Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа
Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания
Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9
1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9
1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20
1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25
1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29
1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49
2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50
2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56
2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74
Заключение…………………………………………………….................................80
Список литературы………………………………………………
Для выявления использования уголка природы на формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, в ходе формирующего этапа эксперимента, была разработана методика использования уголка природы в формирование экологических знаний в воспитательно-образовательном процессе, включающая в себя различные эколого-педагогические мероприятия [см. приложение 3].
Основные этапы формирующей экспериментальной работы представлены в таблице 2 [см. таблицу 2].
Таблица 2
Основные этапы формирующей экспериментальной работы
Название |
Цели (задачи) применения |
Сроки |
Занятие "Овощи и фрукты на нашем столе" |
Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата. |
Октябрь (первая неделя) |
Наблюдения за букетами цветов в вазе |
Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности размера, окраски; побуждать детей к сравнительным высказываниям; воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, учить украшать помещение цветами; воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов |
Октябрь (первая – вторая неделя) |
Занятие «Водное царство уголка природы» |
Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия аквариумных рыбок; учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки; учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; воспитывать желание ухаживать за рыбками. |
Октябрь (вторая неделя) |
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками |
Уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки, улитки, растения; в каких условиях живут рыбки; как можно улучшить условия жизни рыбок; уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строения их тела; уточнить представления о функции глаз; как рыбки отдыхают; уточнить приспособительные особенности передвижения рыб в воде; учить детей сравнивать разные виды рыбок. |
Октябрь - Ноябрь |
Занятие «Путешествие в царство комнатных растений» |
Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном. |
Октябрь (третья неделя) |
Занятие «В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой, козой и свиньей)»
|
Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать. |
Ноябрь (первая неделя) |
Занятие «У нас в гостях кролик» |
Познакомить детей с новым для них животным- кроликом, особенностями его внешнего вида и особенностями поведения; дать знания, чем питается кролик; учить устанавливать связи между характером движения животного и строением его конечностей; дать знания о способах ухода; воспитывать желание заботиться о животном. |
Ноябрь (вторая неделя) |
Занятие «Как помочь растению» |
Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге. |
Ноябрь (третья неделя) |
Занятие «Красная Шапочка рассказывает детям о жизни птиц зимой» |
Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим». |
Ноябрь (четвертая неделя) |
Занятие «Наш друг – хомячок» |
Познакомить детей с хомячком, с его внешним видом и особенностями поведения; дать знания, чем питается хомячок; дать знания о способах ухода; воспитывать желание заботиться о животном. |
Декабрь (первая неделя) |
Цикл наблюдений за хомячком |
Способствовать возникновению у детей желания ухаживать за хомячком; освоению детьми представлений о способах ухода за хомячком; расширению представлений о повадках хомячка, его потребностях; установлению детьми связей между повадками и способами к ухода за ним. |
Декабрь- Январь |
Ведение календаря наблюдений за зимующими птицами |
Заполнение календаря (карточками с рисунками зимующих птиц) в разгар зимней подкормки, позволит детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения; развивать нравственные качества у детей. |
Декабрь – Январь – Февраль |
Занятие «Дикие звери зимой» |
Способствовать обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период; развивать умение использовать модель «звери» в качестве плана рассказа. |
Декабрь (вторая неделя) |
Занятие «Ознакомление с новым комнатным растением» |
Познакомить
детей с новым комнатным растен |
Декабрь (третья неделя) |
Наблюдение за новой рыбкой |
Дать сведения новой для детей рыбке-комете; особенностях ее внешнего вида и поведения; укреплять интерес к рыбкам; уточнить и дополнить знания детей об уходе за рыбками; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке; стремиться сохранять ее живой и здоровой |
Декабрь (четвертая неделя) |
Занятие «Кошка и собака – наши милые друзья» |
Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление; Воспитывать
интерес к животным, понимание
необходимости оказывать |
Декабрь (четвертая неделя) |
Занятие «На птичьем дворе: домашние птицы» |
Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
|
Январь (первая неделя) |
Занятие «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем» |
Создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностей поведения; сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. |
Январь (третья неделя) |
Занятие «Хвойные деревья ( ель, сосна)» |
Способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. |
Январь (четвертая неделя) |
Занятие «Волнистый попугайчик» |
Познакомить детей с попугаем; обогащению и углублению представлений о попугае как живом существе (особенностях строения, места обитания, потребностях и способах их удовлетворения); способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения; воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах, трудолюбие. |
Февраль (первая неделя) |
