Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 Выделяют несколько  типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается  на достижения современной науки  и отражает научную картину  мира, результаты современного научного  познания;

4) гуманистическое (о нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности), объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Ментальность – образ  мышления, общая духовная настроенность  человека, группы. Характеризует лишь интеллектуальную предрасположенность  к определенным умственным действиям.

35. Социальный конфликт.

. Социальная неоднородность  общества, различия в уровне доходов,  собственности, власти, престижа, горизонтальная  и вертикальная мобильность закономерно  приводят к обострению общественных  противоречий и возникновению  конфликтов.

 Социальные конфликты  представляют собой особый тип  социального взаимодействия, субъектами  которого являются общности, организации  и отдельные личности с реально  или предположительно несовместимыми  целями. Участниками конфликта могут  быть как отдельные личности, так и социальные группы, организации  и государства. Основные субъекты  конфликта называются оппонентами  или противоборствующими сторонами.  Противоборствующие стороны могут  быть неравнозначными, т. е.  иметь разные ранги. Ранг —  это сила оппонента в конфликте,  обусловленная его социальным  статусом, имеющимися в его распоряжении  ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать  с группой и даже государством  и победить, если ее ранг окажется  выше.

 Не все участники  конфликта обязательно находятся  в непосредственном противоборстве  друг с другом. В конфликте  также есть свидетели, посредники, подстрекатели и пособники. Свидетели  — это люди, наблюдающие за  конфликтом со стороны. Подстрекатели  — те, кто подталкивает других  участников к конфликту. Пособники  — люди, содействующие развитию  конфликта советами, технической  помощью или иными способами.  Наконец, посредников, которые  своими действиями пытаются предотвратить,  остановить или разрешить конфликт, также относят к его участникам.

 Анализируя причины  поведения людей в различных  конфликтах, социологи выяснили, что  мотивами бытовых столкновений  обычно являются такие чувства,  как обида, месть, ревность, зависть  и корысть. В групповых конфликтах  мотивами выступают политические  симпатии и антипатии либо  желание перераспределения экономических  ресурсов. Причины же социальных  конфликтов лежат в существующем  общественном неравенстве, порождающем  различия в отношениях собственности  и власти. Это неравенство может  быть различным по типу и  масштабам, но оно всегда присутствует.

Предметом конфликта в  социологии принято считать объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий  между оппонентами. Каждая из сторон конфликта заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Объект конфликта представляет собой некоторый  дефицитный ресурс (или контроль над  таким ресурсом).

 Возникновению любого  конфликта предшествует такое  сочетание объективных условий  и обстоятельств, которое создает  реальный предмет конфликта. Это  сочетание социологи называют  конф ликтной ситуацией. Конфликтная ситуация складывается постепенно и, как правило, на фоне социальной напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий в обществе. Она характеризуется:

1) распространением среди  населения недовольства существующими  порядками;

2) утратой доверия к  властям;

3) массовыми стихийными  действиями (митинги, забастовки, погромы  и т. п.).

 Уровень социальной  напряженности в обществе может  изменяться — снижаться или  увеличиваться. Чем выше уровень  социальной напряженности, тем  более вероятной является опасность  социального взрыва. Однако даже  очень высокий уровень социальной  напряженности необязательно приводит  к конфликту.

 Любой конфликт, как  правило, начинается с инцидента. ^ Инцидентом {или поводом) конфликта называется событие или обстоятельство, в результате которого латентные (т. е. скрытые) противоречия между сторонами переходят в стадию открытого противостояния. Повод может быть реальным или придуманным. В последнем случае речь идет о провокации конфликта. Обычно провокация строится по следующей схеме: сторона, желающая развязать конфликт и реализовать в нем свои интересы, придумывает некую ситуацию, которую легко объяснить, как проявление враждебности со стороны оппонента.

 Само конфликтное поведение  сторон состоит из противоположно  направленных действий оппонентов. Все они могут быть разделены  на основные и вспомогательные. К основным социологи относят те, которые непосредственно направлены на предмет конфликта; вспомогательные — обеспечивают выполнение основных. Также все конфликтные действия подразделяют на наступательные и оборонительные. Наступательные состоят в нападении на противника, захвате его собственности и т. п.; оборонительные — в удержании спорного объекта за собой либо в его защите от уничтожения. Возможен и такой вариант, как отступление, сдача позиций, отказ от защиты своих интересов.

 Если ни одна из  сторон не пытается пойти на  уступки другой и уклониться  от конфликта, то последний  переходит в острую стадию. Он  может закончиться сразу после  обмена конфликтными действиями, но может длиться и достаточно  долго, изменяя форму (война,  перемирие, опять война и т.  д.) и разрастаясь. Разрастание  конфликта называется эскалацией. Эскалация конфликта, как правило,  сопровождается увеличением числа  его участников.

 Завершение конфликта  не всегда означает его разрешение.  Разрешением конфликта называют  решение его участников о прекращении  противоборства. Конфликт может  закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным  затуханием или перерастанием  в другой конфликт.

 Самым оптимальным  разрешением конфликта социологи  считают достижение консенсуса. Консенсус — это согласие значимого  большинства представителей некоторого  сообщества относительно важных  аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.  Консенсус не означает единогласия,  поскольку добиться полного совпадения  позиций сторон практически невозможно, да и не нужно. Главное, чтобы  ни одна из сторон не высказывала  прямых возражений; также при  разрешении конфликта допускается  нейтральная позиция сторон, воздержание  от голосования и т. п.

 В зависимости от  основания, по которому проводится  типология, социологи выделяют  следующие виды конфликтов:

 а) по длительности  — долгосрочные, краткосрочные,  разовые, затяжные и повторяющиеся;

 б) по источнику возникновения  — объективные, субъективные  и ложные;

в) по форме — внутренние и внешние;

 г) по характеру развития  — преднамеренные и спонтанные;

 д) по объему — глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

 е) по используемым  средствам — насильственные и ненасильственные;

 ж) по влиянию на  ход развития общества — прогрессивные  и регрессивные;

 з) по сферам общественной жизни — экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

 В предотвращении и  своевременном разрешении общественных  конфликтов большую роль играет  социальная политика, проводимая  государством. Ее функциями являются  регулирование социально-экономических  условий жизни общества и забота  о благосостоянии всех его  граждан.

 Социология конфликта  как особая часть социологической  науки возникла сравнительно  недавно, но оказалась быстро  востребована современным обществом.  Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в «горячих точках», помогают разрешать групповые и межличностные конфликты. Актуальность и важность их работы постоянно возрастают в связи с ростом социальной напряженности и социальной поляризацией российского общества.

36. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Молодежь — это большая  социальная группа, специфические социальные и психологические черты которой  определяются как возрастными особенностями  молодых людей, так и тем, что  их социально-экономическое и общественно-политическое положение, духовный мир находятся  в состоянии становления, формирования. К молодежи в статистике и социологии обычно относят людей в возрасте 16—30 лет.

 Молодежь является  не особым классом современного  общества, а, скорее, его «слепком»,  повторяя в основных чертах  классовую или стратовую структуру данного конкретного общества. Молодежь представляет собой социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые в свою очередь определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации молодых людей в том или ином обществе.

 Процесс становления  социальной зрелости молодежи, выбор  ею жизненного пути происходят  во всех основных сферах жизнедеятельности  личности, реализуясь посредством  обучения и воспитания, усвоения  и преобразования опыта старших  поколений. Основными социально-психологическими  регуляторами данного процесса  и одновременно показателями  положения молодежи в обществе  и в структуре исторического  процесса развития выступают  ценностные ориентации, социальные  нормы и установки. Они определяют  тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные  образцы поведения. Выбор будущего, его планирование — характерная  черта молодого возраста; он не  был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через  месяц, через год.

 В возрастной психологии  молодость характеризуется как  период формирования устойчивой  системы ценностей, становления  самосознания и формирования  социального статуса личности. Сознание  молодого человека обладает особой  восприимчивостью, способностью перерабатывать  и усваивать огромный поток  информации. В этот период развиваются  критичность мышления, стремление  дать собственную оценку разным  явлениям, найти аргументацию, оригинальное  решение. Вместе с тем еще  сохраняются некоторые установки  и стереотипы, свойственные предшествующему  возрасту. Это связано с тем,  что период активной ценностно-созидательной  деятельности сталкивается у  молодого человека с ограниченным  характером практической, созидательной  деятельности, неполной включенностью  молодого человека в систему  общественных отношений. Отсюда  в поведении молодежи наблюдается  сочетание противоречивых черт  и качеств — стремление к  идентификации и обособление,  конформизм и негативизм, подражание  модным стереотипам и отрицание  общепринятых норм, стремление к  общению и уход в себя, отрешенность  от внешнего мира.

 Неустойчивость и противоречивость  молодежного сознания оказывают  влияние на многие формы поведения  и деятельности личности. Система  норм и ценностей, отличающих  группу от большинства обществ,  называется субкультурой. Она формируется  под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение,  религия, социальная группа или  местожительство. Ценности субкультуры  не означают отказа от национальной  культуры, принятой большинством, они  обнаруживают лишь некоторые  отклонения от нее. Под молодежной  субкультурой понимается культура  определенного молодого поколения,  обладающего общностью стиля  жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее  определяющей характеристикой является  феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от  основных нормативных ценностей  (ценностей большинства). Так, у  немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная  личностная самоидентификация, сильны  поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок. Одна  из характеристик молодежной  субкультуры — стремление заявить  о себе, своей непохожести, отличии  от предыдущих поколений, что  выражается в особом стиле  жизни, молодежной моде, музыкальных  пристрастиях.

 Сложность и противоречивость  процесса вступления молодежи  в самостоятельную жизнь порождает  различные формы молодежного  протеста, в том числе асоциальные  (преступность, наркомания, «сексуальная  свобода»).

 Однако нельзя забывать, что молодежь является наиболее  мобильной частью общества, оказывая  воздействие на динамику социальной  структуры, изменения состава  социальных слоев населения. Поэтому  молодежь является субъектом  социального развития общества, от которого зависят перспективы  и тенденции этого развития, а  также устойчивое функционирование  всех элементов социальной системы.

37. Понятие истины и ее критерии.

. Сущностью процесса познания  является получение как можно  более объективного, полного и  точного знания об окружающем  мире. Различные философские школы  по-разному отвечали на вопрос  о возможности познания мира  и получения истинного знания. Агностики считали, что получить  достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно  сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что  критерием истины может быть  только разум.

 В истории философии  существуют различные определения  понятия «истина». Классическим  считается определение, согласно  которому истина есть соответствие  мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее  часто употребляемым является  следующее определение: истина  — это соответствие полученных  знаний содержанию объекта познания.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"