Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Занятие «Кошка и собака – наши милые друзья» уточнило и расширило представление детей о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; у детей появился интерес к животным, понимание необходимости оказывать им помощь [см. приложение 3].
Занятие «На птичьем дворе: домашние птицы» дало детям представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); у детей появилось заботливое отношение к домашним птицам [см. приложение 3].
Занятие «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем» [см. приложение 3] сформировало представлений детей о черепахе как живом существе: что она чувствует, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения.
У детей появилось желание наблюдать за нею, желание общаться с черепахой, желание заботиться о ней.
Занятие «Хвойные деревья (ель, сосна)» способствовало развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; желанию у детей защищать и сохранять окружающею среды [см. приложение 3].
Занятие «Волнистый попугайчик» [см. приложение 3] способствовало у детей умения развитию составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего поведения; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); трудолюбию, чувству ответственности за тех, кого мы приручили.
Проводился цикл наблюдений за попугаем в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста. Цикл состоял из 8 разных наблюдений за хомячком. Каждое наблюдение состоит из цели и хода наблюдения [см. приложение 3].
Наблюдение 1 общее знакомство с пернатым, и детальное рассмотрение всех его внешних особенностей, позволяющих выделить ее среди других представителей животного мира. Одновременно происходит вычленение поведения (на примере любых действий) как признака, в целом присущего живым существам (в отличие от птицы-игрушки или птицы, изображенной на картинке).
Наблюдение 2, 3 и 4 расширяет представления об условиях жизни птиц, дети знакомятся со всеми компонентами искусственно созданной для пернатых среды: просторная клетка, жердочки, песок, корм, вода. Узнают, каким образом такие условия удовлетворяют жизненным потребностям птицы и как отражаются на ее самочувствии, какое значение имеет труд людей по уходу за ней.
В наблюдении 5 и 7 обнаруженные особенности птицы подвергаются «математическому анализу»: дети выясняют, сколько у нее крыльев, ног, перьев и пр. Четырехлетним дошкольникам, умеющим считать более чем до двух, интересно узнать, что клюв и хвост у птицы один, глаза, ноги и крылья – по два, а вот перьев много.
Наблюдение 5 и 7 предлагает уточнить функции уже хорошо знакомых частей тела пернатых – ног и крыльев. Называя действия, которые птица производит ногами (сидит на жердочке, скачет по ней, почесывает тело), крыльями (машет, хлопает по воде), дети уточняют, что эти части тела многофункциональны и являются органами передвижения по воздуху и твердой опоре. Становится понятной их большая разница в строении и то, что эти органы парные: с одним крылом не улетишь, на одной ноге далеко не ускачешь.
В наблюдении 6 дети знакомятся с интересным поведением жильца клетки – купанием. Птица делает это иначе, не так, как человек, поэтому ее действия вызывают удивление и как следствие познавательный интерес. Дети узнают об одной из функций крыльев (пока не самой главной) – птица купается, хлопая ими по воде. Наблюдая за купанием птицы, дети детально уточняют, как она это делает, отмечают, что процедура ей нравиться. Одновременно видят еще одну функцию клюва – чистит перышки, укладывает их.
Наблюдение 8 и 9 помогает установить, что птица хорошо слышит: у нее есть уши, хотя их и не видно. Слух птицы обнаруживается ее поворотом головы на звук. Так же установить, что с помощью глаз попугай хорошо видит все окружающие предметы в клетке и за ее пределами. Таким образом, дети узнают, что расположенные по бокам головы глаза, уши благодаря подвижной шее позволяют птице хорошо ориентироваться в окружающей обстановке: замечать опасность видеть корм, материал для устройства гнезда.
Занятие «Посадка лука» [см. приложение 3] дает детям знания о строении луковицы; учит детей ставить перед собой цель подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей, об условиях, необходимых для роста растения; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
В уголок природы были принесены срезанные ветки тополя, березы, сирени, педагог поставил их в воду. В ходе наблюдения за ветками деревьев в вазе дети среднего дошкольного возраста получили задание сравнивать состояние веток на улице и в помещение: находясь в помещении, ветки стали зеленеть – появились листочки. Педагог просил подумать, почему в помещении почки распустились, а на улице нет.
Дети получили знания о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зеленные листья; для роста растений нужно тепло.
У детей появился интерес к наблюдениям за деревьями и кустарниками.
Занятие «Дикие и домашние животные» [см. приложение 3] закрепило у детей среднего дошкольного возраста знания и представления о диких и домашних животных, о их различии; о среде обитания диких и домашних животных; дети научились сравнивать, наблюдать, развивать мышление.
Занятие «Посещение зоопарка» [см. приложение 3] дети среднего дошкольного возраста развили представления о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; научились описывать животных по схеме-модель «Животные»; расширился кругозор детей.
В наблюдения за котенком [см. приложение 3] дети среднего дошкольного возраста узнали все о котенке, об его отличии от кошки; научились выделять некоторые особенности внешнего вида котенка; познакомились с особенностями поведения котенка; узнали о том, как и чем кормить котенка, о способах ухода за ним.
Занятие «Посадим фасоль» способствовало развитию у детей среднего дошкольного возраста навыков посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умению составлять рассказ по схеме «Компоненты труда» [см. приложение 3].
