Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического образования. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами [39].
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды [44].
Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой [44].
Развивающая предметная
среда – это система
Важное требование к развивающей предметной среде - ее развивающий характер. Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:
- познавательного развития
ребенка (возможностей для
- эколого-эстетического
развития (привлечение внимания
ребенка к окружающим
- оздоровления ребенка
(использование экологически
- становления нравственных качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);
- формирования навыков
экологически грамотного
- экологизации различных
видов деятельности ребенка (
Экологическая развивающая среда включает в себя правильную с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещение и на участке в детском саду [44].
Экологическая развивающая среда в детском саду – прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [33, с.30].
По мнению, С.Н.Николаевой, четкое соблюдение экологического подхода к организации, развивающей предметной среды позволит детям увидеть и осознать следующее:
- неразрывную связь живых организмов с внешней средой;
- морфофункциональную приспособленность живых организмов к определенным элементам среды обитания;
- появления нового живого организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
- специфику живого
организма (растительного и
- многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия их со средой [49, с.73].
Грамотная организация
предметно-развивающей среды
Наиболее традиционным
элементом экологической
Таким образом, можно сделать вывод, что - экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;
-формирование экологического
образования дошкольников в
- в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое образование дошкольников;
- результат экологического образования - экологическая культура личности;
знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) - это составные экологической культуры личности дошкольника;
- формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического образования; одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.
- развивающий характер это важное требование к развивающей предметной среде;
- грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому;
- наиболее традиционным элементом экологической развивающей среды, как формы организации зеленой зоны в дошкольных учреждениях, являются групповые уголки природы.
1.2 Характеристика
содержания экологических
Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно ориентированных методов работы с детьми [33].
По мнению С.Н.Николаевой, содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных
ресурсов в хозяйственной
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
По мнению Т.А.Серебряковой к принципам отбора содержания знаний для дошкольников относятся:
- научность предлагаемой детям информации;
- доступность информации;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;
- систематичность и последовательность процесса ознакомления дошкольников с объектами, предметами и явлениями природы;
- использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;
- активность детей в процессе освоения мира природы;
- краеведческий принцип;
- принцип энциклопедичности знаний [49,с.64].
На современном этапе в деятельности дошкольных образовательных учреждений функционируют:
- комплексные программы: «
- парциальные программы экологического содержания: «Мы» - Н.Н.Кондратьева, «Юный эколог» - С.Н.Николаева, «Паутинка» – Ж. Л.Васякина, «Наш дом – природа» - Н.А.Рыжова, «Планета – наш дом» - И.Белавина, Н.Найденская, «Мы открываем мир» - Т.Климова, Н.Таранова и др.;
- новые воспитательно-
В программе «Радуга» подраздел «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дается информация о различных природных явлениях, развиваются познавательные процессы, формируется отношение к окружающему миру. Все это создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем пространстве. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, знакомящих ребят с растениями, животными, с планетой Земля и со строением Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.). На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, осмысливать увиденное [33,с.20].
Авторы программы «Детство» в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», считают что у детей дошкольного возраста возможно и необходимо формировать представления:
- о растениях и животных как живых организмах, их признаках и свойствах;
- связях живых организмов со средой обитания, с неживой природой;
- существенных признаках всех живых организмов (рост, развитие, размножение);
- сообществах растений
и животных в природе [49,с.66]
Данный подход к отбору содержания знаний, во-первых, полностью соответствует обозначенным требованиям (принципам). Во-вторых, обеспечивает не только процесс накопления и систематизацию знаний о природе, но и, что является особо значимым, обеспечивает осознание детьми связей и зависимостей, существующих в мире природы, раскрывает роль, место и значение человека в природе. Знания каждого раздела конкретизируются в соответствии с выделенными авторами программы возрастными ступенями [49,с.66].
Подраздел «Природа и ребенок» программы «Истоки» включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития детей, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программе содержатся сведения о связях живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект). Ценным является положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественная-научная осведомленность воспитателей и наличие у них развитого экологического сознания, готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов [33,с.21].
Первая "Программа экологического воспитания дошкольников", которая после доработки преобразовалась в программу "Юный эколог" (С.Н.Николаева), создана на основе авторской концепции экологического воспитания дошкольников [36,с.10].
В программе представлено шесть разделов: первый содержит элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде [38,с.25].
Данный подход к определению содержания знаний экологического характера для детей дошкольного возраста отвечает требованиям как общедидактических, так и эколого-биологических принципов отбора содержания информации о природе для дошкольников [49,с.68].
Необходимо специально подчеркнуть: экологические знания, включенные в программу, - это средство формирования у детей отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим содержанием. Именно поэтому каждый раздел включает две позиции: "знания" и "отношение". Воспитатель дает детям знания и прослеживает, как они влияют на развитие их отношения к объектам растительного и животного мира, находящимся рядом [36,с.10].
В основу содержания программы Н.Н.Кондратьевой « «Мы». Азбука экологии» положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (раздел 1), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (раздел 2), затем – их рост, развитие и размножение (раздел 3) и, наконец, - взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (раздел 4). Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания, которое позволяет понять роль Человека на Земле, осознать, что он как космическое творение является частью природы [33,с.24].