Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 06:52, реферат
Природные катастрофы в современном мире – источники глубочайших социальных потрясений, сопровождаемых массовыми страданиями и гибелью людей, а также огромными материальными потерями. На сегодняшний день природные катастрофы это одна из наиболее важных проблем современного мира. Поэтому в курсовой работе я рассматриваю следующие задачи: оценка природного риска, анализ ущерба от опасных природных процессов, управление опасными природными рисками, стратегия по борьбе с природными катастрофами.
Пока ученые ведут теоретические споры о том, меняется или не меняется климат планеты, мировая страховая индустрия подтвердила существование этой проблемы на практике. Страховое дело несет многомиллиардные убытки, и виновны в этом возросшее число ураганов, штормов, резкие потепления и похолодания – все то, что является следствием происходящего по вине людей изменения климата.
В связи с большим количеством крупных производственных аварий, сопровождающихся выбросами химических и радиоактивных веществ, внимание всего мира было привлечено к опасностям, которые влечет за собой некомпетентное руководство, особенно в таких отраслях, как транспорт, химическая промышленность и атомная энергетика. Эти происшествия часто имеют трансграничные последствия, поэтому проблемы технологической безопасности касаются не только развитых стран.
Значительной части разрушений можно было бы избежать, если бы выполнялись местные строительные нормы и правила. Многие новые здания проектировались без учета сейсмической опасности, фундаменты домов были недостаточно прочными, чтобы выстоять во время землетрясений. . Многие стихийные бедствия захватывают территории, занятые земледелием и промышленностью, включая наиболее плотно заселенные. Сильные ветры (ураганы, тайфуны, смерчи) ответственны за 36% общего числа СБ, наводнения – за 22%. Сильные ветры как причина СБ наиболее характерны для областей, находящихся под воздействием тропических циклонов, а также смерчей, распространенных в США и Канаде. Наводнения возникают повсеместно, но наиболее опасны они в плотно заселенных Пакистане, Индии, Бангладеш, Китае.
Для оценки разрушительной силы катастроф и планирования защитных и восстановительных работ нужна единая шкала для сравнения катастроф между собой. Однако различная природа катастроф не позволяет непосредственно сопоставлять их. Например, нельзя напрямую сопоставить катастрофы типа землетрясений, вулканов, ураганов, где основной поражающий фактор – величина энергии, с катастрофами, обусловленными квазистабильным негативным состоянием природы, в частности атмосферы (засухи, наводнения, похолодания, засухи и др.). Только оценка ущерба дает универсальный способ сопоставления. В этом случае интенсивность катастрофы оценивается путем отнесения ее к двум категориям по числу жертв и объему ущерба.
Воздействие опасных факторов экстремального природного явления на объекты техносферы и людей или аварий объектов техносферы приводит к ущербу. Ущерб — это результат изменения состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств; фактические или возможные экономические и социальные потери (отклонение здоровья человека от среднестатистического значения, т.е. его болезнь или смерть, нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности, утрата того или иного вида собственности, ухудшение природной среды и т д.), возникающие в результате каких-то событий, явлений, действий. В 2000 г. заявленный материальный ущерб от ЧС природного и техногенного характера составил 24,7 млрд руб.
Основными видами ущерба (или последствий) являются:
• внешне- и внутриполитические последствия (снижение доверия к государственным институтам, рост социальной напряженности в обществе);
• военно-политические (ухудшение военно-политической обстановки) и чисто военные (уменьшение боевого потенциала Вооруженных сил из-за потери комплекса оружия или снижения его боевой готовности);
• социально-экономические (утрата какого-либо вида собственности, затраты на переселение людей, выплата компенсаций пострадавшим, упущенная выгода от незаключенных и расторгнутых контрактов, нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшение условий жизнедеятельности людей);
• экологические (ухудшение природной среды и затраты на ее восстановление, потеря народнохозяйственной ценности территорий и другие);
• медико-биологические (сокращение средней продолжительности жизни, утрата здоровья, жизни и т п.).