В занятие «Весна в лесу» [см. приложение 3] способствовало расширять представления детей среднего дошкольного возраста о жизни диких животных весной; научить детей узнавать и называть дикое животное и его детеныша; проявить интерес у детей к жизни диких животных.
Проводились наблюдения за цыплятами, [см. приложение 3] которые позволили познакомить детей среднего дошкольного возраста с тем, что весной курица высиживает цыплят; сформировались представление о цыпленке; дети узнали особенности ухода за цыплятами; у детей появилось желание и интерес ухаживать за цыплятами.
Проводилась постоянная трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами и трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций.
Трудовая деятельность дошкольников целесообразно сочеталась с экологическими играми, наблюдениями, беседами.
Уголок природы пополнился новым растением (бальзамином), а также новыми животными (хомячком, волнистым попугайчиком, рыбкой – кометой). В ходе экологических занятий дети познакомились с новым растением и животными, а в процессе наблюдений и труда в уголке природы закрепили полученные знания и умения.
Экологические занятия в уголке природы строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и были направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
При проведении экологических занятий в уголке природы использовались следующие методы и формы работ: разнообразные игры (игровые обучающие ситуации, дидактические игры, игры-имитации, игры-загадки, игры-определения, игры-упражнения), совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми, исследовательская деятельность (несложные опыты) детей с различными природными объектами, чтение художественной литературы детям, наблюдения за природными объектами.
В дидактических играх (настольно-печатных) по ознакомлению детей с животным миром детей узнавали и называли животных по отличительным особенностям внешнего мира; закрепили и совершенствовали умение узнавать и называть; закрепляли элементарные знания о частях тела животного; о потребностях животных как живого организма и способах ухода за ними [см. приложение 3].
В дидактические играх с комнатными растениями уголка природы и их изображениями на картинках дети упражнялись в описании растений, учились сравнивать их, называя характерные отличительные признаки каждого, учились правильно называть растение.
Знания и навыки, получаемые детьми во время работы и наблюдения в уголке природы, были полноценными только тогда, когда они давались детям в определенной последовательности и расширялись постепенно.
В выводах отметим, что на данном этапе мы разработали систему эколого-педагогических мероприятий по использованию уголка природы направленного на формирование экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и применили их на практике.
Следует отметить, что в ходе этой работы у детей среднего дошкольного возраста наблюдалось повышение экологических знаний. Дети с удовольствием, активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе. На протяжение всех эколого-педагогических мероприятий дети были очень внимательны, не отвлекались на посторонние предметы, виден был положительный настрой детей.
2.3 Оценка эффективности разработанной методики
Разработанная нами методика использования уголка природы в формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста была проверена в опытно-экспериментальном воспитание и развитии детей среднего дошкольного возраста.
Целью нашего контрольного этапа эксперимента было: подтвердить гипотезу и проверить сформировались, расширились и систематизировались ли экологические знания у детей среднего дошкольного возраста, после проведенного формирующего этапа эксперимента.
В ходе контрольного этапа эксперимента для определения уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовалась такая же методика, что на констатирующем этапе эксперимента: методика О.Соломенниковой «Диагностика экологических знаний дошкольников» [51, с.17-27] [см. приложение 1].
Результаты изучения детей фиксировались в протоколах и впоследствии анализировались.
Результаты полученных данных по диагностики уровня сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 5 и таблице 6 [см. приложение 2].
В результате обработки и анализа, данных контрольного этапа, получили результаты об экологических знаниях у детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний.
Из 16 детей исследуемой группы:
- по уровню знаний характерных особенностей представителей мира животных – 1 (7%) ребенок имеют низкий уровень; 6 (37%) детей имеют средний уровень; 9 (56%) детей имеет высокий уровень.
- по уровню знаний характерных
особенностей растительного
- по уровню знаний характерных особенностей неживой природы – 4 (25%) детей имеют низкий уровень; 8 (50%) детей имеют средней уровень; 4 (25%) детей имеет высокий уровень.
- по уровню знаний врем года – 2 (12%) детей имеют низкий уровень; 7 (44%) детей имеют средний уровень; 7 (44%) детей имеет высокий уровень.
- по уровню отношения к миру природы - 3 (19%) детей имеют низкий уровень; 9 (56%) детей имеют средний уровень; 4 (25%) детей имеет высокий уровень.
Полученные данные можно представить в виде диаграммы №3 [см. рис.3].
Диаграмма №3
Рис.3 Результаты экологических знаний детей среднего дошкольного возраста по критериям сформированности экологических знаний на контрольном этапе эксперимента
Анализ данных, на контрольном этапе эксперимента, на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста показал следующее, что из общего числа обследуемых детей (16 детей):
- 3 (19%) детей исследуемой группы характеризуются низким уровнем сформированности экологических знаний (Саша П., Настя Ш., Маша К.), они часто допускают ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не знают, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затруднения были по таким вопросам как: Что ты можешь рассказать о животном (птице, насекомом)? Твое отношение к ним.
Не могут классифицировать растения по видам. Затруднения у детей вызвали такие вопросы как: Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений? Нравится ли тебе комнатные растения и почему?