Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 Право призвано быть  стабилизирующим фактором общественного  развития. В соответствии со своим  предназначением правовые нормы  выполняют в обществе следующие  функции:

1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2) охранительную, заключающуюся  в способности охранять положительные,  общественно полезные и вытеснять  вредные отношения;

3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

 Все функции права  находятся во взаимодействии  и дополняют друг друга.

 Являясь универсальным  регулятором общественных отношений,  право закрепляет основы существующего  строя. Устанавливая права и  обязанности конкретных лиц и  организаций, оно вносит определенный  порядок в общество и государство,  создает предпосылки для их  активной и эффективной деятельности.

 В практической работе  государственных органов (и прежде  всего судов) право выступает  в качестве критерия правомерного  и неправомерного поведения людей  и их коллективов, является  основанием применения мер государственного  принуждения к нарушителям правопорядка.

 Наконец, право развивает  в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом  заключается ценность права для  всего общества. Для отдельной  личности ценность права состоит  в том, что оно способствует  созданию условий для нормальной  жизни и всестороннего развития  любого члена общества, закрепляет  и охраняет права и свободы  человека, ограждает его от произвола  со стороны государства.

44. Гражданское общество и государство.

. Идея гражданского общества  возникла в Новое время в  противовес всевластию государства.  Концепцию гражданского общества  в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Гегель Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

 

 В современной политической  науке утвердилось следующее  определение: гражданское общество  — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское общество» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

 Важнейшей основой  гражданского общества является  самостоятельный и полноправный  гражданин. Однако для функционирования  гражданского общества необходимо  наличие и иных предпосылок.  Среди них выделяют:

1) экономические (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция);

2) социальные (большой удельный вес в обществе средних классов);

3) политико-правовые (юридическое  равенство граждан, полное обеспечение  прав и свобод человека, их  защита, децентрализация власти, политический  плюрализм);

4) культурные (обеспечение  права человека на информацию, высокий образовательный уровень  населения, свобода совести).

 На первом этапе  формирования гражданского общества (XVI—XVII вв.) складывались экономические  и политические предпосылки его  существования, произошел переворот  в общественной идеологии (появление  буржуазной этики).

 Второй этап (XVIII — конец  XIX в.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конкуренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либерализма.

 На третьем этапе  (XX в.) происходят значительные изменения  в социальной структуре общества: средний класс превращается в  основную социальную группу, идет  процесс становления правового  социального государства.

 Гражданское общество  функционирует на нескольких  уровнях: производственном, социокультурном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — возникают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении и вере; на третьем — формируются политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого граждане создают политические партии и движения, являющиеся элементами политической системы общества.

45. Система российского права.

Система права — это  внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности  составляющих его норм, а также  в их дифференциации на отрасли и  институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права; второй — правовые институты; третий (высший) — отрасли права. Первичным, исходным элементом системы права являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

 Разделение права на  отрасли обусловлено тем, что  общественные отношения весьма  разнообразны и соответственно  юридические нормы, входящие в  систему права, как бы «специализируются»  в регулировании какого-то вида  общественных отношений. По этой  причине они относительно обособляются  друг от друга.

 Современная система  российского права включает в  качестве подсистем следующие  отрасли права.

1. Конституционное (государственное)  право — совокупность правовых  норм, закрепляющих основы общественного  и государственного строя, правовое  положение личности, порядок и  деятельность высших органов  государственной власти в стране, национально-государственное устройство  и т. п. Основным источником  конституционного права Российской  Федерации является Конституция  РФ 1993 г.

2. Административное право  — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения,  складывающиеся в сфере исполнительной  и власти (в деятельности органов  государственного управления). Важнейший  источник административного права  — Кодекс РФ об административных  правонарушениях.

3.Гражданское право —  отрасль права, регулирующая имущественные,  а также некоторые личные неимущественные  отношения. Отношения в сфере  гражданского права регулируются  Гражданским кодексом РФ, Жилищным  кодексом РФ, федеральным гражданским  законодательством.

4.  Семейное право —  отрасль права, регулирующая имущественные  и личные неимущественные отношения  в сфере брачно-семейных отношений.  В основе семейного права Российской  Федерации лежит Семейный кодекс  РФ.

5.  Трудовое право —  совокупность правовых норм, определяющих  условия возникновения, изменения  и прекращения трудовых отношений,  продолжительность рабочего времени  и времени отдыха, вопросы охраны  труда и т. п. Основным нормативно-правовым  актом трудового права является  Трудовой кодекс РФ.

6. Финансовое право —  отрасль права, регулирующая отношения,  которые возникают в процессе  финансовой и бюджетной деятельности  государства, деятельности банков  и других финансовых учреждений. Нормы финансового права содержатся  в Конституции РФ, Бюджетном кодексе  РФ, законах о государственном  бюджете, налогах и сборах и  иных нормативно-правовых актах.

7. Уголовное право —  совокупность юридических норм, установленных высшими органами  государственной власти и определяющих, какие общественно опасные деяния  являются преступными и какие  наказания за их совершение  могут быть назначены. Источником  уголовного права является Уголовный  кодекс РФ.

8. Земельное право —  отрасль права, регулирующая общественные  отношения, объектом которых является  земля, выступающая одновременно  как природный ресурс и как  объект хозяйствования.

 Отраслями процессуального  права, содержащими правила применения  государственными органами, должностными  лицами норм материального права,  являются следующие.

1. Гражданско-процессуальное  право — совокупность норм  права, регулирующих деятельность  судов в связи с рассмотрением  в них споров, возникающих в  сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также  деятельность арбитражных судов  и нотариата. Отношения в сфере  гражданского судопроизводства  регулируются Гражданским процессуальным  кодексом РФ.

2. Уголовно-процессуальное  право — совокупность юридических  норм, регулирующих деятельность  правоохранительных органов и  судов по расследованию и рассмотрению  уголовных дел. Основным источником  права данной отрасли является  Уголовно-процессуальный кодекс  РФ.

 Особой отраслью права  является международное право,  которое не входит в систему  права ни одного государства,  поскольку представляет собой  совокупность правовых норм, регулирующих  отношения между государствами.  Источниками международного права  служат международные договоры, соглашения, конвенции, заключаемые  между государствами, а также  уставы международных организаций.

46. Политические партии и движения.

Политическая партия —  это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для  борьбы за политическую власть.

 Признаками партии  являются:

1) наличие программы, в  которой сформулированы цели  и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего  важнейшие нормы внутрипартийной  жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть  первичных местных организаций.

2.  Среди функций политических  партий выделяют:

1) политическую — овладение  государственной властью с целью  осуществления своей программы;

2) социального представительства  — каждая партия либо выражает  в политической жизни интересы  какого-то социального слоя, либо  пытается создать себе прочную  опору в обществе;

3) социальной интеграции  — примирение интересов различных  социальных групп, достижение  консенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идеологии и программ;

6) электоральную — организация и участие в избирательных кампаниях;

7) набора новых членов  в партию и их политическое  воспитание.

 Таким образом, партия  является одним из важнейших  институтов гражданского общества, осуществляющих связь между ним  и государством.

 Существуют несколько  классификаций политических партий  в соответствии с различными  критериями:

1) в зависимости от  способа организации внутренней  жизнедеятельности партии подразделяются  на кадровые и массовые. Кадровые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — парламентские фракции. Массовые партии имеют сложную организационную структуру, они многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 чел.;

2) в зависимости от  степени участия в осуществлении  политической власти партии делятся  на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по устойчивости существования  политические партии подразделяются  на стабильные и неустой чивые;

4) по характеру членства  политические партии могут быть  открытыми (со свободным членством  представителей различных социальных  слоев) и закрытыми (с большим  количеством формальных требований  к кандидатам в члены партии  и сложным механизмом приема);

 5) по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"