Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 13:24, доклад
В европейской мыслительной и научной традиции, начиная с древнегреческих стоиков, идея о мире как космополисе разумных существ, основанном на принципе справедливости, становится неизбывной. Она постепенно превращается в центральную для возникающих в Европе культуры и обществоведения, в первую очередь благодаря победившему здесь христианству с его универсалистскими и надэтническими установками. Мировоззренческий глобализм и всемирный размах деяний предстают как «визитная карточка» европейца по крайней мере со времен крестовых походов и великих географических открытий. Мир превращается в «европоцентричный» не только потому, что «первая волна» колониализма подчинила Старому Свету почти все народы и страны, а скорее в связи с тем, что гуманизм и рационализм эпохи Просвещения начинают рассматривать мировое развитие сквозь призму единой судьбы человечества, абрисы которой закладываются европейским прогрессом и доминированием европейского миропонимания
- различные уровни
- экономическая
- повышение роли глобальной экономики в определении путей развития и отдельных стран, и человечества в целом поднимает в очередной раз проблему соотношения в общественном развитии экономических и политических средств и механизмов регулирования. В научной литературе зафиксировано немало позиций авторов из различных стран мира, согласно которым глобализация отказывает в праве на существование геополитике и высказывается в пользу геоэкономики, которая будто бы приходит ей на смену. Но доминирование в процессах глобализации на современном ее этапе экономических явлений отнюдь не свидетельствует об отсутствии или маргинализации политических факторов. Пол Херст и Грэм Томпсон в предисловии к своей книге «Глобализация под вопросом» предупреждают: «В этой книге - изрядная доля скептицизма по отношению к самостоятельному развитию глобальных экономических процессов и оптимизма по поводу возможности контролировать развитие международной экономики и действенности национальной экономической стратегии. Когда мы обращаемся к экономическим переменам, существенно более сложным и противоречивым, чем это утверждают ультраглобалисты, то видим, что сохраняется возможность проведения политической стратегии и осуществления контрольных действий со стороны национальных и международных органов в отношении рыночных хозяйств с тем, чтобы реализовать социальные цели» [111]. Отзываясь о нигилистических оценках роли политики в глобализирующемся мире, экс-президент ФРГ Р. Херцог писал: «Нельзя допустить, чтобы политика превратилась в остаточную величину глобальных экономических процессов, в мастерскую по корректировке отрицательных явлений экономического развития» [112];
- глобализация, которая с экономической
точки зрения представляет
Она претерпевает серьезную деформацию, преподнося рынок и либеральную демократию в качестве непреложных и конечных для человечества истин и ценностей, ибо становится антидемократическим отрицанием всемирности как всеобщности. «И все же турбокапитализм (так американский экономист Эдвард Луттвак в 1995 г. назвал ускоривший темпы своего развития современный капитализм - авт.), который в мировом масштабе ныне представляется непреодолимым, разрушает свой собственный фундамент, поскольку подрывает демократическую стабильность и способность государства функционировать. Изменения и перераспределение власти и богатства столь интенсивны, что разъедают старые общественные институты быстрее, чем может быть установлен новый порядок. Страны, до сих пор наслаждавшиеся процветанием, сейчас пожирают социальную составляющую своей структуры даже быстрее, чем они уничтожают окружающую среду... Идет ли речь о социальной справедливости или охране окружающей среды, ограничении всевластия средств массовой информации или борьбе с международной преступностью, отдельное государство-нация всегда оказывается бессильным, а попытки скоординировать международные усилия столь же регулярно проваливаются. Но если ни по одной из жгучих проблем будущего правительства не могут предпринять ничего, кроме как ссылаться на непреодолимые ограничения международной экономики, то политика в целом становится спектаклем бессилия, а демократическое государство утрачивает свою легитимность. Глобализация оказывается западней для самой демократии, - так полагают Ганс-Петер Мартин и Геральд Шуман, авторы книги «Западня глобализации. Атака на процветание и демократию» [113];
- можно считать, что, несмотря
на все противоречия
Подобный международный
Внутренние противоречия, о которых до сих пор шла речь, не просто деформируют и обесценивают для многих людей и целых народов процессы глобализации на начальном этапе их развертывания, но и, создавая поле планетарного напряжения, питают современное мировое развитие потребной для него энергией. Между тем наряду с ними существуют и внешние факторы, создающие для глобализационных процессов определенные рамки и выдвигающие перед ними собственные требования. Большинство из них проявляются в остром экологическом кризисе, которым природа предупреждает о том, что человечество в производственной для себя и разрушительной для окружающей среды деятельности перешагнуло ту грань, за которой открывается перспектива если не гибели, то, по крайней мере, «болезненного угнетения всего органического мира на Земле» [116]. Глобальный эффект целого ряда угроз, вставших перед людьми в связи с хищническим разбазариванием ресурсов, лишивших природу возможности самовосстановления, заставил человеческий род задуматься о восстановлении коэволюции системной целостности человек - общество - природа, разрабатывать стратегии развития, не только учитывающие и защищающие интересы природы, но и предусматривающие жертвование некоторыми потребительскими интересами человека.
Выдвинутая в этой связи концепция устойчивого развития человечества за полтора десятилетия своего существования обрела популярность, стала основополагающей для мироориентирования большинства государств планеты, способствовала рождению национальных стратегий природно-охранных действий, постоянно поддерживаемого, регулируемого экономического развития, создания социоприродной системы, способной решать такие сложные противоречия, которые возникли между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, настоящими и будущими поколениями людей, между богатыми и бедными народами и странами, между глобальными требованиями перехода к устойчивому развитию и национальными интересами и т.д. Российские ученые, разрабатывая собственные концепции устойчивого развития, связывают их с идеей В.И. Вернадского о сфере разума (ноосферы), полагая, что эпоха становления ноосферы и переход мирового сообщества к устойчивому развитию взаимосвязаны между собой, по существу представляя собой процессы одного и того же плана и порядка. Н.Н. Моисеев, рассуждая о роли «Коллективного Разума» в преодолении глобального экологического кризиса путем обеспечения коэволюции биосферы и общества, писал: «Если человечество сможет однажды перешагнуть порог эпохи ноосферы, то общество должно приобрести черты общества информационного. Верно и обратное: естественное движение к информационному обществу - это одна из основных опор для надежды на то, что Человек преодолеет препятствия на пути к такой цели. Вот почему уместен вопрос: сумеет ли Человек преодолеть свой эгоизм, свою агрессивность, все то, что ему досталось в наследство от охотников на мамонтов, для того, чтобы создать информационное общество и обеспечить свое существование в течение будущих тысячелетий?» [117].
Недавно ушедший из жизни академик
признавался, что он не знает ответа
на этот вопрос. Он не рисковал выдвигать
бездумно оптимистические суждения
на этот счет, ибо сознавал всю сложность
и радикальность перемен и свершений,
которые должен реализовать человек, утверждая
устойчивое развитие в качестве средства
восстановления бессмертия своего рода.
Действительно, если глобализация представляет
собой форму универсализации постиндустриально-
- во-первых, добиться того, чтобы потенциалы всех - каждой отдельной личности, всех видов и ступеней социальных объединений людей, цивилизационных идентичностей и мирового сообщества - были сконцентрированы на решении проблем выживания и дальнейшей самореализации человечества в условиях все возрастающей дефицитности возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Немалое число обществоведов полагает, что осуществить это в рамках доминирующей и в настоящее время конфликтно-конфронтационной модели мирового развития е представляется возможным;
- во-вторых, по мере углубления
процессов глобализации
- в-третьих, переход к новым
принципам в экономической
- в-четвертых, творимый