Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 16:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

вопросы которые нужны.docx

— 145.11 Кб (Скачать файл)

 Норма (лат. погта — правило, образец) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

 Под социальными нормами  понимают общие правила и образцы  поведения людей в обществе, обусловленные  общественными отношениями и  являющиеся результатом сознательной  деятельности людей.

 Существуют различные  классификации социальных норм. Наиболее важной является разделение  социальных норм в зависимости  от особенностей их возникновения  и реализации. По данному основанию  выделяют пять разновидностей  социальных норм: нормы обычаев,  религиозные нормы, нормы морали, корпоративные нормы и правовые  нормы.

^ Нормы обычаев представляют  собой правила по-1 ведения, вошедшие  в привычку в результате их  многократного повторения. Реализация  обычных норм обеспечивается  силой привычки. Обычаи морально-1 го содержания называют нравами.  Разновидностью] обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы. Ритуалы представляют собой обычаи, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

 Под религиозными нормой  понимаются правила поведения,  содержащиеся в различных священных  книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных  норм обеспечивается внутренними  убеждениями людей и деятельностью  церкви.

^ Нормы морали — это  правила поведения, которые являются  производными от представлений  людей о добре и зле, о  справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Их реализация обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

^ Корпоративными нормами  называют внутренние правила  поведения, установленные организациями  для своих работников или общественными  объединениями — для своих  членов. Реализация этих норм  обеспечивается самими организациями  или объединениями.

^ Правовые нормы — это  правила поведения, установленные  или санкционированные государством, а иногда и непосредственно  народом. Реализация разовых норм  обеспечивается авторитетом и  принудительной силой государства.

 Все социальные нормы  представляют собой правила поведения  общего характера, т. е. рассчитаны I на многократное применение  и действуют непрерывно во  времени в отношении персонально  неопределенного круга лиц. Они  характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированностъ отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

 Социальные нормы составляют  один из элементов механизма  регуляции отношений индивида  и общества, который называется  социальным контролем. Под социальным, контролем, понимают систему предписаний,  запретов, убеждений, мер принуждения,  которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. При помощи социального контроля осуществляется целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Различают внешний и внутренний социальный контроль. Средствами первого выступают санкции. Они могут быть формальными (налагаются в соответствии с установленными правилами) и неформальными (проявляются в эмоционально окрашенном отношении окружающих), позитивными (поощрения) и негативными (направлены на пресечение нежелательного поведения).

 Важное место в механизме  социального контроля занимает  самоконтроль — самостоятельное  регулирование индивидом своего  поведения в соответствии с  социальными нормами.

32. Правовое государство.

Правовым государством называют такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует  в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

 Признаки правового  государства: 1) верховенство закона, «связанность» государства законом  — все государственные органы, должностные лица, общественные  объединения, граждане в своей  деятельности обязаны подчиняться  требовани- -ям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны: быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом, а также в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться   в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

 2) соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный  принцип разделения властей, создание  системы «сдержек и противовесов»,  взаимоограничение и взаимный  контроль друг за другом всех  ветвей власти;

4) взаимная ответственность  государства и гражданина —  за нарушение закона должна  обязательно последовать предусмотренная  законом мера ответственности,  не взирая при этом на личность  правонарушителя. Гарантией данного  принципа выступает независимый  суд.

 Предпосылками создания  и функционирования правового  государства являются:

1) производственные отношения,  основанные на многообразии форм  собственности, свободе предпринимательства.  Необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма  и парламентаризма, суверенитет  народа, предотвращение попыток  узурпации власти;

3) высокий уровень политического  и правового сознания людей,  политической культуры личности  и общества, понимание необходимости  сознательного участия в управлении  государственными и общественными  делами;

4) создание внутренне  единой и непротиворечивой системы  законодательства, которая только  и может обеспечить действительное  уважение закона (юридическая предпосылка);

5) важнейшая предпосылка  правового государства — это  гражданское общество, т. е. система  отношений между людьми, обеспечивающая  удовлетворение их неотъемлемых  прав и интересов на основе  самоуправления и свободы. Лишь  «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

33. Понятие власти.

Власть — это способность  и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность и поведение людей  с помощью каких-либо средств. Существенными  признаками отношений власти можно  считать:

1) наличие не менее  двух партнеров;

2) приказ, который является  выражением воли отдающего его  по отношению к тому, кем этот  приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы,  устанавливающие, что отдающий  приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной  в приказе.

 С одной стороны,  власть в обществе представляет  собой механизм, предназначенный  для сглаживания и урегулирования  социальных конфликтов (конфликтный  аспект власти), с другой —  организацию для достижения общих  целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во  власти, которая является необходимым  условием его функционирования  как социальной системы и поэтому  возникает вместе с ним.

 В первобытном обществе  власть носила непосредственно  общественный характер, поскольку  все основные вопросы решались  на родовых собраниях. Специального  же аппарата, который бы занимался  только управлением общественными  делами, в родовой организации  не было. Однако созывались родовые  собрания крайне редко. Их ход,  как правило, регулировался и  направлялся советом старейшин,  который разрешал споры, согласовывал  действия членов рода при проведении  сельскохозяйственных работ и  т. д. Постепенно первобытное  общество отошло от принципа  равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточилась в руках вождей, которыми становились мужчины, имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне: носили отличавшую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип влас ти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти.

Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей  в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность  влиять становится не межличностной (в  семье), не узкогрупповой (в отдельной  группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:

1) общественное разделение  между группой, осуществляющей  власть, и группами, в отношении  которых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение  в общественном масштабе.

 Политическая власть  обладает свойствами обязательности  и принудительности для всех  членов общества, правом узаконенного  применения силы по отношению  к ним.

 Политическая власть  подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, СМИ, общественным мнением и т. д.

^ Источники {или ресурсы)  власти — реальные и потенциальные  средства, которые используются  для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые. К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле; к социальным — систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информацию; к силовым — институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.).

 Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (лат. Ш^Штив — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером (1864— 1920) применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая — добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения М. Вебер выделял три типа легитимного господства.

 Традиционное господство  обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности  опирается на веру не только  в законность, но и в святость  издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую  силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

 Легальное (или рационально-легальное)  господство основывается на признании  добровольно установленных юридических  норм, регулирующих отношения власти. При таком типе егитимности законам подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

 Харизматическое господство (греч. спаг1зта — божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой и судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. В отличие от харизматического, традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

 Описанные выше типы  политического господства редко  встречаются в чистом виде: в  реальной политической практике  они переплетаются и взаимно  дополняют друг друга.

 Легитимность может  быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т. е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.

 Легитимность следует  отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти  в соответствующих государственных  актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял  в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща  и нелегитимной власти.

34. Мировоззрение. Ментальность.

Важным элементом духовного  мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную  реальность и место человека в  ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а  также обусловленные этими взглядами  убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного  мировоззрения выступают отдельные  люди, группы людей и общество в  целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение, например, средневекового человека так сильно отличается от современного. Однако мировоззрение людей, далее живущих в одном и том лее обществе, бывает различным. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"