Движущей силой процесса
познания, а также критерием истины
является практика. Практика представляет
собой активную деятельность
человека но взаимодействии с окружающим
его материальным миром. Ее характеризуют
следующие черты:
а) целенаправленность;
б) предметно-чувственный
характер;
в) преобразование окружающей
действительности.
целенаправленность проявляется
в создании и людьми некоторых
идеальных моделей, которые они
впоследствии стремятся воплотить
в окружающей действительности. Предметно-чувственный
характер отражает тот факт, что
в процессе практики человек непосредственно
сталкивается с материальными предметами
окружающего мира (в отличие, например,
от мыслительной, духовной деятельности,
п рамках которой такого контакта не происходит).
1! как следствие, преобразует, изменяет
эти предметы.
В процессе практики
изменяется не только окружающая
человека действительность, но и
сам индивид. Практика воздействует
на его органы чувств, сознание
и мышление. Происходит взаимообогаще-и
не индивида, общества и природы.
Но практика противоречива
в отношении характера результатов
познания: на ее основе формируются
разного рода заблуждения. Заблуждением
называют непреднамеренное несоответствие
каких-либо суждений или понятий
познаваемому объекту, это ложное
знание, принимаемое за истинное. Роль
заблуждений в познании неоднозначна.
С оДной стороны, заблуждение уводит познающего
в сторону от истины, мешает познанию.
Но с другой стороны, оно может способствовать
созданию проблемных ситуаций, служащих
толчком для дальнейшего изучения действительности.
Помимо практики, существуют
и другие критерии истины, в
частности формально-логический, который
применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на
практику (например, выявление логических
противоречий в математических
рассуждениях).
Открытие истины —
длительный процесс, занимающий
десятилетия и даже столетия.
Фактически истина находится
в постоянном развитии. Вместе
с ней развивается и практика,
которая, несмотря ни на что,
все-таки остается наиболее надежным
критерием установления истины.
21. Социализация индивида.
Личностью называется индивид,
являющийся субъектом сознательной
деятельности, обладающий совокупностью
социально значимых черт, свойств
и качеств, которые он реализует
в общественной жизни. Когда говорят
о личности, прежде всего подразумевают
ее социальную индивидуальность, неповторимость.
Последняя формируется в процессе воспитания
и деятельности человека, под влиянием
конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью.
Человеком рождаются, личностью становятся
в процессе социализации.
Социализация — это
осуществляющийся на протяжении всей
жизни индивидов процесс воздействия
на них общества и его структур,
в результате которого люди накапливают
социальный опыт жизнедеятельности
в конкретном обществе, становятся
личностями. От социализации следует
отличать адаптацию (ограниченный во времени
процесс привыкания к новым условиям
существования), обучение (процесс приобретения
индивидом новых знаний об окружающем
мире), взросление (социопсихологическое
становление человека в узком возрастном
диапазоне от 10 до 20 лет). Социализация
начинается в детстве, продолжается в
юности и в довольно зрелом возрасте. От
ее успеха зависит, насколько личность,
усвоив ценности и нормы поведения, принятые
в данной культуре, сумеет реализовать
себя в процессе общественной жизни.
Окружающая человека
среда может влиять на развитие
личности как целенаправленно
(путем организации обучения и
воспитания), так и непреднамеренно.
Процесс социализации проходит
через несколько стадий, которые
социологи называют жизненными
циклами: детство, юность, зрелость
и старость. Жизненные циклы связаны
со сменой социальных ролей,
приобретением нового статуса,
изменением привычек и образа
жизни. По степени достижения
результата различают начальную,
или раннюю, социализацию, охватывающую
периоды детства и юности, и
продолженную, или зрелую, социализацию,
охватывающую зрелость и старость.
Становление личности
человека в процессе социализации
происходит при помощи так
называемых агентов и институтов
социализации. Под агентами I социализации
понимаются конкретные люди, ответственные
за обучение других людей культурным
I нормам и оказание им помощи
в освоении различных социальных
ролей. Различают агентов первичной
социализации (родители, братья, сестры,
близ- I кие и дальние родственники, друзья,
учителя и т. д.) I и агентов вторичной социализации
(должностные I лица вуза, предприятия,
сотрудники телевидения I и т. д.). Агенты
первичной социализации составляют ближайшее
окружение человека и играют важнейшую
роль в процессе формирования его личности,
агенты вторичной социализации оказывают
I менее значительное влияние. Институты
социализации — это социальные учреждения,
влияющие на процесс социализации личности
и направляющие его. Как и агенты, институты
социализации 1 также подразделяются на
первичные и вторичные. I Примером первичного
института социализации мо гут служить
семья, школа, вторичного — средства I
массовой информации (СМИ), армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется
в сфере межличностных отношений, вторичная
— социальных.
Агенты и институты
социализации выполняют две основные
функции:
1) обучают людей принятым
в обществе культурным нормам
и образцам поведения;
2) осуществляют социальный
контроль за тем, насколько прочно, глубоко
и правильно эти нормы I и образцы поведения
усвоены личностью.
Поэтому такие элементы
социального контроля, как поощрение
(например, в форме положительных
оценок) и наказание (в форме
отрицательных оценок), одновременно
являются и приемами социализации.
В период вторичной социализации личность
] может быть субъектом процессов десоциализации
и I ресоциализации. Десоциализация представляет
собой утрату или сознательный отказ от
усвоенных ценностей, норм поведения,
социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализацией называется противоположный
процесс восстановления утраченных ценностей
и социальных ролей, переобучение, возвращение
индивида к нормальному (старому) образу
жизни. Если процесс десоциализации носит
негативный характер и является достаточно
глубоким, он может разрушить основы личности,
и восстановить их будет невозможно даже
с помощью позитивной ресоциализации.
22. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП.
Общим показателем динамики
экономического роста обычно считается
увеличение валового внутреннего продукта
(ВВП), валового национального продукта
(ВНП) и национального дохода (НД)
за год.
^ Валовой внутренний продукт
— сумма рыночных цен всех
конечных продуктов (товаров и
услуг), произведенных внутри страны
в течение года и только
национальными производителями.
Таким образом, из расчета ВВП
исключается стоимость импортных
товаров и услуг, а также
промежуточных продуктов: продукты
производства учитываются при
расчете ВВП только один раз,
хотя и проходят несколько
стадий, т. е. учитывается лишь
цена конечных продуктов. При
расчете реального ВВП вычитаются
потери от инфляции. ВВП также
рассчитывается на душу населения.
^ Валовой национальный
продукт представляет собой макроэкономический
показатель, выражающий совокупную
стоимость конечных материальных
благ и услуг, созданных только
национальными предприятиями в
течение определенного времени
(как правило, года) как на территории
своей страны, так и за рубежом.
Номинальный ВНП рассчитывается
в фактических рыночных ценах,
реальный ВНП — в сопоставимых,
постоянных ценах какого-либо
базового года.
^ Чистый национальный
продукт — это часть валового
национального продукта за вычетом
амортизационных отчислений. Амортизация
представляет собой постепенное
изнашивание фондов (оборудования
и производственных зданий) и
перенесение их стоимости по
частям на вырабатываемую продукцию.
Под национальным доходом,
понимается совокупная, вновь созданная
стоимость в сфере всего общественного
производства конкретной страны.
Фактически НД — это сумма
доходов всех юридических и
физических лиц страны, полученных
в сфере производства материальных
благ и услуг. Национальный
доход складывается из заработной
платы работников, ренты владельцев
земли и других природных ресурсов
производства, прибыли предпринимателей
и процентных отчислений собственникам
капитала. Дополнительные показатели,
позволяющие судить об экономическом
росте, — это производительность
труда, рост энергопотребления,
объема груз«^ перевозок и т.
п. Качественная сторона экономич*<
ского роста определяется путем сравнения
росте экономических показателей с ростом
население страны.
На микроэкономическом
уровне используются другие измерители
экономической активности: валовой
доход, издержки и прибыль.
Валовым дохоЛ дом предприятия (фирмы)
называется выручка си продажи произведенной
продукции, издержка ми — затраты на приобретение
производственных! ресурсов, а прибыль
представляет собой разниц между доходом
и издержками. Цель любого рационально
действующего производителя — обеспечение
роста прибыли (прежде всего за счет снижения!
издержек и увеличения производительности
труда).
23. Социальная роль. Социальные
роли в юнешеском возрасте.
Социальный статус личности
прежде всего оказывает влияние на ее
поведение. Зная социальный статус человека,
можно легко определить большинство качеств,
которыми он обладает, а также предсказать
действия, которые он будет совершать.
Подобное ожидаемое поведение человека,
ассоциируемое с тем статусом, который
он имеет, принято называть социальной
ролью. Таким образом, социальная роль
фактически представляет собой некоторый
образец поведения, признанный целесообразным
для людей данного статуса в данном обществе.
Фактически роль дает образец, показывающий,
как именно следует действовать индивиду
в той или иной ситуации. Роли различаются
по степени формализации: некоторые из
них определены очень четко, например
в военных организациях, другие — весьма
расплывчато. Социальная роль может быть
закреплена за человеком как формально
(например, в законодательном акте), так
носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет
собой отражение всей совокупности
общественных отношений своей
эпохи. Поэтому каждый человек
обладает не одной, а целым
набором социальных ролей, которые
он играет в обществе. Их совокупность
называется ролевой системой. Подобное
многообразие социальных ролей
может стать причиной внутреннего
конфликта личности (в том случае,
если какие-то из социальных
ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают
различные классификации социальных
ролей. Среди последних, как правило,
выделяют так называемые основные (базовые)
социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на
то что поведение личности
во многом определяется тем
статусом, который она имеет, и
теми ролями, которые играет в
обществе, личность тем не менее сохраняет
свою автономию и имеет определенную свободу
выбора. И хотя в современном обществе
наблюдается тенденция к унификации и
стандартизации личности, полной ее нивелировки,
к счастью, не происходит. Индивид имеет
возможность выбирать из множества социальных
статусов и ролей, предлагаемых ему обществом,
те, которые позволят ему лучше реализовать
свои планы, максимально эффективно применять
собственные способности. На принятие
человеком той или иной социальной роли
влияют как социальные условия, так и его
биологические и личностные особенности
(состояние здоровья, пол, возраст, темперамент
и др.). Любое ролевое предписание намечает
только общую схему поведения человека,
предлагая осуществить выбор путей его
исполнения самой личности.
«У уКС в детском возрасте
человек приобретает несколько социальных
ролей. Они связаны с семьей, системой
образования и различными формами досу-говой
деятельности. Юность характеризуется
появлением новых ролей (при сохранении
части прежних): работника, студента, семьянина
(супруг, родитель) и др.
24. Политический процесс.
Слово «политика» (греч. ро1Шка)
означает «государственные дела», «искусство
управления государством».
Политика существовала
не всегда. Причинами ее ио.шикновения
стали поляризация общества, появление
социальных противоречий и конфликтов,
нуждающихся в разрешении, а также возросший
уровень сложности и значимости управления
обществом, потребовавший формирования
особых, отделенных от народа органов
власти. Появление политической и государственной
власти — это важнейшая предпосылка политики.
Наука предлагает различные
определения понятия «политика».
Политика — это деятельность
государственных органов, политических
партий, общественных объединений
в сфере отношений между социальными
группами (классами, нациями, государствами),
направленная на интеграцию их
усилий с целью упрочения политической
власти или ее завоевания.
Под функциями политики
понимают совокупность процессов,
выражающих ее назначение в
обществе. Среди функций политики
выделяют:
1) выражение значимых
интересов всех групп и слоев
общества;