Рассуждения такого рода об
экологическом аудите позволяют сделать
вывод о том, что практической экоаудиторской
деятельностью автор не занимался.
Следующее утверждение И.Г.Орловой:
«Субъектом рассмотрения при
экологическом аудите могут выступать
в первую очередь хозяйствующие субъекты»,
говорит о том, что автор недостаточно
хорошо ориентируется в субъектно – объектных
отношениях.
Сутью экологического аудита
является оценка соблюдения субъектом
хозяйственной и иной деятельности требований
в области окружающей среды, которые формулируются
в виде критериев экологического аудита.
Экоаудиторы оценивают фактическую природоохранную
деятельность объекта аудита, в том числе
(!) и документальное оформление этой деятельности.
Экоаудиторы владеют процедурой проведения
экологического аудита, а для объективности
оценки конкретных технологических аспектов,
в соответствии с требованиями национального
стандарта ГОСТ Р ИСО 19011-2003, привлекают
технических экспертов, представляющих
аудиторской группе свои знания по специальному
вопросу.
Таким образом,
экологический аудит даёт объективную
оценку природоохранной деятельности
предприятия, определяет существующие
отклонения от нормы, т.е. от требований
действующего законодательства и нормативных
документов в области охраны окружающей
среды или международных стандартов, и
позволяет разработать на основе этого
мероприятия по проведению производственной
деятельности предприятия в соответствие
с этими требованиями. В конечном итоге все это позволяет
повысить значимость предприятия, как
на рынке продукции, так и на рынке инвестиций.
Обратимся к международной практике
использования процедуры экологического
аудита.
Экологический
аудит, изначально введенный в экономически
развитых государствах в 70-е годы, как
средство защиты интересов предпринимательских
структур, был направлен на снижение уровня
риска для окружающей среды и здоровья
людей и содействие по регулированию мер
в области охраны окружающей среды.
С середины 80-х годов Международная
торговая палата рассматривает экологический аудит
в качестве метода внутреннего административного
управления для усиления контроля за производственной
практикой и оценкой соответствия стратегии
деятельности компаний нормам экологического права. К
началу 90-х годов многие коммерческие
банки стали использовать процедуру экологического
аудита в целях предупреждения риска неплатежей
по ссудам своих заемщиков и банкротства
в связи с их деятельностью в области окружающей
среды. К примеру, Всемирный банк и
Европейский банк реконструкции и развития
используют экологический аудит для оценки
деятельности финансируемых ими компаний;
решение этих банков о выделении инвестиций
принимается с учетом соблюдения требований
экологического аудита. В ряде стран, начиная
с 90-х годов, включая и Россию, приняты
национальные стандарты в этой области.
Наиболее значительные успехи
в решении экологических проблем в последнее
время связывают с широким внедрением
системного подхода к экологическому
управлению (экологическому менеджменту), получившему
широкое распространение в промышленно
развитых странах Запада и странах Восточной
Европы. По данным INEM (международная информационная
сеть, пропагандирующая экологический
менеджмент) к концу 2000 года в мировом
сообществе насчитывалось около шести
тысяч фирм, сертифицированных по требованию
стандартов ISO 14000, более 600 фирм по требованию
английского стандарта BS 7750 и около трех
тысяч фирм ЕС сертифицированно по требованию
ЕМAS (Европейская система экологического
менеджмента и аудита).
В США Национальное Агентство
по охране окружающей среды (ЕРА) в 1984 г
разработало концепцию аудита для федеральных агентств,
большинство из которых уже к 1987 г. имело
свои программы экологического аудита.
За период развития экологического аудита
в США число компаний, проводящих аудит,
возросло от нескольких десятков в химической
промышленности и тяжелом машиностроении
до тысяч компаний, относящихся ко всем
секторам промышленности. В настоящее
время количество таких компаний составляет
более 95%. Во многих штатах США введено обязательное
экологическое аудирование в случае купли-продажи
недвижимости, в том числе земельных участков.
