Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 В понятии «истина»  можно выделить объективную и  субъективную стороны. Объективная  сторона показывает нам истину  в той ее части, содержание  которой от нас не зависит,  поскольку оно существует в  объективной реальности. Объективная  сторона истины является предпосылкой  такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это  зависимость получаемого знания  от связей и взаимодействий, присущих  тем или иным явлениям, от условий,  места и времени, в которых  они существуют и развиваются.  Субъективная сторона истины  указывает на тот факт, что  по своей форме истина всегда  субъективна, поскольку при ее  получении в процессе познания  происходит взаимодействие объекта  и субъекта познания, в котором  непосредственное участие принимает  сознание последнего.

 Принято выделять истину  абсолютную и относительную. ^ Абсолютной  истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное  знание о каком-либо предмете  или явлении. Однако в реальности  подобное практически недостижимо.  В большинстве случаев мы имеем  дело с относительной истиной  (или истинами), представляющей собой  неполное, ограниченное, верное лишь  в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

 Практически любая  истина по своему содержанию  объективна, а по форме — относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

 Движущей силой процесса  познания, а также критерием истины  является практика. Практика представляет  собой активную деятельность  человека но взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты:

 а) целенаправленность;

 б) предметно-чувственный  характер;

 в) преобразование окружающей  действительности.

целенаправленность проявляется  в создании и людьми некоторых  идеальных моделей, которые они  впоследствии стремятся воплотить  в окружающей действительности. Предметно-чувственный  характер отражает тот факт, что  в процессе практики человек непосредственно  сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, п рамках которой такого контакта не происходит). 1! как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

 В процессе практики  изменяется не только окружающая  человека действительность, но и  сам индивид. Практика воздействует  на его органы чувств, сознание  и мышление. Происходит взаимообогаще-и не индивида, общества и природы.

 Но практика противоречива  в отношении характера результатов  познания: на ее основе формируются  разного рода заблуждения. Заблуждением  называют непреднамеренное несоответствие  каких-либо суждений или понятий  познаваемому объекту, это ложное  знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С оДной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

 Помимо практики, существуют  и другие критерии истины, в  частности формально-логический, который  применяется в тех условиях, когда  нет возможности опереться на  практику (например, выявление логических  противоречий в математических  рассуждениях).

 Открытие истины —  длительный процесс, занимающий  десятилетия и даже столетия. Фактически истина находится  в постоянном развитии. Вместе  с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что,  все-таки остается наиболее надежным  критерием установления истины.

38. Девиантное поведение и его типы.

В реальности поведение людей  в обществе далеко не всегда соответствует  установленным социальным нормам и  даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся  поведении субъекта. Отклоняющимся (девиант-ным) называют такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение — это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и » приводить к положительным последствиям. От деви-антного поведения следует отличать эксцентричность, под которой понимают индивидуальные особенности поведения, не приносящие вреда общественным от- I ношениям (например, особенности характера, тем- I перамента).

 Однако в большинстве  случаев об отклоняющемся поведении  говорят как о негативном социальном  явлении, наносящем вред обществу. Оно может проявляться и у  отдельных людей (аморальный проступок), и в малых группах (семейные  конфликты), и в деятельности государственных  органов (коррупция, бюрократизм).

 Особую опасность представляет  делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Раз- I личные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступления. Преступлением называется общественно опасное уголовно противоправное виновное деяние, за которое предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе РФ.

 Вопрос о причинах  девиантного поведения не нашел однозначного решения в науке. В конце XIX в. довольно популярными были различные биологиза-торские объяснительные модели. Так, известный итальянский ученый Ч. Ломброзо объяснял склонность к преступлениям деградацией отдельного индивида до состояния, свойственного ранним стадиям человеческой эволюции. Для определения такой личности им было введено понятие «преступный человек», поведение которого объяснялось врожденными, биологическими особенностями. Наряду с такими трактовками девиации были сформулированы и иные объяснения. Известный французский социолог Э. Дюркгейм полагал, что объем негативного девиантного поведения резко возрастает в период кризисных ситуаций в развитии общества (революций, гражданских войн). В эти периоды социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения. Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей в обществе культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Современное обществознание исходит из плюралистической концепции причин возникновения отклоняющегося поведения индивида: в каждом конкретном случае ведущую роль могут сыграть и генетические отклонения, и сложные личные психологические обстоятельства, и внешние, т. е. существующие в обществе социальные явления и процессы. По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от общепринятых норм, общество применяет социальные санкции. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

39. Этнические общности. Межнациональные  отношения, этносоциальные конфликты, пути их решения.

Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру  общества составляют и исторически  сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Среди этнических общностей выделяют роды, племена, народности и нации. В  основе рода и племени лежат кровнородственные  связи. ^ Род — этническая группа, объединяющая людей по действительному  или предполагаемому родству, общности имущества и труда. Племя, как  правило, объединяло несколько родов. В основе народности лежит уже  общность территории. На этих стадиях  еще очень слаба общность языка, культуры и ментальности.

Нации являются наиболее развитыми  этническими образованиями, возникшими на основе языковой, территориальной, культурной, экономической и социально-психологической  общности. Они наиболее характерны для современного мира, в котором  существуют не менее двух тысяч различных  этносов. Характер национальных отношений  определяют две взаимосвязанные  тенденции — к дифференциации и к интеграции.

 Каждая нация стремится  к саморазвитию, к сохранению  национального своеобразия, языка,  культуры. С одной стороны, эти  стремления реализуются в процессе  их дифференциации, которая может  принимать форму борьбы за  национальное самоопределение и  создание самостоятельного национального  государства. С другой стороны,  саморазвитие наций в условиях  современного мира невозможно  без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными  ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов.  Тенденция к интеграции усиливается  в связи с необходимостью решения  глобальных проблем, стоящих перед  человечеством, с успехами научно-технической  революции. Эти две тенденции  взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

 Межнациональные отношения  — материя особенно тонкая. Нарушение  или ущемление национальных интересов,  дискриминация отдельных наций  порождают чрезвычайно сложные  проблемы и конфликты.

 В современном мире, в том числе и в России, существуют  межнациональные конфликты, вызванные  различными причинами. Это:

1) территориальные споры;

2) исторически возникшая  напряженность в отношениях между  народами;

3) политическая дискриминация,  проводимая господствующей нацией  в отношении малых наций и  народов;

4) попытки местных политических  элит использовать национальные  чувства в целях собственной  популярности;

5) стремление народов  к выходу из многонационального  государства и к созданию собственной  государственности .

 При решении межнациональных  конфликтов международное сообщество  исходит из приоритета государственной  целостности, нерушимости сложившихся  границ, недопустимости сепаратизма  и связанного с ним насилия.

 При решении межнациональных  конфликтов необходимо соблюдение  гуманистических принципов политики  в области национальных отношений,  таких как:

 • отказ от насилия  и принуждения;

 • поиск согласия  на основе консенсуса всех  участников;

 • признание прав  и свобод человека важнейшей  ценностью;

 • готовность к мирному  урегулированию спорных проблем.

40. Политическая система.

. Под политической системой  общества понимают совокупность  различных политических институтов, социально-политических общностей,  форм взаимодействий и взаимоотношений  между ними, в которых реализуется  политическая власть.

Функции политической системы  общества разнообразны:

1) определение целей, задач,  путей развития общества;

2) организация деятельности  общества по достижению поставленных  целей;

3) распределение материальных  и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных  интересов субъектов политического  процесса;

5) разработка и внедрение  в общество различных норм  поведения;

6) обеспечение стабильности  и безопасности общества;

7) политическая социализация  личности, приобщение людей к  политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

 Основаниями классификации  политических систем выступают,  как правило, политический режим,  характер и способ взаимодействия  власти, личности и общества. По  этим критериям все политические  системы могут быть разделены  на тоталитарные, авторитарные и демократические.

 Политическая наука  выделяет четыре основных элемента  политической системы, называемых  подсистемами: институциональную, коммуникативную,  нормативную и культурно-идеологическую.

 К институциональной  подсистеме относятся политические  организации (институты), среди которых  особое место занимает государство.  Из негосударственных организаций  большую роль в политической  жизни общества играют политические  партии и общественно-политические  движения. Все политические институты  можно условно разделить на  три группы. К первой группе  — собственно политическим —  относятся организации, непосредственной  целью которых является осуществление  власти или воздействие на  нее (государство, политические  партии и общественно-политические  движения).

 Ко второй группе — несобственно-политическим — относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной или культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"