На макроэкономическом уровне возникновение чрезвычайной ситуации, как правило, ведет к:
• нарушению функционирования экономической системы страны и (или) ее крупной хозяйственной подсистемы (в том числе регионального уровня);
• прямому уничтожению (выбытию) производственных и иных ресурсов или исключению их из хозяйственного оборота;
• сокращению возможностей обеспечения конкретных общественных потребностей, в том числе к созданию прямых угроз жизнеобеспечению населения.
В любом случае экстремального стихийного явления или даже возникновения ЧС крайне важно выделить ту надсистему, в пределах которой распространены прерванные связи и поражения ее подсистем. Это нужно для реальной оценки всего ущерба самой надсистемы и путей ее восстановления.
3.0 Управление опасными природными рисками
Анализ риска для человека и окружающей среды в широком смысле (с использованием принципов устойчивого долговременного развития цивилизации) представляет собой предмет исследований безопасности бытия человека, общества и окружающей среды.
В связи с тем что методы количественной оценки риска развиты недостаточно для существующего широкого спектра факторов опасности, в качестве временного количественного выражения может быть принята система показателей опасностей.
При управлении риском решается целый комплекс задач, связанных с регулированием эффектов воздействия на человека и окружающую среду. Главными способами их решения являются методы анализа эффективности экономических и административных мер по уменьшению величины отрицательных эффектов до определенного уровня. Как правило, применяются методы анализа “риск—выгода”, “затраты—выгода”, “стоимость—эффективность” и некоторые другие специальные методы.
Для получения количественной оценки риска требуется достаточно мощный инструментарий, включающий например, комплексы расчетных кодов, опирающихся на базы данных, которые обобщают накопленную информацию о возможных сценариях поведения рассматриваемой системы при различных граничных и начальных условиях. Кроме того, должны существовать базы знаний и базы данных по механизмам распространения, попадания в организм человека и воздействия на него биологически опасных веществ и соединений. Важны расчетные программы управления риском — экономической эффективности мероприятий по снижению риска. Таким образом, в состав инструментария для анализа риска должны входить по крайней мере 3 группы расчетных методов и программ с необходимыми базами данных:
1) методы и программы для вероятностной оценки путей возникновения и процессов развития нежелательных событий (аварий, стихийных бедствий и катастроф);
2) методы и программы, описывающие последствия нежелательных событий, например, выход, поведение и распространение в окружающей среде опасных веществ и механизмы поражения этими веществами организма человека;
3) методы и расчетные программы оценки экономического ущерба и оптимизации расходования средств на предотвращение или уменьшение последствий нежелательных событий.
Необходимо отметить, что в силу неполноты базы знаний и базы данных, имеющихся на сегодняшний день и закладываемых в расчеты, количественные результаты анализа риска могут иметь значительную неопределенность.
Методология анализа риска начала развиваться в мире более 20 лет назад применительно в основном к ядерным энергетическим установкам, объектам химической промышленности и ракетно-космической технике. К настоящему времени в стране создан некоторый научный потенциал в этой области. Существуют математические модели и расчетные программы для численного моделирования процессов распространения различных веществ в атмосфере (газов, аэрозолей, радионуклидов) и водных средах. Накоплен определенный опыт по оценке поведения в экосистемах различных классов загрязнителей, аккумуляции и воздействия их на здоровье населения.
Риск как вероятностная величина позволяет сравнивать последствия различных явлений и процессов как внутри данной группы, так и между группами различных по генезису явлений (техногенных, природных, биолого-социальных).
Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории. Существуют приблизительные математические описания, т.е. определена функциональная зависимость ряда комплексных рисков (например, техногенных, сейсмических) от внешних параметров. Таким образом следует сделать важный вывод – рисками можно управлять.
Риск = f (РА, РВ, РСВ, С),
где f – фактор, различный для разного рода катастроф;
РА – вероятность катастрофы, вычисленная по числу предшествующих катастроф;
РВ – вероятность возникновения качественно разрушительных процессов при катастрофе (например, высота волн цунами, скорость ветра в циклоне, амплитуда сейсмических волн и т.п.);
РСВ – внешние условия (плотность населения, характер построек, социальные и политические отношения);
С – последствия катастрофы.
Приведенное уравнение не позволяет вычислить риск возникновения катастрофы, однако отдельные его показатели могут быть использованы при оценке воздействия катастрофы. Более точные описания используют аппарат теории вероятностей.
. К настоящему времени создан обширный арсенал методов прогноза (оценки на определенный момент или интервал времени в будущем) рисков, в том числе связанных с ЧС природного и техногенного характера. По назначению их логично разделить на два вида:
• методы прогнозирования возникновения ЧС;
• методы прогнозирования последствий ЧС.
Рис. 1. Методическая схема прогноза риска
4.0 Новая стратегия по борьбе с природными катастрофами.
Всемирная конференция по природным катастрофам, состоявшаяся в мае 2004 г. В Иокогаме (Япония), приняла декларацию, в которой сказано, что борьба за уменьшение ущербов от природных катастроф должна быть важным элементом государственной стратегии всех стран в достижении устойчивого развития. Конференция обратилась ко всем странам с призывом перейти на новую стратегию борьбы с природными катастрофами, основанную на прогнозировании и предупреждении.
До недавнего времени усилие многих стран по уменьшению опасности стихийных бедствий были направлены на ликвидацию последствий природных явлений, оказание помощи пострадавшим, организацию спасательных работ, предоставление материальных, технических и медицинских услуг, поставку продуктов питания и т.д. Однако необратимый рост числа катастрофических событий и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными и выдвигает в качестве приоритетной новую задачу: прогнозирование и предупреждение природных катастроф. В основу новой концепции необходимо взять «глобальную культуру предупреждения», основанную на научном прогнозировании грядущих катастроф.
При прогнозировании необходимо исходить из существования двух основных предпосылок развития опасных природных явлений: Исторической (эволюционной) и антропогенной. В основе первой предпосылки лежат эволюционные процессы развития Земли, приводящие к непрерывной реорганизации вещества в твердой, жидкой и газообразной оболочках Земли с выделением и поглощением энергии, изменению напряженно-деформированного состояния земной коры и взаимодействия физических полей различной природы. Происходящие процессы лежат в основе глобальной геодинамики Земли и развития эндогенных, экзогенных, гидрологических и атмосферных явлений.
Наряду с этими в последствия десятилетия существенно возрос антропогенный пресинг на окружающую среду, что неизбежно приводит к активации опасных природных и развитию техногенно-природных процессов.
Новая стратегия дает возможность перейти на экономическое планирование и развитие с учетом природных рисков, что позволит существенно сократить социальные и материальные потери, явится важным элементом устойчивого развития экономики.
Реализация мероприятий должна основываться на соблюдении двух основополагающих принципов. Первый заключается в том, что хозяйственное освоение должно веститсь на основе специально разработанных нормативных документов, содержащих требования к функциональному и строительному зонированию города с учетом районирования его территории по степени природного риска.
Второй принцип заключается в проведении на стадии градостроительного планирования макроэкономического расчета затрат на освоение территорий с различной степенью природной опасности.
Аналогичные подходы можно и нужно осуществлять на локальном, региональном, и общегосударственном уровнях при реализации различных проектов и инвестиционных программ, связанных с урбанизацией, строительством, образованием, социальным обеспечением, здравоохранением, страхованием. Принимая решения об инвестициях в районы, подверженные природным опасностям, необходимо учитывать риск, а расходы на его предотвращение или снижение включать в экономический анализ. Следуя таким путем, можно осуществлять дополнительное инвестирование в отдельные регионы, необходимое для строительства с возведением сооружений, устойчивых к тому или иному воздействию стихии, создания защитных сооружений, повышение комфортности сооружений в неблагоприятных климатических условиях, инженерной подготовки территорий, разработки социальных программ. Только такой подход может обеспечить управление риском природных катастроф и тем самым отвечать требованиям устойчивого развития.