Экологический аудит
и в России рассматривается как одно из
направлений деятельности в области охраны
окружающей среды. Развитие законодательной
базы в этой области предусмотрено в «Классификаторе
правовых актов» под кодовым номером 110.010.100.
Классификатор введен в действие указом
Президента Российской Федерации от 15
марта 2000 года № 511. Однако федеральный
закон об экологическом аудите на сегодня
не принят, хотя проект закона, разработанный
группой специалистов, в которую входил
и автор данной статьи, был передан в Правительство
РФ в 2003 году. Отсутствие закона существенно
сдерживает развитие экоаудита в России
и более того способствует освоению рынка
экологического аудита иностранными компаниями.
Экологический аудит нашел применение
в таких областях деятельности, как приобретение
или передача недвижимости, решение проблемы
отходов производства и потребления, обеспечение
безопасности производимых продуктов,
борьба с профессиональными заболеваниями,
контроль загрязнения природных сред.
Кроме термина «экологическое аудирование»
(environmental auditing ) стал использоваться термин
«аудирование по вопросам здоровья, безопасности
и окружающей среды» (heals, safety and environment audit).
Экологический аудит применяется
международными банками развития как
инструмент управления окружающей средой
с использованием для этого оценки природоохранной
деятельности финансируемых ими компаний.
Рядом стран: США, Бельгией,
Индонезией, Норвегией, Европейским Союзом
(EMAS-программа), Ямайкой, Боливией, Францией,
а также Международными финансовыми корпорациями экологический
аудит стал проводиться
с целями оказания помощи деловым кругам
в управлении окружающей средой, снижения
рисков финансового рынка, повышения конкурентоспособности
на мировом рынке, усиления природоохранной
деятельности, привлечения частного капитала
в промышленность и энергетику, для проверки
безопасности производства и оказания
помощи по ее обеспечению, определения
характера и масштабовэкологических проблем
в области охраны здоровья. Таким образом, экологический аудит превращается
из «рутинного инструмента» контроля за соблюдением
природоохранного законодательства в
экономико-правовой инструмент стимулирования
природоохранной
243
деятельности предприятия
с целью повышения его инвестиционной
привлекательности, а иногда — и повышения
качества продукции.
В США существенна
роль экологического аудита как
инструмента «более раннего» выявления экологического правонарушения.
Агентство по защите
окружающей среды США подчеркивает: «Нарушитель
может показать свою искренность, если
он выявит и проинформирует о правонарушении
и примет надлежащие меры по его исправлению
прежде, чем в это вмешается Агентство.
Принимая во внимание, что данная
информация не обязательна по закону и
правонарушение было немедленно исправлено,
санкции, наложенные на предприятие, могут
иметь частичный характер, отсутствие
искренности может привести к увеличению
этих санкций».
В соответствии
с Законом о защите окружающей среды от
загрязнения, принятым США в 1990 г. (Pollution
Prosecution Act), нарушения, выявленные добровольно
или исправленные благодаря программе экологического аудита, не
являются составом административного
или уголовного преступления.
Несмотря на опыт экологического аудирования,
в настоящее время за рубежом нет устоявшегося
определения экологического аудита.
Наиболее
часто используются следующие:
— методическое
изучение экологической информации
об организации, сооружении или объекте
для выяснения того, в какой степени они
соответствуют определенным критериям аудита, моментальная фотография экологической об^ становки
на аудируемом объекте (Всемирный банк
развития);
— систематическая,
документированная, периодическая и объективная
оценка эксплуатации объектов и деятельности
в соответствии с экологическимитребованиями
(«Заявление о политике в области экологического аудита», принятое
Агентством по охране окружающей среды
США 9 июля 1986 года);
244
— систематический
документированный подтверждающий процесс
объективного получения и оценки свидетельств аудита для определения
соответствия или несоответствия критериям аудита специфической деятельности
в области окружающей среды (ISO 14011:1996);
— систематический
и независимый анализ, позволяющий определить
соответствие деятельности и результатов
в области качества запланированным мероприятиям,
а также внедрения мероприятий и их пригодность
поставленным целям (ISO 8402:1994);
— исследования
окружающей среды, проводимые для определения
воздействия на окружающую среду и потенциальных
обязательств, связанных с передачей собственности
или последующей деятельностью (Европейский
банк реконструкции и развития);
— средство,
инструмент управления, охватывающий
систематическую, документированную,
периодическую и объективную оценку того,
насколько соответствуют организационная
система, управление охраной окружающей
среды, функционирование оборудования экологическим целям, а
также оценку соответствия деятельности
производства экологической политике
компании, включая и соответствие нормативным
требованиям («ICC Position Paper on Environmental Auditing»),
от 29 ноября 1988 г. Международная торговая
палата. Совет Европейского
Сообщества.
Экологическое аудирование
проводится на уровнях:
— государственных
структур;
— транснациональных
корпораций;
— отрасли (структурное
— оценивается соответствие общему экологическому курсу отрасли;
проблемное — аудит состояния
решения конкретнойэкологической проблемы
отрасли);
— территории (региона);
— муниципального
образования;
— предприятия.
245
Различают добровольное
(voluntary) и обязательное экологическое аудирование
(mandatory).
Как правило, экологический аудит проводится
внезапно, чтобы получить объективное
представление относительно соблюдения
природоохранных требований.
Экологическому аудиту (по сравнению с
традиционным финансовым аудитом) в большей
степени присущ аналитический характер.
Он не дает ответа на вопрос, каким образом
компания может усовершенствовать свою экологическую программу.
Аудиторы лишь указывают на выявленные
недостатки природоохранной деятельности,
тогда как принятие необходимых мер - обязанность
управляющего компанией.
Теория аудита на Западе
ограничивается рассмотрением следующих
видов аудита:
- операционный аудит -проверка
процедур и методов функционирования
компании в целях оценки ее производительности
и эффективности;
- аудит на соответствие
деятельности компании нормативным актам
и указаниям руководства (администрации),
предписаниям;
- аудит бухгалтерской
отчетности на ее соответствие законодательству
и инструкциям по бухгалтерскому учету.
Экологическая ситуация
в Южно-Африканской республике (ЮАР) уже
давно вызывает большое беспокойство
в мире. Причина тому - угрожающие темпы
и размеры деградации, по-своему уникальной,
природной среды, что имеет прямое отношение
к изменению климата и состоянию экосистем
на всей планете. Заключение
Таким образом, перед ЮАР стоят
общие проблемы развития, связанные с
экологией:
— демографический рост, превышающий
возможности роста производства продовольствия;
— чрезмерная эксплуатация
природных ресурсов;
— перенаселённость городов
и набирающее силу явление «бидонвиллизации»
(формальная безработица 50-75% от населения
городов);
— слабый контроль промышленной
деятельности (незначительная доля госсектора);
— бедность населения (традиционное
порицание накопительства и индивидуализма);
— низкий уровень подготовки
специалистов и сложность внедрения экологических
технологий;
— отсутствие понимания проблемы
и процедуры Оценки Воздействия на Окружающую
Среду (ОВОС) при планировании социально-экономической
деятельности и слабое участие в этом
процессе населения.
Environment
and sustainable development (ESD) audits can play a critical role in
providing practical, objective, and rigorous examinations of how environmental
and sustainable development laws, regulations, policies and programs
are managed and implemented, and how they achieve their intended objectives
at the sub-national, national, and international levels. Audits support
good governance by advancing accountability. Окружающей
среды и устойчивого развития (ОУР) аудиты
могут играть важную роль в обеспечении
практических, объективных и строгих экзаменов,
каким окружающей среды и устойчивого
развития законы, правила, политику и программы,
которые управляются и осуществляются,
и как они достигают намеченных целей
на субрегиональном , национальном и международном
уровнях. Аудиты поддержку благого управления,
продвигая отчетности.