Наконец, к третьей
группе относятся организации,
имеющие в своей деятельности
лишь незначительный политический
аспект. Они возникают и функционируют
для реализации личных интересов
и склонностей какого-либо слоя
людей (клубы по интересам,
спортивные общества). Политический
оттенок они приобретают как
объекты воздействия со стороны
государства и других собственно
политических институтов. Сами же
они не являются активными
субъектами политических отношений.
Коммуникативная подсистема
политической системы общества —
это совокупность отношений и
форм взаимодействия, складывающихся
между классами, социальными группами,
нациями, индивидами по поводу их участия
в осуществлении власти, выработке
и проведении политики. Политические
отношения являются результатом
многочисленных и разнообразных
связей субъектов политики в процессе
политической деятельности. Вступать
в них людей и политические
институты побуждают их собственные
политические интересы и потребности.
Выделяют первичные
и вторичные (производные) политические
отношения. К первым относятся
различные формы взаимодействия
между социальными группами (классами,
нациями, сословиями и др.), а
также внутри них, ко вторым
— отношения между государствами,
партиями, другими политическими институтами,
отражающими в своей деятельности интересы
определенных социальных слоев или всего
общества.
Политические отношения
строятся на основе определенных
правил (норм). Политические нормы
и традиции, определяющие и регулирующие
политическую жизнь общества, составляют
нормативную подсистему политической
системы общества. I Наиболее важную
роль в ней играют правовые нор- I мы (конституции,
законы, иные нормативно-правовые акты).
Деятельность партий и других общественных
организаций регламентируется их уставными
и программными нормами. Во многих странах
(особенно в Англии и ее бывших колониях),
наряду с писаными политическими нормами,
большое значение имеют неписаные обычаи
и традиции. Еще одну I группу политических
норм представляют этико-моральные нормы,
в которых закреплены представления всего
общества или его отдельных слоев о добре
I и зле, правде, справедливости. Современное
общество приблизилось к осознанию необходимости
возврата в политику таких нравственных
ориентиров, как I честь, совесть и благородство.
Культурно-идеологическая подсистема
политической системы представляет
собой совокупность I различных по
своему содержанию политических I идей,
взглядов, представлений, чувств участников
I политической жизни. Политическое сознание
субъектов политического процесса
функционирует на I двух уровнях: теоретическом
(политическая идеология) и эмпирическом
(политическая психология). I К формам проявления
политической идеологии относятся взгляды,
лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической
психологии — чувства, эмоции, настроения,
предрассудки и традиции. Но в политической
жизни общества они равноправны. В идеологической
подсистеме особое место занимает политическая
культура, понимаемая как комплекс I типичных
для данного общества укоренившихся образцов
(стереотипов) поведения, ценностных ориентаций,
политических представлений. Политическая
культура — это передаваемый из поколения
в поколение опыт политической деятельности,
в ко- I тором соединены знания, убеждения
и модели поведения человека и социальных
групп.
41. Семья и брак.
Семья является одновременно
и социальным институтом, и малой
группой. ^ Социальным институтом называется
относительно устойчивый тип или
форма социальной практики, посредством
которых организуется общественная
жизнь, обеспечивается устойчивость связей
и отношений в рамках социальной
организации общества. Под малой
группой в социологии понимается
малочисленная по своему! составу
социальная группа, члены которой
объединены общей деятельностью
и находятся в непосредственном
личном общении друг с другом, что
является основой для возникновения
как эмоциональных отношений, так и особых
групповых ценностей! и норм поведения.
Семья как социальный институт
удовлетворяем важнейшую потребность
людей в воспроизведении рода,
как малая группа — играет огромную
роль в воспитании и становлении
личности, ее социализации, является проводником
тех ценностей и норм поведения,
которые приняты в обществе.
В зависимости от
характера супружества, особенностей
родительства и родства выделяют следующие
типы семейных структур:
1) моногамное супружество
и полигамию. Моногамное супружество
представляет собой брак одного
мужчины с одной женщиной. Полигамия
бывает двух видов: полигиния
— брак одного мужчины с
несколькими женщинами и полиандрия
— брак одной женщины с несколькими
мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные
семьи. В патрилинеальных семьях наследование
фамилии, имущества и социального положения
ведется по отцу, а в матрилинеальных —
по матери;
3) патриархальные и матриархальные
семьи. В патриархальных семьях главой
является отец, в матриархальных — наивысшим
авторитетом и влиянием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные
семьи. В гомогенных семьях супруги
являются выходцами из одной социальной
страты, в гетерогенных они происходят
из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные
(3— 4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более
детей).
Самыми распространенными
в современных городах являются
так называемые нуклеарные семьи,
состоящие из родителей и их детей, т. е.
из двух поколений.
Семья выполняет целый
ряд функций, среди которых
главными являются репродуктивная,
воспитательная, хозяйственно-экономическая
и рекреационная (снятие стрессовых
ситуаций). Ученые-социологи различают
специфические и неспецифические
функции семьи. Специфические
вытекают из сущности семьи
и отражают ее особенности
как социального явления. К
ним относят рождение, содержание
и социализацию детей. Неспецифическими
называют те функции, выполнять
которые семья оказывается принужденной
в определенных исторических
к обстоятельствах. Эти функции связаны
с накоплением и передачей собственности,
статуса, организацией производства и
потребления и т. п.
С институтом семьи
тесно связан другой общественный
институт — брак. Как правило,
именно брачная пара составляет
основу семьи. Под браком в
социологии понимают санкционированную
обществом, социально и личностно
целесообразную, устойчивую форму
половых отношений.
42. Демократия, ее основные ценности
и признаки.
Демократия — политический
резким, основанный на признании народа
источником и субъектом I власти. Демократия
предполагает признание принципа равенства
и свободы всех людей, активное I участие
народа в политической жизни страны. Демократический
резким обычно присущ странам с рыночной
экономикой, в социальной структуре которых
значительное место занимает средний
класс.
Демократический режим
складывается лишь I в государствах,
в которых достигнут высокий уровень
социально-экономического развития, способный
обеспечить необходимое благосостояние
всем I гражданам, без чего невозможно
достижение общественного согласия, стабильности
и прочности базовых демократических
принципов. Подлинная демократия может
функционировать только в обществе с высокой
степенью развития общей и политической
культуры, значительной социальной и политической
активностью индивидов и их добровольных
объединений, готовых встать на защиту
институтов демократии. Еще одной предпосылкой
демократии является многообразие форм
собственности, , обязательное признание
и гарантированность права I частной собственности:
только в этом случае возможно реальное
обеспечение всех прав и свобод человека
и его, пусть даже и относительная, независимость
от государства.
Демократия характеризуется
следующими признаками:
1) провозглашением народа
источником власти и носителем
суверенитета. Именно народу принадлежит
учредительная, конституционная
власть в государстве, он выбирает
своих представителей и может
периодически сменять их;
2) формально-юридическим
равноправием граждан и их
равной возможностью участия
в политической жизни страны;
3) наличием фундаментальных
прав и свобод человека, их
признанием, гарантированностью и
защитой со стороны государства;
4) принятием важнейших
властных решений по принципу
большинства — именно большинство,
а не меньшинство выражает
через институты демократии свою
волю;
5) правом меньшинства
на оппозицию при подчинении
решениям большинства;
6) политическим плюрализмом,
под которым понимается наличие
различных автономных социально-политических
партий, движений, групп, находящихся
в состоянии свободной конкуренции;
7) системой разделения
властей, при которой различные
ветви государственной власти
достаточно независимы и уравновешивают
друг друга, препятствуя установлению
диктатуры;
8) гласностью действий
государственных органов и должностных
лиц, возможностью беспрепятственного
контроля за ними со стороны общества.
Этому способствуют: открытые для прессы
заседания коллегиальных государственных
органов, публикация их стенографических
отчетов, представление чиновниками деклараций
о своих доходах, существование свободных
от цензуры и независимых от власти неправительственных
средств массовой информации;
9) выборностью основных
органов власти на основе всеобщего,
прямого, равного избирательного
права при тайном голосовании;
10) развитой системой органов
местного самоуправления, наиболее
приближенных к народу и компетентных
в решении местных проблем.
На страже демократических
принципов и форм организации
политической жизни должна стоять
сильная государственная власть.
Иначе может возникнуть угроза
перерождения демократии в охлократию
(греч. осЫоа — масса, толпа и кгайоа —
власть, могущество, т. е. власть толпы).
При охлократии принцип гражданской свободы
подменяется принципом произвола толпы.
Именно она выступает хозяином положения,
диктуя свою волю политикам и государственным
органам.
Для того чтобы указанные
признаки могли быть реально
воплощены в жизнь, необходимо
существование всеобщих институтов
демократии.
^ Всеобщие институты демократии
— это организационные формы,
с помощью которых реализуются
демократические принципы. К ним
относят: выборность высших органов
государства, без которой невозможно
выявить волю большинства и
организовать нормальное функционирование
демократического режима; ответственность
или отчетность выборных органов перед
избирателями или их уполномоченными
(депутатами); сменяемость состава выборных
государственных органов по истечении
срока их полномочий. Все это укрепляет
демократический режим, препятствует
попыткам узурпации государственной власти.
В соответствии со
способом осуществления народом
своей власти выделяют две
формы демократии: прямую (непосредственную)
и косвенную (представительную).
Институтами прямой демократии,
в рамках которой народ непосредственно
принимает политические решения
и осуществляет свою власть, являются
выборы и референдумы. К ним
же можно отнести собрания, митинги,
шествия, демонстрации, пикетирования,
обращения в органы власти (петиции)
и народное обсуждение важнейших
вопросов.
Косвенная {представительная)
демократия подразумевает возможность
народа осуществлять власть через своих
представителей в различных государственных
органах. Особую роль среди них играет
парламент — высший законодательный и
представительный (выборный) орган власти
в стране.
Конституция Российской
Федерации 1993 г. закрепила еще
одну форму народовластия —
систему органов местного самоуправления.
Они отделены от органов власти
на местах и обеспечивают участие
населения в принятии решений
местного значения.
43. Право в системе социальных
норм.
Самым распространенным видом
социальных норм являются правовые нормы,
с помощью которых в современном
обществе регулируются все наиболее
значимые общественные отношения —
экономические, политические, социально-культурные
и др. В отличие от иных видов
социальных норм, нормы права носят
общеобязательный характер, формально
определены, устанавливаются государством
и подкрепляются его принудительной
силой. Опираясь на право, государство
формулирует и издает законы, в
которых отражаются общественные представления
о дозволенном и запрещенном. Нормы
права определяют также и систему государственного
аппарата, принципы и основные направления
его деятельности, компетенцию отдельных
звеньев государственного механизма,
устанавливают юридическую основу взаимоотношений
государства и граждан.
Таким образом, право
представляет собой систему общеобязательных
норм (правил) поведения, установленных
или санкционированных государством
(а иногда и непосредственно
народом) и обеспеченных его
авторитетом и принудительной
силой.
Право характеризуется
следующими признаками:
1) нормативностью — право
состоит из норм, т. е. правил
поведения общего характера, адресованных
персонально неопределенному кругу
лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую
данными нормами;
2) общеобязательностью —
правовые нормы обязательны для
исполнения любыми лицами и
организациями, которым они адресованы,
— вне зависимости от того,
как те к ним относятся;
3) формальной определенностью
— правовые нормы выражаются
в словесно-письменной форме в
текстах различных источников
права и благодаря этому отличаются
большой степенью определенности
и ясности;
4) системностью — все
правовые нормы логически неразрывны,
взаимосвязаны и соподчинены,
они вытекают друг из друга,
образуя целостную систему законодательства;
5) гарантированностью государством
— реализация правовых норм
обеспечивается авторитетом государства
и возможностью применения принуждения
к лицам, которые нарушают правовые
нормы или уклоняются от их
исполнения;
6) многократностью применения
— нормы права рассчитаны на
неограниченное количество случаев.