Цикл наблюдений за волнистым попугаем |
Уточнить
представления детей о |
Февраль – Март |
Занятие «Посадка лука» |
Развивать знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения; трудовые навыки детей; воспитывать желание добиваться результата, учувствовать в общем деле, внося свой вклад. |
Февраль (первая неделя) |
Наблюдения за ветками деревьев в вазе |
Закрепить знания детей о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зеленые листья; для роста растения нужно тепло; сравнивать; развивать умения различать деревья по листьям; вызывать интерес к наблюдениям за деревьями и кустарниками. |
Февраль (вторая, третья и четвертая неделя) |
Занятие «Дикие и домашние животные» |
Овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к животным. |
Февраль (третья неделя) |
Занятие «Посещение зоопарка» |
Развивать представления детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей. |
Март (первая неделя) |
Наблюдения за котенком |
Учить детей узнавать котенка, отличать от кошки, выделять некоторые особенности внешнего вида; познакомить с особенностями поведения; дать знания о том, как и чем кормить котенка. Воспитывать бережное отношение к животным. |
Март (первая неделя) |
Занятие «Посадим фасоль» |
Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда». |
Март (вторая неделя) |
Занятие «Весна в лесу»
|
Продолжать расширять представления о жизни диких животных весной; учить узнавать и называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем; воспитывать интерес к жизни диких животных |
Март (третья неделя) |
Наблюдения за цыплятами |
Познакомить детей с тем, что весной курица высиживает цыплят; сформировать представление о цыпленке; познакомить с особенностями ухода за цыплятами (содержать в тепле, кормить кашей, рубленным яйцом); вызвать интерес к уходу за цыплятами. |
Март (третья Неделя) |
Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром |
Научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего мира; закреплять элементарные знания детей о частях тела животного; о потребностях и способа ухода за ними. |
Октябрь – Март (постоянно) |
Трудовая деятельность в уголке природы |
Прививать трудовые природоведческие, навыки, воспитывать желание ухаживать и заботься о живых объектах уголка природы, интерес к растениям и животным, бережное отношение и заботу; трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили. |
Октябрь – Март (постоянно) |
При разработке методики использования уголка природы в формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, мы опирались на следующие источники:
- на перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию в МДОУ №12 г. Усть-Катав Челябинской области;
- на программу М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.,2006 [6];
- на программу С. Н. Николаевой «Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду: Программа экологического воспитания дошкольников».- М., 2004 [38];
- на. «Система экологического воспитания в ДОУ: информационно- методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» », игры.- Волгоград, 2006. -автор Горбатенко О. Ф. [10];
- на «Сценарий занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа» – М., 2010.- авторы Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. [11];
- на. «Методику экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада» – 6-е изд. – М., 2006. – автор Николаева С.Н [34];
При разработке методики учитывались полученные результаты, по всем диагностическим заданиям, констатирующего этапа эксперимента.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена методика использования уголка природы в формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, включающая в себя:
- 20 экологических занятий;
- ведение календаря наблюдений за зимующими птицами;
- цикл наблюдений за аквариумными рыбками;
- цикл наблюдений за хомячком;
- цикл наблюдений за волнистым попугаем;
- наблюдения за букетом цветов в вазе;
- наблюдения за новой рыбкой – кометой;
- наблюдения за ветками деревьев в вазе;
- наблюдения за котенком;
- наблюдения за цыплятами;
- Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром;
- постоянную трудовую деятельность в уголке природы.
Занятие "Овощи и фрукты на нашем столе" позволило уточнить детям представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; так же дети закрепили представления о значении свежих плодов для здоровья людей [см. приложение 3].
В наблюдениях за букетами цветов в вазе дети среднего дошкольного возраста узнали названия цветов, их строение, особенности размера, их окраску, формы лепестков, листьев, стебля; узнали, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости.
У детей появились умения радоваться, воспринимать красоту цветущих растений, желания и умения продлевать красоту срезанных цветов.
В занятие «Водное царство уголка природы» дети узнали представления о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают); уточнили знания о том, что рыбы живут в воде [см. приложение 3].
Занятие позволило детям установить связь между формой, частями тела и характером движения рыб. Узнали о том, что рыбки живут в реках, озерах, морях. У детей среднего дошкольного возраста оживился интерес к аквариуму.
В уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста проводился цикл наблюдений за аквариумными рыбками. Цикл состоял из 8 разных наблюдений за аквариумными рыбками. Каждое состоит из цели и хода наблюдения [см. приложение 3].
Наблюдения 1 и 2 позволило уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия), улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут, все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть; сформировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в этих условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют.
Наблюдения 3 и 4 позволило уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела; показало детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать.
Наблюдения 5 и 6 дети узнали представление о функции глаз рыбок; о том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят.
Наблюдения 7 и 8 позволило дать знания детям о приспособительных особенностях передвижения рыб в воде; дети научились сравнивать разные виды рыбок – по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.
В занятие «Путешествие в царство комнатных растений» дети среднего дошкольного возраста закрепили знания о названиях комнатных растений, отличительные особенности их внешнего вида; дети научились описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки [см. приложение 3].
У детей среднего дошкольного возраста появился интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Занятие «В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой, козой и свиньей) [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с коровой, свиньей и козой как домашними животными, сформировались представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнились представления о взрослых животных и детенышах.
Занятие «У нас в гостях кролик» [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с новым для них животным – кроликом, о особенностях внешнего вида и повадках кролика; уточнились у детей представления о кролике; дети научились устанавливать связи между характером движения животного и строение его конечностей.
Занятие «Как помочь растению» [см. приложение 3] способствовало развитию у детей представлений об основных потребностях растений; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге.
Занятие «Красная Шапочка рассказывает детям о жизни птиц зимой» [см. приложение 3] дало детям знания о том как распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширило знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; развивало сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».
Занятие «Наш друг – хомячок» [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с внешним видом и особенностями поведения хомячка (маленький зверек, шерсть мягкая, рот и уши маленькие, глаза черные, похожи на бусинки и т.д.).
Дети среднего дошкольного возраста расширили представления о повадках хомячка (прячет за щечки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку), о его потребностях (чтоб хомячок не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей).
Дети узнали о способах ухода за хомячком: сколько корма давать хомячку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку».
Занятие способствовало возникновению у детей желания ухаживать за хомячком.
Проводился цикл наблюдений за хомячком в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста. Цикл состоял из 8 разных наблюдений за хомячком. Каждое состоит из цели и хода наблюдения [см. приложение 3].
Наблюдения 1 и 2 вызвало у детей эмоционально положительное отношение к хомячку, желание наблюдать за ним, познакомило детей с условиями для хомячка, при которых он будет себя нормаль чувствовать, не болеть.
Наблюдения 3 и 4 позволило узнать и закрепить детям, как хомяк ведет себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомячка, узнать и закрепить детям, что и как ест хомяк.
Наблюдения 5 и 6 позволило узнать и закрепить детям, что любит есть хомяк, что у хомяка есть защечные мешки, познакомило детей с тем, как хомячок пользуется туалетом.
Наблюдения 7 и 8 позволило узнать и закрепить детям режим отдыха и бодрствования хомячка в течение дня, узнать и закрепить детям представления о внешнем облике зверька.
В ходе наблюдений дети рассматривали хомячка, наблюдали, как он ест, передвигается, осторожно брали на руки, гладили, учились за ним ухаживать. У детей сформировалось представление о том, что он живое существо и нуждается в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить его потребности.
Ежедневная подкормка птиц на кормушке сочеталась с ведением «Календаря наблюдений за зимующими птицами» в уголке природы.
Ведения «Календаря наблюдений за зимующими птицами» в уголке природы позволило детям среднего дошкольного возраста познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения, развить нравственные качества детей.
Осуществлялась подкормка
птиц, способствующая сохранению их видового
разнообразия. Воспитанники средней
группы проявляли большую
В уголок природы были помещены картины и книги с изображением зимующих птиц для рассматривания детьми в свободное время.
Занятие «Дикие звери зимой» способствовало обогащению и углублению знаний детей среднего дошкольного возраста о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей [см. приложение 3].
Занятие «Ознакомление с новым комнатным растением [см. приложение 3] способствовало детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида; дети научились описывать растение по плану, предложенного воспитателем; закрепились знания детей о названиях растений.
Дети среднего дошкольного возраста познакомились с новым для них растением — бальзамином. У детей появился интерес к комнатным растениям и наблюдениям за ними.
Чтобы поднять у детей среднего дошкольного возраста интерес к обитателям аквариума, который находится в уголке природы, аквариум пополнился новой рыбкой-кометой. Пополнив аквариум, проводилось наблюдение за рыбкой - кометой с целью расширения и закрепления представлений о рыбах [см. приложение 3].
В процессе наблюдений и труда за рыбкой в уголке природы детей знакомили с тем, как надо ухаживать за рыбками, как правильно кормить их. Некоторых детей привлекали к уходу за аквариумом. Одному предлагали покормить рыбку. Другого просили взять влажную тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирали все оборудование на место, педагог проверял, как они справились с заданием. Интерес детей к обитателям аквариума повысился, они охотно кормят рыбак, наблюдают за ними, наблюдают за тем, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его. В конце наблюдения проводилась игра – имитация «Мы рыбки» с целью научить детей имитировать движение плавников.