Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 Движущей силой процесса  познания, а также критерием истины  является практика. Практика представляет  собой активную деятельность  человека но взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

 а) целенаправленность;

 б) предметно-чувственный  характер;

 в) преобразование окружающей  действительности.

целенаправленность проявляется  в создании и людьми некоторых  идеальных моделей, которые они  впоследствии стремятся воплотить  в окружающей действительности. Предметно-чувственный  характер отражает тот факт, что  в процессе практики человек непосредственно  сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, п рамках которой такого контакта не происходит). 1! как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

 В процессе практики  изменяется не только окружающая  человека действительность, но и  сам индивид. Практика воздействует  на его органы чувств, сознание  и мышление. Происходит взаимообогаще-и не индивида, общества и природы.

 Но практика противоречива  в отношении характера результатов  познания: на ее основе формируются  разного рода заблуждения. Заблуждением  называют непреднамеренное несоответствие  каких-либо суждений или понятий  познаваемому объекту, это ложное  знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С оДной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

 Помимо практики, существуют  и другие критерии истины, в  частности формально-логический, который  применяется в тех условиях, когда  нет возможности опереться на  практику (например, выявление логических  противоречий в математических  рассуждениях).

 Открытие истины —  длительный процесс, занимающий  десятилетия и даже столетия. Фактически истина находится  в постоянном развитии. Вместе  с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что,  все-таки остается наиболее надежным  критерием установления истины.

21. Социализация индивида.

Личностью называется индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью  социально значимых черт, свойств  и качеств, которые он реализует  в общественной жизни. Когда говорят  о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация — это  осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия  на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают  социальный опыт жизнедеятельности  в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует  отличать адаптацию (ограниченный во времени  процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет). Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.

 Окружающая человека  среда может влиять на развитие  личности как целенаправленно  (путем организации обучения и  воспитания), так и непреднамеренно.  Процесс социализации проходит  через несколько стадий, которые  социологи называют жизненными  циклами: детство, юность, зрелость  и старость. Жизненные циклы связаны  со сменой социальных ролей,  приобретением нового статуса,  изменением привычек и образа  жизни. По степени достижения  результата различают начальную,  или раннюю, социализацию, охватывающую  периоды детства и юности, и  продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

 Становление личности  человека в процессе социализации  происходит при помощи так  называемых  агентов и институтов  социализации. Под агентами I социализации  понимаются конкретные люди, ответственные  за обучение других людей культурным I нормам и оказание им помощи  в освоении различных социальных  ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близ- I кие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) I и агентов вторичной социализации (должностные I лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения I и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают I менее значительное влияние. Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации личности и направляющие его. Как и агенты, институты социализации 1 также подразделяются на первичные и вторичные. I Примером первичного института социализации мо гут служить семья, школа, вторичного — средства I массовой информации (СМИ), армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — социальных.

 Агенты и институты  социализации выполняют две основные  функции:

1) обучают людей принятым  в обществе культурным нормам  и образцам поведения;

2) осуществляют социальный  контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы I и образцы поведения усвоены личностью.

 Поэтому такие элементы  социального контроля, как поощрение  (например, в форме положительных  оценок) и наказание (в форме  отрицательных оценок), одновременно  являются и приемами социализации. В период вторичной социализации личность ] может быть субъектом процессов десоциализации и I ресоциализации. Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, и восстановить их будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

22. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается  увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) и национального дохода (НД) за год.

^ Валовой внутренний продукт  — сумма рыночных цен всех  конечных продуктов (товаров и  услуг), произведенных внутри страны  в течение года и только  национальными производителями.  Таким образом, из расчета ВВП  исключается стоимость импортных  товаров и услуг, а также  промежуточных продуктов: продукты  производства учитываются при  расчете ВВП только один раз,  хотя и проходят несколько  стадий, т. е. учитывается лишь  цена конечных продуктов. При  расчете реального ВВП вычитаются  потери от инфляции. ВВП также  рассчитывается на душу населения.

^ Валовой национальный  продукт представляет собой макроэкономический  показатель, выражающий совокупную  стоимость конечных материальных  благ и услуг, созданных только  национальными предприятиями в  течение определенного времени  (как правило, года) как на территории  своей страны, так и за рубежом.  Номинальный ВНП рассчитывается  в фактических рыночных ценах,  реальный ВНП — в сопоставимых, постоянных ценах какого-либо  базового года.

^ Чистый национальный  продукт — это часть валового  национального продукта за вычетом  амортизационных отчислений. Амортизация  представляет собой постепенное  изнашивание фондов (оборудования  и производственных зданий) и  перенесение их стоимости по  частям на вырабатываемую продукцию.

 Под национальным доходом,  понимается совокупная, вновь созданная  стоимость в сфере всего общественного  производства конкретной страны. Фактически НД — это сумма  доходов всех юридических и  физических лиц страны, полученных  в сфере производства материальных  благ и услуг. Национальный  доход складывается из заработной  платы работников, ренты владельцев  земли и других природных ресурсов  производства, прибыли предпринимателей  и процентных отчислений собственникам  капитала. Дополнительные показатели, позволяющие судить об экономическом  росте, — это производительность  труда, рост энергопотребления,  объема груз«^ перевозок и т.  п. Качественная сторона экономич*< ского роста определяется путем сравнения росте экономических показателей с ростом население страны.

 На микроэкономическом  уровне используются другие измерители  экономической активности: валовой  доход, издержки и прибыль.  Валовым дохоЛ дом предприятия (фирмы) называется выручка си продажи произведенной продукции, издержка ми — затраты на приобретение производственных! ресурсов, а прибыль представляет собой разниц между доходом и издержками. Цель любого рационально действующего производителя — обеспечение роста прибыли (прежде всего за счет снижения! издержек и увеличения производительности труда).

23. Социальная роль. Социальные  роли в юнешеском возрасте.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет совершать. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Таким образом, социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например в военных организациях, другие — весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

 Любой индивид представляет  собой отражение всей совокупности  общественных отношений своей  эпохи. Поэтому каждый человек  обладает не одной, а целым  набором социальных ролей, которые  он играет в обществе. Их совокупность  называется ролевой системой. Подобное  многообразие социальных ролей  может стать причиной внутреннего  конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных  ролей противоречат друг другу).

 Ученые предлагают  различные классификации социальных  ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базовые) социальные роли. К ним относятся:

 а) роль труженика;

 б) роль собственника;

 в) роль потребителя;

 г) роль гражданина;

 д) роль члена семьи.

 Однако, несмотря на  то что поведение личности  во многом определяется тем  статусом, который она имеет, и  теми ролями, которые играет в  обществе, личность тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволят ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять собственные способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и др.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

 «У уКС в детском возрасте человек приобретает несколько социальных ролей. Они связаны с семьей, системой образования и различными формами досу-говой деятельности. Юность характеризуется появлением новых ролей (при сохранении части прежних): работника, студента, семьянина (супруг, родитель) и др.

24. Политический процесс.

Слово «политика» (греч. ро1Шка) означает «государственные дела», «искусство управления государством».

 Политика существовала  не всегда. Причинами ее ио.шикновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.

 Наука предлагает различные  определения понятия «политика».

 Политика — это деятельность  государственных органов, политических  партий, общественных объединений  в сфере отношений между социальными  группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их  усилий с целью упрочения политической  власти или ее завоевания.

  Под функциями политики  понимают совокупность процессов,  выражающих ее назначение в  обществе. Среди функций политики  выделяют:

1) выражение значимых  интересов всех групп и слоев  общества;

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"