Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Формирование начальных  основ экологической культуры у  дошкольников требует разработки системы  экологического образования. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами [39].

Одним из важных условий реализации системы экологического образования  в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды [44].

Термин «развивающая предметная среда» введен С.Л. Новоселовой [44].

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально  моделирующая содержание развития его духовного, физического облика: обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения  разнообразной деятельности ребёнка [44].

Важное требование к  развивающей предметной среде - ее развивающий характер. Задачи экологизации развивающей предметной среды предполагают создание условий для:

- познавательного развития  ребенка (возможностей для экспериментирования  с природным материалом, систематических  наблюдений за объектами живой  и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

- эколого-эстетического  развития (привлечение внимания  ребенка к окружающим природным  объектам, развитие умения видеть  красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм);

- оздоровления ребенка  (использование экологически безопасных  материалов для оформления интерьеров, игрушек; озеленение территории; создание условий для общения  детей с природой);

- становления нравственных  качеств ребенка (создание условий для ухода за живыми объектами и общения с ними, для формирования желания и умений сохранить окружающий мир природы);

- формирования навыков  экологически грамотного поведения  (навыков экономного использования  ресурсов; экологически грамотного поведения в природе);

- экологизации различных  видов деятельности ребенка (условия  для самостоятельных игр с  природным материалом, использование  его на занятиях по изодеятельности  и т.п.), совместной и индивидуальной  экологически ориентированной деятельности детей [46].

Экологическая развивающая среда  включает в себя правильную с экологической точки зрения, организацию зоны природы в помещение и на участке в детском саду [44].

Экологическая развивающая  среда в детском саду – прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается [33, с.30].

По мнению, С.Н.Николаевой, четкое соблюдение экологического подхода к организации, развивающей предметной среды  позволит детям увидеть и осознать следующее:

- неразрывную связь  живых организмов с внешней  средой;

- морфофункциональную  приспособленность живых организмов  к определенным элементам среды обитания;

- появления нового  живого организма, его рост, развитие  и условия, обеспечивающие эти  процессы;

- специфику живого  организма (растительного и животного), его отличие от неживого предмета;

- многообразие живых  организмов и разные способы взаимодействия их со средой [49, с.73].

Грамотная организация  предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление  у каждого ребенка потребности  во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому [49, с.73].

Наиболее традиционным элементом экологической развивающей  среды, как формы организации зеленой зоны в дошкольных учреждениях, являются групповые  уголки природы [44].

Таким образом, можно сделать вывод, что - экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;

-формирование экологического  образования дошкольников в России  происходит на основе традиционных  для отечественной педагогики подходов; народных традиций и современного школьного экологического образования;

- в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое образование дошкольников;

- результат экологического образования  - экологическая культура личности;

знания о природе  и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту) - это составные экологической культуры личности дошкольника;

- формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического образования; одним из важных условий реализации системы экологического образования  в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

- развивающий характер это важное требование к развивающей предметной среде;

- грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому;

- наиболее традиционным элементом экологической развивающей среды, как формы организации зеленой зоны в дошкольных учреждениях, являются групповые  уголки природы.

 

1.2 Характеристика  содержания экологических знаний  в современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Передача экологических  знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно ориентированных методов работы с детьми [33].

По мнению С.Н.Николаевой, содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:

- связь растительных  и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;

- многообразие живых  организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

- человек как живое  существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- использование природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, загрязнение окружающей  среды; охрана и восстановление  природных богатств [34, с.189].

Ознакомление с конкретными  примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

По мнению Т.А.Серебряковой к принципам отбора содержания знаний для дошкольников относятся:

- научность предлагаемой детям информации;

- доступность информации;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей при организации экологической работы с дошкольниками;

- систематичность и последовательность процесса ознакомления дошкольников с объектами, предметами и явлениями природы;

- использование наглядности в процессе организации экологической работы с детьми;

- активность детей в процессе освоения мира природы;

- краеведческий принцип;

- принцип энциклопедичности знаний [49,с.64].

На современном  этапе  в деятельности дошкольных образовательных  учреждений функционируют:

- комплексные программы: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Развитие», и др.;

- парциальные программы экологического содержания: «Мы» - Н.Н.Кондратьева, «Юный эколог» - С.Н.Николаева, «Паутинка» – Ж. Л.Васякина, «Наш дом – природа» - Н.А.Рыжова, «Планета – наш дом» - И.Белавина, Н.Найденская, «Мы открываем мир» - Т.Климова, Н.Таранова и др.;

- новые воспитательно-образовательные  технологии: Л.А. Венгер, Д.В. Эльконин, Т.Доронова, С.Якобсон, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова, О.Ю.Тютюнник, А.М.Федотова.

В программе «Радуга» подраздел «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дается информация о различных природных явлениях, развиваются познавательные процессы, формируется отношение к окружающему миру. Все это создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем пространстве. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, знакомящих ребят с растениями, животными, с планетой Земля и со строением Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.). На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, осмысливать увиденное [33,с.20].

Авторы программы «Детство» в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», считают что у детей дошкольного возраста возможно и необходимо формировать представления:

- о растениях и животных  как живых организмах, их признаках  и свойствах;

- связях живых организмов  со средой обитания, с неживой  природой;

- существенных признаках  всех живых организмов (рост, развитие, размножение);

- сообществах растений  и животных в природе [49,с.66].

Данный подход к отбору содержания знаний, во-первых, полностью  соответствует обозначенным требованиям (принципам). Во-вторых, обеспечивает не только процесс накопления и систематизацию знаний о природе, но и, что является особо значимым, обеспечивает осознание детьми связей и зависимостей, существующих в мире природы, раскрывает роль, место и значение человека в природе. Знания каждого раздела конкретизируются в соответствии с выделенными авторами программы возрастными ступенями [49,с.66].

Подраздел «Природа и  ребенок» программы «Истоки» включает характеристику возрастных возможностей, задачи и  показатели развития детей, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программе содержатся сведения о связях живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект). Ценным является положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественная-научная осведомленность воспитателей и наличие у них развитого экологического сознания, готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов [33,с.21].

Первая "Программа экологического воспитания дошкольников", которая после доработки преобразовалась в программу "Юный эколог" (С.Н.Николаева), создана на основе авторской концепции экологического воспитания дошкольников [36,с.10].

В программе представлено шесть разделов: первый содержит элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде [38,с.25].

Данный подход к определению  содержания знаний экологического характера  для детей дошкольного возраста отвечает требованиям как общедидактических, так и эколого-биологических принципов отбора содержания информации о природе для дошкольников [49,с.68].

Необходимо специально подчеркнуть: экологические знания, включенные в программу, - это средство формирования у детей отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности с экологическим содержанием. Именно поэтому каждый раздел включает две позиции: "знания" и "отношение". Воспитатель дает детям знания и прослеживает, как они влияют на развитие их отношения к объектам растительного и животного мира, находящимся рядом [36,с.10].

В основу  содержания программы Н.Н.Кондратьевой « «Мы». Азбука экологии» положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (раздел 1), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (раздел 2), затем – их рост, развитие и размножение (раздел 3) и, наконец, - взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (раздел 4). Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания, которое позволяет  понять роль Человека на Земле, осознать, что он как космическое творение является частью природы [33,с.24].

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы