие и маленькие), цветы, а также  дают  знания о морфологическом назначении этих частей растения (корень необходим, чтобы удерживать растение в почве  и чтобы растение получало из почвы питательные вещества; по стеблю питание от корня поступает к располагающимся на нем листьям и цветам; листья необходимы для того, чтобы растение дышало, из цветка  образуются плоды, в которых созревают семена – детки растения), создают у них элементарные  представления  об основных свойствах растения как живого организма  (питание, дыхание, рост, размножение). Продолжается  работа по ознакомлению детей со способами дифференцированного ухода за комнатными растениями  (есть растения, которые любят много света, тепла и очень любят влагу, а есть растения, которые в этом не нуждаются; за всеми растениями, чтобы они хорошо росли, необходимо ухаживать: поливать, протирать пыль с листьев или, если листья мелкие, опрыскивать, сухие листья необходимо аккуратно срезать ножницами и так далее). Детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их [49].

С детьми среднего дошкольного возраста проводятся циклы наблюдений за природными объектами уголка природы (комнатными растениями; аквариумными рыбками, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, хомячком). Каждый цикл включает 4 – 8 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы