Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования
Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизация образования подрастающего поколения. [3].
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Категориально - понятийный аппарат……………………………………………...7
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ……………………………………………………………………………..9

1.1 Современное экологическое образование как актуальное направление дошкольной педагогики…………………………………..............................9

1.2 Характеристика содержания экологических знаний в современных программах для дошкольных образовательных учреждений………..........20

1.3 Психолого-педагогические особенности детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………25

1.4 Уголок природы, как элемент эколого-развивающей предметной среды ДОУ и средство формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………….29

1.5 Методика работы в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста………………………………………………………………………38

ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА………………………………………...49

2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний
у детей среднего дошкольного возраста…………………………………...50

2.2 Методика использования уголка природы в формирование экологических знаний……………………………………………………….56

2.3 Оценка эффективности разработанной методики……………………..74

Заключение…………………………………………………….................................80

Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Образец дипломной работы.doc

— 1.12 Мб (Скачать файл)

Для выявления использования уголка природы на формирования экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, в ходе формирующего этапа эксперимента, была разработана методика использования уголка природы в формирование экологических знаний в воспитательно-образовательном процессе, включающая в себя  различные  эколого-педагогические мероприятия [см. приложение 3].

Основные этапы формирующей экспериментальной работы представлены в таблице 2 [см. таблицу 2].

 

 

Таблица 2

Основные этапы формирующей экспериментальной работы

 

Название

 

Цели (задачи) применения

 

Сроки

 

Занятие "Овощи и  фрукты на нашем столе"

Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; учить приготовлению салата.

 

 

Октябрь

(первая

неделя)

 

Наблюдения  за букетами цветов в вазе

Уточнить с детьми названия цветов, их строение, особенности  размера, окраски; побуждать детей к сравнительным высказываниям; воспитывать чувства детей, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, учить украшать помещение цветами; воспитывать у детей желание и умение продлевать красоту срезанных цветов

 

Октябрь

(первая –

вторая неделя)

 

Занятие «Водное  царство уголка природы»

Уточнить знания условий, необходимых для нормального  самочувствия  аквариумных рыбок; учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки; учить  выделять общие для рыб признаки; развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение; воспитывать желание ухаживать за рыбками.

 

Октябрь

(вторая

неделя)

 

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками

Уточнить представления  детей о том, что в аквариуме  живут рыбки, улитки, растения; в каких условиях живут рыбки; как можно улучшить условия жизни рыбок;  уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строения их тела; уточнить представления о функции глаз; как рыбки отдыхают; уточнить приспособительные особенности передвижения рыб в воде; учить детей сравнивать разные виды рыбок.

 

Октябрь - Ноябрь

Занятие «Путешествие в царство комнатных растений»

Закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать  детей описывать растения, отмечая  различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними; воспитывать желание ухаживать и заботиться о животном.

Октябрь

(третья

неделя)

 

Занятие «В гостях у курочки  Рябы (знакомство с коровой, козой и свиньей)»

 

Познакомить детей с коровой, свиньей и козой как домашними животными, формировать представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнить представления о взрослых животных и детенышах; развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

 

Ноябрь

(первая

неделя)

 

Занятие «У нас  в гостях кролик»

Познакомить детей с  новым для них животным- кроликом, особенностями его внешнего вида и особенностями поведения; дать знания, чем питается кролик; учить устанавливать связи между характером движения животного и строением его конечностей; дать знания о способах ухода; воспитывать желание заботиться о животном.

 

Ноябрь

(вторая

неделя)

 

Занятие «Как помочь растению»

Способствовать  развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); установлению связи  между состоянием  растения и  его потребностью во влаге.

 

 

Ноябрь

(третья

неделя)

 

Занятие  «Красная

Шапочка рассказывает детям  о жизни птиц зимой»

Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширить знания детей о жизни  птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать  сочувствие, сопереживание детей  по отношению к «братьям нашим  меньшим».

 

Ноябрь

(четвертая

неделя)

 

 

Занятие «Наш друг – хомячок»

Познакомить детей с  хомячком, с его внешним видом и особенностями поведения; дать знания, чем питается хомячок; дать знания о способах ухода; воспитывать желание заботиться о животном.

 

 

Декабрь

(первая

неделя)

Цикл наблюдений за хомячком

Способствовать  возникновению у детей желания  ухаживать за хомячком; освоению детьми представлений о способах ухода  за хомячком; расширению представлений  о повадках хомячка, его потребностях; установлению детьми связей между повадками и способами к ухода за ним.

 

Декабрь-

Январь 

 

Ведение календаря наблюдений за зимующими птицами

Заполнение календаря (карточками с рисунками зимующих птиц) в разгар зимней подкормки, позволит детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения; развивать нравственные качества у детей.

 

Декабрь –

Январь –

Февраль

 

Занятие «Дикие звери зимой»

Способствовать  обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период; развивать умение использовать модель «звери» в качестве плана рассказа.

 

Декабрь

(вторая

неделя)

 

Занятие «Ознакомление  с новым комнатным растением»

Познакомить детей с новым комнатным растением- бальзамином; продолжать обучать описывать растения, отмечая сходство между ними; Обучение приемам ухода за новым растением.

 

 

Декабрь

(третья

неделя)

 

Наблюдение  за новой рыбкой

Дать сведения новой  для детей рыбке-комете; особенностях ее внешнего вида и поведения; укреплять интерес к рыбкам; уточнить и дополнить знания детей об уходе за рыбками; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке; стремиться сохранять ее живой и здоровой

 

Декабрь

(четвертая

неделя)

 

Занятие «Кошка и собака – наши милые друзья»

Уточнить  и расширить представление  о  кошке и собаке как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах; развивать речь, мышление;

Воспитывать интерес к животным, понимание  необходимости оказывать помощь.

 

 

Декабрь

(четвертая

неделя)

 

Занятие «На птичьем

дворе: домашние

птицы»

Уточнить  представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей – птенцов); воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.

 

 

 

Январь

(первая неделя)

 

Занятие «Почему Мишка перепутал черепаху с камнем»

Создать условия для  обогащения представлений детей о черепахе как живом существе, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностей поведения; сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них.

 

Январь

(третья

неделя)

 

 

Занятие «Хвойные

деревья ( ель, сосна)»

Способствовать  развитию представлений детей о  хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать  желание защиты и сохранения окружающей среды.

 

Январь

(четвертая

 неделя)

 

 

Занятие «Волнистый попугайчик»

Познакомить детей с попугаем; обогащению и  углублению представлений о попугае  как живом существе (особенностях строения, места обитания, потребностях и способах их удовлетворения); способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о попугае, выделяя яркие, отличительные признаки внешнего вида и поведения; воспитывать желание ухаживать и заботиться о живых объектах, трудолюбие.

 

Февраль

(первая неделя)

 

 

 

Цикл наблюдений за волнистым попугаем

Уточнить  представления детей о характерных  особенностях внешнего облика попугая; о том что и как ест попугай, его любимый корм; как попугай  купается; что видит попугай; какие  у попугая перышки

 

Февраль –

Март

 

 

 

Занятие «Посадка лука»

Развивать знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения; трудовые навыки детей; воспитывать желание добиваться результата, учувствовать в общем деле, внося свой вклад.

 

 

Февраль

(первая неделя)

 

Наблюдения  за

ветками деревьев в вазе

Закрепить знания детей о том, что деревья зимой  не погибают, на ветках остаются почки, из которых весной распускаются зеленые  листья; для роста растения нужно  тепло; сравнивать; развивать умения различать деревья по листьям; вызывать интерес к наблюдениям за деревьями и кустарниками.

 

Февраль

(вторая, третья и 

четвертая

неделя)

 

Занятие «Дикие и домашние животные»

Овладение действием замещения диких и домашних животных, мест их обитания условными обозначениями, учить сравнивать, наблюдать, развивать мышление, речь, воображение, воспитывать любовь к животным.

 

Февраль

(третья

неделя)

 

 

Занятие «Посещение зоопарка»

Развивать представления  детей о диких экзотических животных; где проживают в природе, чем  питаются, как добывают себе пищу; игровые умения, поддерживать игровую ситуацию, исполнять воображаемую роль; обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные»; расширять кругозор детей.

 

Март

(первая

 неделя)

 

Наблюдения за котенком

Учить детей узнавать  котенка, отличать от кошки, выделять некоторые особенности внешнего вида; познакомить с особенностями поведения; дать знания о том, как и чем кормить котенка. Воспитывать бережное отношение к животным.

 

 

Март

(первая

неделя)

 

Занятие «Посадим фасоль»

Развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

 

Март

(вторая

неделя)

Занятие «Весна в лесу»

 

Продолжать расширять  представления о жизни диких  животных весной; учить узнавать и  называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии; развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем; воспитывать интерес к жизни диких животных

 

Март

(третья

неделя)

 

Наблюдения за цыплятами

Познакомить детей с  тем, что весной курица высиживает цыплят; сформировать представление о цыпленке; познакомить с особенностями  ухода за цыплятами (содержать в  тепле, кормить кашей, рубленным  яйцом); вызвать интерес к уходу  за цыплятами.

Март

(третья

Неделя)

Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром

Научить детей узнавать и называть животных по отличительным  особенностям внешнего мира; закреплять элементарные знания детей о частях тела животного; о потребностях и способа ухода за ними.

 

Октябрь –

  Март

(постоянно)

 

Трудовая  деятельность в уголке природы

Прививать трудовые природоведческие,  навыки, воспитывать желание ухаживать и заботься о живых объектах уголка природы,  интерес к    растениям и животным, бережное отношение и заботу; трудолюбие, чувство ответственности за тех, кого мы приручили.

 

 

 Октябрь  –

  Март

(постоянно)


 

При разработке методики использования уголка природы в формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, мы опирались на следующие источники:

- на перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию и образованию в МДОУ №12 г. Усть-Катав Челябинской области;

- на программу М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» - М.,2006 [6];

- на программу С. Н. Николаевой «Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду: Программа экологического воспитания дошкольников».- М., 2004 [38];

- на. «Система экологического воспитания в ДОУ: информационно- методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» », игры.- Волгоград, 2006. -автор Горбатенко О. Ф. [10];

- на «Сценарий занятий по экологическому воспитанию: средняя, старшая, подготовительная группа» – М., 2010.- авторы Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. [11];

- на. «Методику экологического воспитания в детском саду:  работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада» – 6-е изд. – М., 2006. – автор Николаева С.Н [34];

При разработке методики учитывались полученные результаты, по всем диагностическим заданиям, констатирующего этапа эксперимента.

В ходе формирующего этапа эксперимента нами была проведена методика использования уголка природы в формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста, включающая в себя:

- 20 экологических занятий;

- ведение календаря наблюдений за зимующими птицами;

- цикл наблюдений за  аквариумными рыбками;

- цикл наблюдений за хомячком;

- цикл наблюдений за  волнистым попугаем;

- наблюдения за букетом цветов в вазе;

- наблюдения за новой  рыбкой – кометой; 

- наблюдения  за ветками  деревьев в вазе;

- наблюдения за котенком;

- наблюдения за цыплятами; 

- Дидактические игры (настольно-печатные) по ознакомлению детей с животным миром;

- постоянную трудовую деятельность в уголке природы.

Занятие "Овощи  и фрукты на нашем столе" позволило уточнить детям представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в местности, где находится детский сад, о способах их использования в пищу; так же дети закрепили представления о значении свежих плодов для здоровья людей [см. приложение 3].

В наблюдениях за букетами цветов в вазе дети среднего дошкольного возраста узнали названия цветов, их строение, особенности размера, их окраску, формы лепестков, листьев, стебля; узнали, что красота цветов заключается в разных признаках: окраске цветов, их форме, махровости.

У детей появились  умения радоваться, воспринимать красоту  цветущих растений, желания и умения продлевать красоту срезанных цветов.

В занятие «Водное царство уголка природы» дети узнали представления о внешнем виде рыб (тело продолговатое, покрыто чешуей, есть плавники и хвост, с их помощью рыбки плавают); уточнили знания о том, что рыбы живут в воде [см. приложение 3].

Занятие позволило детям установить связь между формой, частями тела и характером движения рыб. Узнали о том, что рыбки живут в реках, озерах, морях.  У детей среднего дошкольного возраста оживился интерес  к аквариуму.

В уголке природы  с детьми среднего дошкольного возраста проводился цикл наблюдений за аквариумными рыбками. Цикл состоял из 8 разных наблюдений за аквариумными рыбками. Каждое состоит из цели и хода наблюдения [см. приложение 3].

 Наблюдения 1 и 2 позволило уточнить представления детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия), улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут, все они живые); аквариум красивый, на него приятно смотреть; сформировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в этих условиях рыбки хорошо себя чувствуют, не болеют.

Наблюдения 3 и 4 позволило уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строение их тела; показало детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать.

 Наблюдения 5 и 6 дети узнали представление о функции глаз рыбок; о том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят.

Наблюдения 7 и 8 позволило дать знания детям о приспособительных особенностях передвижения рыб в воде; дети научились сравнивать разные виды рыбок – по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.

В занятие  «Путешествие в царство комнатных растений» дети среднего дошкольного возраста закрепили знания о названиях комнатных растений, отличительные особенности их внешнего вида; дети научились описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки [см. приложение 3].

У детей среднего дошкольного  возраста появился интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Занятие «В гостях у курочки Рябы (знакомство с коровой, козой и свиньей) [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с коровой, свиньей и козой как домашними животными, сформировались представления о том, чем животных кормят, как за ними ухаживают, что от них получают; уточнились представления о взрослых животных и детенышах.

Занятие «У нас в гостях кролик» [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с новым для них животным – кроликом, о особенностях внешнего вида и повадках кролика; уточнились у детей представления о кролике; дети научились устанавливать связи между характером движения животного и строение его конечностей.

Занятие «Как помочь растению» [см. приложение 3] способствовало развитию у детей представлений об основных потребностях растений; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге.

Занятие  «Красная Шапочка рассказывает детям о  жизни птиц зимой» [см. приложение 3] дало детям знания о том как распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря; расширило знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; развивало сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

 Занятие «Наш друг – хомячок» [см. приложение 3] познакомило детей среднего дошкольного возраста с внешним видом и особенностями поведения хомячка (маленький зверек, шерсть мягкая, рот и уши маленькие, глаза черные, похожи на бусинки и т.д.).

Дети среднего дошкольного возраста расширили представления о повадках хомячка (прячет за щечки, делает запасы, днем спит больше, чем ночью, зарывшись в подстилку), о его потребностях (чтоб хомячок не болел, хорошо себя чувствовал, ему нужны теплый дом, пища, чистота и доброе отношение людей).

Дети  узнали о способах ухода за хомячком: сколько корма  давать хомячку, нужно ли убирать остатки корма из «кладовки», как мыть кормушку, поилку, как менять подстилку, не пугая хомячка, аккуратно беря его в руки, делая «лодочку».

Занятие способствовало возникновению у детей желания  ухаживать за хомячком.

Проводился цикл наблюдений за хомячком в уголке природы с детьми среднего дошкольного возраста. Цикл состоял из 8 разных наблюдений за хомячком. Каждое состоит из цели и хода наблюдения [см. приложение 3].

Наблюдения 1 и 2  вызвало у детей эмоционально положительное отношение к хомячку, желание наблюдать за ним, познакомило детей с условиями для хомячка, при которых он будет себя нормаль чувствовать, не болеть.

Наблюдения 3 и 4 позволило узнать и закрепить детям, как хомяк ведет себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно оценивать их. Определять самочувствие хомячка,  узнать и закрепить детям, что и как ест хомяк.

Наблюдения 5 и 6 позволило узнать и закрепить детям, что любит есть хомяк, что у хомяка есть защечные мешки, познакомило детей с тем, как хомячок пользуется туалетом.

Наблюдения 7 и 8 позволило узнать и закрепить детям режим отдыха и бодрствования хомячка в течение дня,  узнать и закрепить детям представления о внешнем облике зверька.

В ходе наблюдений дети рассматривали хомячка, наблюдали, как он ест, передвигается, осторожно брали на руки, гладили, учились за ним ухаживать. У детей сформировалось представление о том, что он живое существо и нуждается в определенных условиях жизни, которые могут удовлетворить его потребности.

Ежедневная подкормка  птиц на кормушке сочеталась с ведением  «Календаря наблюдений за зимующими птицами» в уголке природы.

Ведения «Календаря наблюдений за зимующими птицами» в уголке природы позволило детям среднего дошкольного возраста познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения, развить нравственные качества детей.

Осуществлялась  подкормка  птиц, способствующая сохранению их видового разнообразия. Воспитанники средней  группы проявляли большую самостоятельность. Они крошили корм, клали его  в кормушки, сами выставляли карточки с изображением зимующих птиц в календаре наблюдений, тех видов, которые именно в этот день посещали кормушку или были рядом с ней.

В уголок природы были помещены картины и книги с  изображением зимующих птиц для рассматривания детьми в свободное время.

Занятие «Дикие звери зимой» способствовало обогащению и углублению знаний детей среднего дошкольного возраста о диких зверях в зимний период (пища, способы ее добывания зимой, условия жизни в зимнем лесу); развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей [см. приложение 3].

Занятие «Ознакомление с новым комнатным растением [см. приложение 3] способствовало детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида; дети научились описывать растение по плану, предложенного воспитателем; закрепились знания детей о названиях растений.

Дети среднего дошкольного  возраста познакомились с новым для них растением — бальзамином. У детей появился интерес к комнатным растениям и наблюдениям за ними.

Чтобы поднять у детей среднего дошкольного возраста интерес к обитателям аквариума, который находится в уголке природы, аквариум пополнился новой рыбкой-кометой. Пополнив аквариум, проводилось наблюдение за рыбкой - кометой с целью расширения и закрепления представлений о рыбах [см. приложение 3].

В процессе наблюдений и труда за рыбкой в уголке природы детей знакомили с тем, как надо ухаживать за рыбками, как правильно кормить их. Некоторых детей привлекали к уходу за аквариумом. Одному предлагали покормить рыбку. Другого просили взять влажную тряпочку и протереть стенки аквариума. Кончив работу, дети убирали все оборудование на место, педагог проверял, как они справились с заданием. Интерес детей к обитателям аквариума повысился, они охотно кормят рыбак, наблюдают  за ними, наблюдают за тем, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его. В конце наблюдения проводилась игра – имитация «Мы рыбки» с целью научить детей имитировать движение плавников.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей среднего дошкольного возраста посредством использования уголка природы