Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

В цикле осуществляется  распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение [35,с.4].

 Наблюдения одного  цикла проводят последовательно  друг за другом с разрывом  в 2 – 3 дня [33].

Каждое наблюдение имеет  свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание [35,с.4].

Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать новые  особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся  представления. Именно многоразовое (но с разной целью) обращение к одному и тому же объекту формирует у  детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых (что особенно ценно) самостоятельных наблюдениях [35,с.4].

При организации  наблюдений важными являются следующие  моменты:

- компактное проведения  цикла;

- преобладание визуального источника знаний над словесным;

- в каждом конкретном  наблюдении должно одновременно  участвовать столько детей, сколько  может расположиться вокруг объекта  (аквариума, клетки с птицей и т.п.), чтобы беспрепятственно его рассматривать;

- охват наблюдениями всех детей;

- опора на биологические  особенности, видовую специфику  животных и растений [35,с.4].

Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя  с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют  отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания [56].

Циклы наблюдений за комнатными растениями имеют свою специфику. Их следует планировать сразу с целой группой. Такие циклы содержат сравнительные наблюдения (сравнение листьев колеуса и бальзамина, хойи и традесканции), включают элементарную опытническую работу (разворот растений на 180*,чтобы проследить поворот листьев к свету).Циклы могут быть скомпонованы различными способами – важно, чтобы они включали следующие показатели: зависимость роста и развития растений от наличия или отсутствия необходимых факторов внешней среды, воздействие на них человека [35,с.10].

В циклах наблюдения за животными дети отмечают своеобразие животных, их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворять их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похожими на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют [3].

Проводится совместная трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами и трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций [37].

Дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений, причем при организации  труда вводят элементы разделения: один ребенок поливает растение, второй – протирает листья или горшок для другого растения. Детям предоставляется большая самостоятельность в труде, но и требования к качеству их труда усложняются.  Дети выполняют работу по уходу за растениями в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить, какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки [32].

Руководя трудом детей, педагог напоминает приемы работы по уходу за растениями (скажем, поливать их надо аккуратно); отмечает, какое  растение нужно поливать (когда земля  сухая); учит протирать влажной тряпочкой  горшки и поддоны. В итоге дети повторяют последовательность выполнения задания [32].

Педагог должен стремиться выработать у детей определенные навыки ухода  за животными; в этой работе детям  предоставляется несколько большая  самостоятельность, чем в младшей  группе. Расширяются обязанности детей: воспитатель учит их, как нужно протирать наружные стенки аквариума (влажной тряпочкой), мыть поилки и кормушки для  животных. Детям дают некоторое оборудование: тазики, щеточки, тряпочки. Но все же все приемы ухода за животными дети выполняют в присутствии воспитателя под его контролем. Например, педагог поручает двоим-троим детям уход за птичкой, сам же при этом достает из клетки поддон и чистит его, один ребенок в это время моет поилку и наливает в нее воду из лейки, другой моет кормушку, насыпает в нее корм из банки. Третий ребенок может насыпать песок на поддон или дать птичке травки [32].

Некоторых детей привлекает к уходу за аквариумом. Одному предлагает покормить рыбку. Другого просит взять влажную тряпочку и протереть  стенки аквариума. Кончив работу, дети убирают все оборудование на место, воспитатель проверяет, как они справились с заданием [31].

Затем педагог переходит к комнатным  растениям и поручает уже другим детям уход за ними. Среди детей  постепенно выявляются любители растений и животных, они  всегда с большой охотой ухаживают за уголком природы и просят дать им дело. Эти дети являются опорой воспитателя, но только с ними одними вести работу нельзя: привлекать к такого рода поручениям надо всех детей по очереди, используя разные приемы для возбуждения у них интереса к животным и к уходу за ними [28].

С детьми среднего дошкольного возраста в уголке природы проводятся  несложные опыты с различными живыми объектами. Специально организованные  опытнические  ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, особенности растений и животных и их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать связь живых организмов с о средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять факты, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление [33, с.97].

Наблюдение результатов  опытнической ситуации должно проходить  по одной и той же логической схеме, которая включает определение состояния  объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, и сравнение разных объектов [41,с.99].

Опыты с растениями формируют представления  о жизненно важных признаках растений (питание, рост, развитее от семян до семян), дети отмечают зависимость состояния растений от отношений к нему человека. В опытах с животными дети могут прийти к определенным обобщениям, узнать, что у большинства животных хорошее обоняние, слух [49].

Например, чтобы дети увидели, как  птицы реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик или звонить в колокольчик. Дошкольники по ведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины) и она хорошо слышит [33,с.97].

Заполнение  календаря природы – еще одно дело в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять [20].

В разгар зимней подкормки птиц и наблюдения за ними, воспитатель с детьми может вести в уголке природы календарь наблюдений за зимующими птицами, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии зимующих птиц, особенностей их внешнего облика и поведения, а также  способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре [33].

Еще один вид  календаря в уголке природы – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни [20].

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом [20].

Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много поиграть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок [34].

У 4–5-летних детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворное влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире [34].

Знания и навыки, получаемые детьми во время работы и наблюдения в уголке природы, будут полноценными только тогда, когда они даются детям в определенной последовательности и расширяются  постепенно [43].

Таким образом, можно сделать  вывод, что с детьми среднего дошкольного возраста система экологической работы в уголке природы должна быть, направлена на развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям, на привитие устойчивого интереса к природе и формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы;

- что формы и методы работы с детьми в уголке природы разнообразны;

- что в течение учебного года воспитатель с детьми в уголке природы может проводить интересные, имеющие особую экологическую значимость: наблюдения,  циклы наблюдений, совместную трудовую деятельность детей и воспитателя, несложные опыты с различными живыми объектами, дидактические игры, словестно-дидактические игры, настольно-печатные игры, экологические занятия (простые и комплексные), ведение различных календарей, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.

 

 По первой главе, можно отметить, что изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, позволяет сделать выводы о том, что:

- экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;

- под экологическим образованием дошкольников понимается - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций; для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка;

- в основе экологического образования – адаптированные на дошкольный возраст лежат ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмом и среда, человек и среда;

- в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое образование дошкольников;

- парциальные программы экологического образования дошкольников по содержанию, целям и задачам условно разделены на три основные группы: программы экологической (биоэкологической) направленности, программы эстетико-(культурно)-экологической направленности, программы социально-экологической направленности; разделы экологического содержания включаются и в комплексные программы; создаются региональные варианты программ экологического образования дошкольников;

- большинство программ остаются ориентированными в первую очередь на формирование у детей дошкольного возраста системы знаний, представлений о мире природы; при этом как основа этой системы знаний выделяются морфофункциональные особенности живых организмов. Определенным образом обращается внимание на создание условий, адекватных потребностям каждого живого организма;

- экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности;

- знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) – это составные экологической культуры личности дошкольника;

- формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического образования;

- одним из условий реализации системы экологического образования  в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды;

- наиболее традиционным элементом экологической развивающей среды в дошкольных учреждениях является уголки природы, которые были введены в дошкольные учреждения в 19 столетии;

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы