Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Не знают объектов неживой природы. Неправильно называют времена года. Не могут перечислить их в нужной последовательности. Затруднения вызвали вопросы: Какие свойства песка ты знаешь? Какие свойства камней ты знаешь? Где и для чего человек использует песок? Какие свойства воды ты знаешь? Нарисуй картинку, где будет отражено твое любимое время года? Как ты помогаешь взрослому ухаживать за домашними животными (если они есть)? Как мы можем помочь зимующим птицам?

- 7 (44%) детей исследуемой группы характеризуются средним уровнем сформированности экологических знаний (Костя Е., Влад Б., Яна Н., Оля Н., Миша Л., Лена Р., Ваня К.), они в основном знают представителей животного мира и разделяют их по видам. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затруднения были в вопросах таких: Твое отношение к животным (птицам, насекомым)?

Классифицируют растения по видам. Иногда не могут назвать  их характерные признаки. Называют лишь некоторые условия, необходимые  для жизни, роста и развития комнатных растений. Затруднения вызвали вопросы: Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Покажи, как правильно нужно ухаживать за растениями?

Знают объекты неживой  природы и правильно называют их отличительные характеристики. Почти всегда правильно называют времена года. Затруднения вызвали вопросы: Нарисуй картинку, где будет отражено твое любимое время года? Как ты помогаешь взрослому ухаживать за домашними животными (если они есть)?

- 6 (37%) детей исследуемой группы характеризуются высоким уровнем сформированности экологических знаний (Маша М., Даша Ф., Ярослав М., Женя Б., Дима П.), они знают представителей животного мира и разделяет их по видам. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.

Дети классифицируют растения по видам, знают их характерные признаки. Называют условия, необходимые для жизни,  роста и развития комнатных растений.

Дети знают объекты  неживой природы и правильно  называют их отличительные признаки. Правильно называют времена года.

 Полученные данные можно представить в виде диаграммы №4 [см. рис.4].

 

Диаграмма №4

 

Рис.4 Уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

 

Из данных диаграмм №3 и №4 [см. рис.3 и 4] видно, что экологические знания детей средней группы повысились.

После получения результатов контрольного этапа перед нами встала задача сравнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы до и после проведения формирующего этапа эксперимента. Полученные данные представлены в диаграмме №5 [см. рис.5].

Диаграмма №5

Рис.5 Сравнительный  анализ результатов опытно-экспериментальной работы, полученный на констатирующем и контрольном этапе

Анализ результатов  диаграммы №5 [см. рис.5] показывает: что  низкий показатель уровня экологических знаний уменьшился, а повышение среднего и высокого показателя, может говорить об эффективно проделанной опытно-экспериментальной работе.

На контрольном  этапе эксперимента, мы определили эффективность экспериментального воздействия и доказали, что целенаправленное и методически грамотное использование уголка природы в формировании экологических знаний, формирует экологические знания у детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, результат опытно-экспериментальной работы подтвердил выдвинутую в начале исследования гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное исследование доказало гипотезу и позволяет сделать  ряд выводов. 1. Осуществлен анализ состояния экологического образования  дошкольников в России:

- экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;

-формирование экологического образования дошкольников в России происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов (тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром); народных традиций (народные праздники, игры, сказки и т.п.); в меньшей степени — зарубежных технологий (преимущественно американских) и современного школьного экологического образования; в настоящее время отсутствует стандарт экологического образования дошкольников, временный стандарт нуждается в уточнении формулировок и расширении содержания; становление экологического образования дошкольников в регионах идет различными путями: стихийным, системным и смешанным, причем второй является наиболее эффективным с точки зрения включения дошкольной ступени в систему непрерывного экологического образования;

- парциальные программы  экологического образования дошкольников  по содержанию, целям и задачам  условно разделены на три основные  группы: программы экологической  (биоэкологической) направленности, программы  эстетико-(культурно)-экологической направленности, программы социально-экологической направленности; разделы экологического содержания включаются и в комплексные программы; создаются региональные варианты программ экологического образования дошкольников;

- в экологическом образовании дошкольников (как в содержании, так и в методике) проявление антропоцентрической парадигмы выражено в большей степени, чем на других ступенях системы непрерывного экологического образования, что оказывает негативное влияние на формирование представлений ребенка о взаимоотношениях человека и природы; формирование у ребенка новой системы ценностей предполагает замену традиционной парадигмы на эксцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. С позиций эксцентрической парадигмы природа уникальна, самоценна и универсальна (природа — среда жизни, объект познания, удовлетворения этических и эстетических потребностей и т.п.).

- экологическое образование  дошкольников является непрерывным  процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленным на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдению определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Задачи экологического образования дошкольников включают комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка;

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное  воспитание. – 2007, №07.- с.10-15.

2. Бобылева Л. Экологические знания – дошкольникам // Дошкольное  воспитание. – 1997, №07.- с.16- 20.

3. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире. – 2003, №12. – с. 52-58

4. Брендюрева В. Е.  Любим и бережем природу/В. Е. Брендюрева, С. И. Борисова.  // Ребенок в детском саду.-2007, № 04.    с. 46-48

5. Ванин С.А. Зоосад – в детский сад.- Санкт-Петербург, 2005.- 112 с.

6. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду- М., 2006.- 207с.

7. Воронкевич О. А."Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников. // Дошкольная педагогика.-2006, № 03. - с. 23-27

8. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное  воспитание. – 1995,

№7 – с.14-17

9. Гончарова Е.В. Воспитание детей средствами природы в истории педагогической  мысли. – Екатеринбург, 2001.- 100 с.

10. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ: информационно- методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», игры.- Волгоград, 2006.- 286 с.

 11. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа. – М., 2010.- 240  с.

12. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколог.- природные игры и развлечения с детьми.- Ставрополь, 2003.

13. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду // Дошкольное воспитание.- 2003, №12.- с.17- 21.

14. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.,1981. – 80 с.

15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М., Эксмо, 2009. – 176 с., ил.- (Растим первоклашку).

16. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.- М., 2001.-128 с.

17. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы //  Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996, №2. – с.20

18. Зверев А.Т. Экологические игры.- М.,2001.

19. Зверев А.Т. Экология: наблюдаем и изучаем. – Оникс, 2006.- 48 с.

20. Иванова Г. Об организации работы по  экологическому  воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова. // Дошкольное воспитание.-2004, № 7. - с. 10-14.  

 21. Как знакомить дошкольников с природой. – Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г.Саморуковой. – М.,1983. – 207 с., ил.

22. Катаева  И. Зооуголок в детском саду. – М., 2006. – 48 с.

23. Киселев Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников.- Шадринск,2005.- 128 с.

24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- 7-еизд., - М., Изд. Центр «Академия», 2007.- 416 с.

25. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М., 2005. – 246 с.

26. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996, №6. – с. 64-75

27. Левина Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество // Дошкольное воспитание.- 1998, №07.- с.49-53.

28. Марковская М.М.  Уголок природы в детском саду.  – М., 1984. – 160 с., ил.

29. Маханева М.Д.Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005, №2. – с. 20-22

30. Маханева М.Д. Экология в детском саду и начальной школе.–Сфера.2009, 224

31. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. / Под ред. П.Г.Саморуковой.- М., 1991. – 240 с.

 32. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой.- изд.3-е, СПб.,- 2000.- 319 с.

33. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.– 3-е изд.,- М., 2005.-224 с.

34. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:  работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада. – 6-е изд. – М., 2006. – 223 с., 8 ил.

35. Николаева С. Н. Наблюдая – познаем // Дошкольное воспитание. – 1991,№ 01.-с.4-10.

 36. Николаева С. Н. Программа « Юный эколог»// Дошкольное воспитание.- 1994,№ 9.-с.10-12

37. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольных учреждениях.- Монография.- М., 2005.-310 с.

38. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду: Программа экологического воспитания дошкольников.- М., 2004.

39. Организация деятельности уголка природы. Средняя группа./ Сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. - 96 с.

40. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

41. Островская Г.М. Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы.: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07: Екатеринбург, 1998 - с.164. РГБ ОД, 61:99-13/554-5

42. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2004, №07.-с.60-64.

 43. Павлова Л. Ю.  Работа с дошкольниками в уголке природы.  //  Ребенок в детском саду.-2005.- №5.- с.65-70

44. Павлова Л. Ю. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. // Дополнительное образование.-2005.-№ 02. - с.18-20

45. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост.и общ. ред. Б. Мещерякова, В.Зинченко.- СПб.,2007.- 896 с.

46. Рыжова Н. Экологическое воспитание в детском саде. // Газета «Дошкольное образование». – 2001, №8 – с.16-18

47. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. // Дошкольное воспитание. – 2001, №6 – с.10-12

48. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.-432 с.  

49. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М., 2006.- 208 с.

50. Середицева Н. Рыбка, рыбка, где ты спишь? // Газета «Дошкольное образование». – 2009, №12 – с.17- 20

51. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2004, № 07.- с. 21-27

52. Фокина В. Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание.-1995, №07. - с.11-14

53. Хацкевич  Ю.Г. Живой уголок в детском саду. – М.,2001. – 144 с.

54. Чердымова Е.И. Инновационные технологии в формировании экологического сознания у дошкольников // Психология. – 2010, №3 – с.165-167

55. Честнова Н.Ю. Как обустроить  детский сад? – Ростов н /Д.,2009–252с.

56. Шарманджиева Н., Марысаева Л. Учимся наблюдать. // Газета «Дошкольное образование». – 2002, №8 – с.15- 17

57. Шпотова Т.В. Цвет Природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей пятилетнего возраста.-  М., 2005 – 15 с.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы