Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:24, доклад
В европейской мыслительной и научной традиции, начиная с древнегреческих стоиков, идея о мире как космополисе разумных существ, основанном на принципе справедливости, становится неизбывной. Она постепенно превращается в центральную для возникающих в Европе культуры и обществоведения, в первую очередь благодаря победившему здесь христианству с его универсалистскими и надэтническими установками. Мировоззренческий глобализм и всемирный размах деяний предстают как «визитная карточка» европейца по крайней мере со времен крестовых походов и великих географических открытий. Мир превращается в «европоцентричный» не только потому, что «первая волна» колониализма подчинила Старому Свету почти все народы и страны, а скорее в связи с тем, что гуманизм и рационализм эпохи Просвещения начинают рассматривать мировое развитие сквозь призму единой судьбы человечества, абрисы которой закладываются европейским прогрессом и доминированием европейского миропонимания
- придерживаясь представлений о глобализации как растущей взаимосоотнесенности всех компонентов человечества и необходимой составной части самоорганизующейся его эволюции, можно заключить, что данный процесс не может себя исчерпать на современном этапе, ибо он императивен;
- обратима ли глобализация? По ее отдельным параметрам - да, но не как совокупный многомерный процесс, хотя ему и присущ, по выражению В. Коллонтая, пульсирующий характер;
- стихиен данный процесс или
управляем? Его стихийный
- что несет с собой глобализация
- усиление однородности или
- глобализация - это растущая интеграция
или новый рост неравенства?
Усиление интегрированности
- устраняет ли глобализация
национальное государство и
- сохраняется ли гегемония
- есть ли у глобализации
- означает ли глобализация
Ученые придерживаются более или менее совпадающих точек зрения о времени, когда возникают научные взгляды на процессы глобализации различных сторон жизни современного человечества, формулируются первые касающиеся этого феномена концепции, теории, гипотезы. Как правило, их относят к последней трети ХХ века. В предисловии к книге «Первая глобальная революция», изданной под эгидой «Римского клуба» в 1991 г., президент клуба Рикардо Диес-Хохляйтнер определил в качестве начала глобальной революции 1968 г., то есть дату, когда только что образованный клуб выдающихся интеллектуалов мира констатировал вступление человеческой цивилизации в острый структурный кризис. И хотя можно согласиться с мнением профессора политэкономии Массачусетского университета Р. Рича, который полагает, что «термин глобализация сегодня имеет совершенно иной смысл, чем 30-40 лет назад, он даже существенно отличается от того, которым пользовались всего лишь десять лет назад» [34], тем не менее представляется целесообразным выделить несколько постоянных, непреходящих компонентов, образующих стержень, каркас этого изменяющегося и усложняющегося понятия:
-
профессор Гарвардского
- многие западные и отечественные исследователи глобализации связывают ее теоретизирование с концепциями постиндустриализма, информационного общества, а сам глобализационный процесс трактуют как форму перехода к новому этапу цивилизационного развития человечества. Авторы изданного четырехтомного труда «Постиндустриальный мир: Центр, Периферия, Россия» (Москва, 1999) «вписали» процессы глобализации в постиндустриальную эпоху. Рецензируя это издание, В. Пантин отмечал: помещенные в нем статьи «убеждают в том, что современная глобализация постиндустриального мира представляет собой спектр процессов, затрагивающих все стороны жизни человека и общества и порождающих множество сложных проблем» [40]. Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, академик Н. Симония по существу ставит знак равенства между процессами глобализации и постиндустриализации современного мира. Исследователь В. Хорос из того же института выстраивает в этой связи следующую цепочку: постиндустриализация - вестернизация - глобализация [41]. Л. Клепацкий из МИД РФ видит в «основе глобализации» «прогресс науки и техники, революционизирующий факторы функционирования и развития материального производства» в эпоху информатики [42];
- в последние годы российские ученые все чаще связывают глобализацию с продвижением к предсказанной В.И. Вернадским эпохе ноосферы. По их мнению, ноосфера, о которой великий провидец писал более полувека назад скорее как о символе собственной веры, философской категории, чем как об эвентуальной реальности, в середине 90-х годов ХХ столетия «сгустилась» во вполне зримые интеллектуализированные технологические констелляции, способные соединять совокупную инновационную мощь современной науки с жизнью каждого человека. Академик Н.Н. Моисеев и его последователи утверждают, что с появлением Интернета, а также необходимости формулирования адекватных ответов человечества на глобальные «вызовы истории», возникает и развивается «мировой разум», способный познавать и влиять на направленность хаотических в своей основе процессов мирового развития. Они признают существование коллективного разума, отнюдь не сводящегося к сумме индивидуальных разумов, к тому же в своей эволюции устремленного к глобализации в связи с универсализацией самого знания [43];
-
и на Западе, и в России многие
авторы раскрывают понятие
В свою очередь, Р. Буайе указывает на регионализацию и глобализацию как на основные формы самопроявления процесса интернационализации экономики на современном этапе. Классический пример того, что означает глобализация в экономической области, был приведен американским журналом «Уолл-Стрит Джорнэл» в начале 90-х гг.: «Из 10250 долларов, вырученных компанией «Дженерал Моторз» от продажи своего автомобиля «Понтиак», на счету самой компании остается только 4000 долларов. Остальное «растекается»: в Южную Корею - 3000 долларов, в Японию - 1850, в Германию - 700, в Сингапур и на Тайвань - 400, в Англию - 259 и 50 - в Ирландию» [47]. Г.Х. Шахназаров, практически ставя знак равенства между глобализацией и интернационализацией, видел в первой из них всего лишь «заключительную фазу» второй [48]. Подобные позиции занимают и многие другие отечественные и зарубежные исследователи [49]. Разделяя их мнения, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем докладе «Мы, народы» писал: «Глобализация создает благоприятные условия для экономических субъектов и видов деятельности по всему миру и новые каналы связей между ними. Она стала возможной благодаря постепенной ликвидации барьеров, препятствующих движению капитала, а также благодаря основополагающим техническим достижениям и неуклонному снижению стоимости транспорта, связи и компьютеров. Ее объединительная логика кажется неумолимой, а ее движущая сила - непреодолимой. Выводы из глобализации ясно видны: более быстрый экономический рост, более высокий уровень жизни, ускоренное внедрение и распространение технических новшеств и навыков управления, новые экономические возможности как для отдельных лиц, так и для стран» [50].
Упор в определении глобализации то ли как ступени, то ли как степени интернационализации позволяет адептам такого подхода быть более свободными в определении и временных параметров возникновения теоретических обобщений глобализационных процессов. В частности, тот же Г.Х. Шахназаров полагал неправильным отдавать пальму первенства в изучении глобальных проблем и процессов «Римскому клубу». Не следует забывать, подчеркивал он, что уже в ХIХ веке систематизация практически всех отраслей естествознания и обществоведения подвела к появлению мондиализма как предмета научных изысканий и популярного общественного движения, что провидческие суждения практически обо всех глобальных проблемах можно найти у немецких философов, французских историков и русских естествоиспытателей. Он также напоминал, что глобализация (хотя и под другим названием) была одной из ключевых идей исторического материализма [51]. Н. Косолапов высказался о том же в духе, что «мировые войны были исторически самым первым проявлением взаимозависимости и целостности мира», первоначальным опытом глобализации, а вторым подобным опытом - «пришедшееся на ХХ век становление техносферы - искусственной среды жизнедеятельности человека» [52]. В уже упоминавшемся докладе Е.М. Примаков отмечал, что «глобализация - не нечто новое, проявившееся лишь в последние годы. Это динамично, с определенным ускорением развивающийся процесс. Поэтому глобализацию нельзя рассматривать в статике. Она на каждом новом этапе развития имеет свои особенности... Глобализация связана с научно-техническими прорывами, которые изменяют характер, качество производительных сил».
Профессор Парижского института политических исследований Б. Бади выделяет три измерения понятия глобализация: гомогенизацию мира (жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все универсализировать); растущую взаимозависимость (появление новых актеров общепланетарной сцены - глобальных фирм и корпораций, религиозных группировок, транснациональных управленческих и банковских структур, которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с государствами, еще недавно монополизировавшими всю сферу международных отношений); особо выделяет глобализацию как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий [53]. О. Дольфюс полагает, что глобализация в мире развивалась волнообразно и прошла этапы от великих географических открытий и создания испанской и португальской колониальных империй до капиталистической колонизации мира, от эпохи империализма - до постсоциалистического преодоления последствий холодной войны [54].
Некоторые отечественные и зарубежные авторы, занимающиеся проблематикой глобализации, относят истоки этого процесса к седой древности. Можно утверждать, уточнял Г.Х. Шахназаров, что едва люди в разных концах света начали осваивать мир, как одним из самых побудительных мотивов их деятельности стала потребность во взаимопонимании, общении и объединении - в род, племя, государство, нацию, мировое сообщество. Аристотель проницательно назвал человека общественным существом. За ним длинный ряд мыслителей постулировал неизбежное завершение этого пути общения объединением человечества. Идея единства человечества, поначалу довольно туманная, извлеченная не столько из опыта общественного бытия, сколько из логических умозаключений, постепенно обрастала неоспоримыми доказательствами. За много веков до появления ООН, транснациональных корпораций и Интернета целостность, глобальность мира воплощалась в повсеместном распространении знаний, технических и технологических новшеств, основанных на единобожии мировых религий, вершин философской мысли, художественных шедевров. В этом смысле, полагал этот ученый, провозвестниками глобализации были Христос, Магомед, Будда, свой бесценный вклад в нее внесли У. Шекспир, Мигель де Сервантес, Лев Толстой, другие гении, творчество которых перешагнуло пределы национальной культуры и стало неотъемлемой частью целостной культуры мира. [55].
Такого
рода рассуждения, относящие рождение
идеи глобализации к самому факту
появления человеческого