Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 Наконец, к третьей  группе относятся организации,  имеющие в своей деятельности  лишь незначительный политический  аспект. Они возникают и функционируют  для реализации личных интересов  и склонностей какого-либо слоя  людей (клубы по интересам,  спортивные общества). Политический  оттенок они приобретают как  объекты воздействия со стороны  государства и других собственно  политических институтов. Сами же  они не являются активными  субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества —  это совокупность отношений и  форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия  в осуществлении власти, выработке  и проведении политики. Политические отношения являются результатом  многочисленных и разнообразных  связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные  политические интересы и потребности.

 Выделяют первичные  и вторичные (производные) политические  отношения. К первым относятся  различные формы взаимодействия  между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а  также внутри них, ко вторым  — отношения между государствами,  партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

 

 Политические отношения  строятся на основе определенных  правил (норм). Политические нормы  и традиции, определяющие и регулирующие  политическую жизнь общества, составляют  нормативную подсистему политической  системы общества. I Наиболее важную роль в ней играют правовые нор- I мы (конституции, законы, иные нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях), наряду с писаными политическими нормами, большое значение имеют неписаные обычаи и традиции. Еще одну I группу политических норм представляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре I и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как I честь, совесть и благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической системы представляет собой совокупность I различных по своему содержанию политических I идей, взглядов, представлений, чувств участников I политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на I двух уровнях: теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). I К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки и традиции. Но в политической жизни общества они равноправны. В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая как комплекс I типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в ко- I тором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

41. Семья и брак.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой  группой. ^ Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или  форма социальной практики, посредством  которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой  группой в социологии понимается малочисленная по своему! составу  социальная группа, члены которой  объединены общей деятельностью  и находятся в непосредственном личном общении друг с другом, что  является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей! и норм поведения.

Семья как социальный институт удовлетворяем важнейшую потребность  людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении  личности, ее социализации, является проводником  тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

 В зависимости от  характера супружества, особенностей  родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество  и полигамию. Моногамное супружество  представляет собой брак одного  мужчины с одной женщиной. Полигамия  бывает двух видов: полигиния  — брак одного мужчины с  несколькими женщинами и полиандрия  — брак одной женщины с несколькими  мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные  семьи. В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные  семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3— 4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

 Самыми распространенными  в современных городах являются  так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

 Семья выполняет целый  ряд функций, среди которых  главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая  и рекреационная (снятие стрессовых  ситуаций). Ученые-социологи различают  специфические и неспецифические  функции семьи. Специфические  вытекают из сущности семьи  и отражают ее особенности  как социального явления. К  ним относят рождение, содержание  и социализацию детей. Неспецифическими  называют те функции, выполнять  которые семья оказывается принужденной  в определенных исторических  к обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

 С институтом семьи  тесно связан другой общественный  институт — брак. Как правило,  именно брачная пара составляет  основу семьи. Под браком в  социологии понимают санкционированную  обществом, социально и личностно  целесообразную, устойчивую форму  половых отношений.

42. Демократия, ее основные ценности  и признаки.

Демократия — политический резким, основанный на признании народа источником и субъектом I власти. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное I участие народа в политической жизни страны. Демократический резким обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

 Демократический режим  складывается лишь I в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем I гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать только в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, , обязательное признание и гарантированность права I частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

 Демократия характеризуется  следующими признаками:

1) провозглашением народа  источником власти и носителем  суверенитета. Именно народу принадлежит  учредительная, конституционная  власть в государстве, он выбирает  своих представителей и может  периодически сменять их;

2) формально-юридическим  равноправием граждан и их  равной возможностью участия  в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных  прав и свобод человека, их  признанием, гарантированностью и  защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших  властных решений по принципу  большинства — именно большинство,  а не меньшинство выражает  через институты демократии свою  волю;

5) правом меньшинства  на оппозицию при подчинении  решениям большинства;

6) политическим плюрализмом,  под которым понимается наличие  различных автономных социально-политических  партий, движений, групп, находящихся  в состоянии свободной конкуренции;

7) системой разделения  властей, при которой различные  ветви государственной власти  достаточно независимы и уравновешивают  друг друга, препятствуя установлению  диктатуры;

8) гласностью действий  государственных органов и должностных  лиц, возможностью беспрепятственного  контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных  органов власти на основе всеобщего,  прямого, равного избирательного  права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов  местного самоуправления, наиболее  приближенных к народу и компетентных  в решении местных проблем.

 На страже демократических  принципов и форм организации  политической жизни должна стоять  сильная государственная власть. Иначе может возникнуть угроза  перерождения демократии в охлократию (греч. осЫоа — масса, толпа и кгайоа — власть, могущество, т. е. власть толпы). При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

 Для того чтобы указанные  признаки могли быть реально  воплощены в жизнь, необходимо  существование всеобщих институтов  демократии.

^ Всеобщие институты демократии  — это организационные формы,  с помощью которых реализуются  демократические принципы. К ним  относят: выборность высших органов  государства, без которой невозможно  выявить волю большинства и  организовать нормальное функционирование демократического режима; ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий. Все это укрепляет демократический режим, препятствует попыткам узурпации государственной власти.

 В соответствии со  способом осуществления народом  своей власти выделяют две  формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно  принимает политические решения  и осуществляет свою власть, являются  выборы и референдумы. К ним  же можно отнести собрания, митинги,  шествия, демонстрации, пикетирования,  обращения в органы власти (петиции)  и народное обсуждение важнейших  вопросов.

 Косвенная {представительная) демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

 Конституция Российской  Федерации 1993 г. закрепила еще  одну форму народовластия —  систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти  на местах и обеспечивают участие  населения в принятии решений  местного значения.

43. Право в системе социальных  норм.

Самым распространенным видом  социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном  обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения —  экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов  социальных норм, нормы права носят  общеобязательный характер, формально  определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опираясь на право, государство  формулирует и издает законы, в  которых отражаются общественные представления  о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан.

 Таким образом, право  представляет собой систему общеобязательных  норм (правил) поведения, установленных  или санкционированных государством (а иногда и непосредственно  народом) и обеспеченных его  авторитетом и принудительной  силой.

 Право характеризуется  следующими признаками:

1) нормативностью — право  состоит из норм, т. е. правил  поведения общего характера, адресованных  персонально неопределенному кругу  лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую  данными нормами;

2) общеобязательностью —  правовые нормы обязательны для  исполнения любыми лицами и  организациями, которым они адресованы, — вне зависимости от того, как те к ним относятся;

3) формальной определенностью  — правовые нормы выражаются  в словесно-письменной форме в  текстах различных источников  права и благодаря этому отличаются  большой степенью определенности  и ясности;

4) системностью — все  правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены,  они вытекают друг из друга,  образуя целостную систему законодательства;

5) гарантированностью государством  — реализация правовых норм  обеспечивается авторитетом государства  и возможностью применения принуждения  к лицам, которые нарушают правовые  нормы или уклоняются от их  исполнения;

6) многократностью применения  — нормы права рассчитаны на  неограниченное количество случаев.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"