Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на порции, что обеспечивает постепенное, а значит, более надежное их усвоение [35,с.4].
Наблюдения одного
цикла проводят
Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное (несхожее с другими) содержание [35,с.4].
Каждое следующее наблюдение
позволяет демонстрировать
При организации наблюдений важными являются следующие моменты:
- компактное проведения цикла;
- преобладание визуального источника знаний над словесным;
- в каждом конкретном
наблюдении должно
- охват наблюдениями всех детей;
- опора на биологические
особенности, видовую
Циклы наблюдений, сопровождаемые
познавательным общением воспитателя
с детьми, развивает в них
Циклы наблюдений за комнатными растениями имеют свою специфику. Их следует планировать сразу с целой группой. Такие циклы содержат сравнительные наблюдения (сравнение листьев колеуса и бальзамина, хойи и традесканции), включают элементарную опытническую работу (разворот растений на 180*,чтобы проследить поворот листьев к свету).Циклы могут быть скомпонованы различными способами – важно, чтобы они включали следующие показатели: зависимость роста и развития растений от наличия или отсутствия необходимых факторов внешней среды, воздействие на них человека [35,с.10].
В циклах наблюдения за животными дети отмечают своеобразие животных, их внешнего строения, движения, способа питания. Устанавливают и первые связи: зависимость характера движения от особенностей строения конечностей. Формируется представление о том, что все они живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворять их потребности. Эти условия создает человек (воспитатель вместе с детьми), он делает их похожими на естественные природные условия, к которым животные приспособлены своим строением и поведением. В таких условиях животные хорошо себя чувствуют, не болеют [3].
Проводится совместная трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами и трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций [37].
Дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений, причем при организации труда вводят элементы разделения: один ребенок поливает растение, второй – протирает листья или горшок для другого растения. Детям предоставляется большая самостоятельность в труде, но и требования к качеству их труда усложняются. Дети выполняют работу по уходу за растениями в присутствии воспитателя, под его контролем и с его помощью. В большей степени, чем в младшей группе, воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить, какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки [32].
Руководя трудом детей, педагог напоминает приемы работы по уходу за растениями (скажем, поливать их надо аккуратно); отмечает, какое растение нужно поливать (когда земля сухая); учит протирать влажной тряпочкой горшки и поддоны. В итоге дети повторяют последовательность выполнения задания [32].
Педагог должен стремиться выработать
у детей определенные навыки ухода
за животными; в этой работе детям
предоставляется несколько
Некоторых детей привлекает к уходу за аквариумом. Одному предлагает покормить рыбку. Другого просит взять влажную тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирают все оборудование на место, воспитатель проверяет, как они справились с заданием [31].
Затем педагог переходит к комнатным растениям и поручает уже другим детям уход за ними. Среди детей постепенно выявляются любители растений и животных, они всегда с большой охотой ухаживают за уголком природы и просят дать им дело. Эти дети являются опорой воспитателя, но только с ними одними вести работу нельзя: привлекать к такого рода поручениям надо всех детей по очереди, используя разные приемы для возбуждения у них интереса к животным и к уходу за ними [28].
С детьми среднего дошкольного возраста в уголке природы проводятся несложные опыты с различными живыми объектами. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, особенности растений и животных и их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать связь живых организмов с о средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять факты, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление [33, с.97].
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, и сравнение разных объектов [41,с.99].
Опыты с растениями формируют представления о жизненно важных признаках растений (питание, рост, развитее от семян до семян), дети отмечают зависимость состояния растений от отношений к нему человека. В опытах с животными дети могут прийти к определенным обобщениям, узнать, что у большинства животных хорошее обоняние, слух [49].
Например, чтобы дети увидели, как птицы реагирует на внешние сигналы, можно с разных сторон клетки включать фонарик или звонить в колокольчик. Дошкольники по ведению птицы обнаружат, что она хорошо видит, что у нее есть уши (хотя и отсутствуют наружные ушные раковины) и она хорошо слышит [33,с.97].
Заполнение календаря природы – еще одно дело в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. Взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять [20].
В разгар зимней подкормки птиц и наблюдения за ними, воспитатель с детьми может вести в уголке природы календарь наблюдений за зимующими птицами, что развивает нравственные качества детей, их готовность практически помочь птицам; дошкольники, кроме того, приобретают представления о разнообразии зимующих птиц, особенностей их внешнего облика и поведения, а также способность с помощью картинок фиксировать эти представления в календаре [33].
Еще один вид календаря в уголке природы – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни [20].
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом [20].
Особое внимание педагог должен обращать на использование игры в разных формах воспитательно-образовательного процесса. Ребенок 4-5 лет – это еще маленький ребенок, который хочет много поиграть. Поэтому воспитатель включает игру в занятия, труд, наблюдения, продумывает и организует игровые обучающие ситуации, инсценирование литературных произведений с помощью кукол и других игрушек, обыгрывает персонажей сказок [34].
У 4–5-летних детей еще преобладают сказочно-игрушечные представления о животных, природе. Не уводя дошкольников от сказки и не снижая ее благотворное влияния на личность ребенка, но сопоставляя ее образы с реальными предметами, объектами природы, воспитатель помогает детям обрести реалистические представления об окружающем мире [34].
Знания и навыки, получаемые детьми во время работы и наблюдения в уголке природы, будут полноценными только тогда, когда они даются детям в определенной последовательности и расширяются постепенно [43].
Таким образом, можно сделать вывод, что с детьми среднего дошкольного возраста система экологической работы в уголке природы должна быть, направлена на развитие познавательного интереса к природным объектам и явлениям, на привитие устойчивого интереса к природе и формирования у ребенка осознанного отношения к растениям, животным, предметам, самому себе как к части природы;
- что формы и методы работы с детьми в уголке природы разнообразны;
- что в течение учебного года воспитатель с детьми в уголке природы может проводить интересные, имеющие особую экологическую значимость: наблюдения, циклы наблюдений, совместную трудовую деятельность детей и воспитателя, несложные опыты с различными живыми объектами, дидактические игры, словестно-дидактические игры, настольно-печатные игры, экологические занятия (простые и комплексные), ведение различных календарей, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
По первой главе, можно отметить, что изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, позволяет сделать выводы о том, что:
- экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;
- под экологическим образованием дошкольников понимается - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций; для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка;
- в основе экологического образования – адаптированные на дошкольный возраст лежат ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмом и среда, человек и среда;
- в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое образование дошкольников;
- парциальные программы экологического
образования дошкольников по содержанию,
целям и задачам условно разделены на
три основные группы: программы экологической
(биоэкологической) направленности, программы
эстетико-(культурно)-
- большинство программ остаются ориентированными в первую очередь на формирование у детей дошкольного возраста системы знаний, представлений о мире природы; при этом как основа этой системы знаний выделяются морфофункциональные особенности живых организмов. Определенным образом обращается внимание на создание условий, адекватных потребностям каждого живого организма;
- экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности;
- знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) – это составные экологической культуры личности дошкольника;
- формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического образования;
- одним из условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды;
- наиболее традиционным элементом экологической развивающей среды в дошкольных учреждениях является уголки природы, которые были введены в дошкольные учреждения в 19 столетии;