2) интеграцию различных
социальных слоев, поддержание
целостности общества;
3) обеспечение дальнейшего
развития общества;
4) управление и руководство
общественными процессами, разрешение
конфликтов и противоречий;
5) политическую социализацию
личности (т. е. процесс освоения
индивидом социально-политических
знаний, норм, ценностей и навыков
деятельности, в результате которого
он принимает на себя определенную политическую
роль).
^ Субъекты политики —
это индивиды, социальные группы,
слои, организации, прямо или косвенно
участвующие в процессе реализации
политической власти или влияния
на нее. Субъектами политики
могут быть: а) социальные общности
(классы, нации и др.); б) различные
организации и объединения (государства,
партии, движения, церковь и т.
д.); в) политические элиты (привилегированные
группы, занимающие руководящие
позиции во властных структурах,
непосредственно участвующие в
принятии властных решений); г)
отдельные личности (в том числе
и политические лидеры).
^ Объекты политики (т. е.
общественные отношения, сферы
общественной жизни, на которые
направлена политика) разнообразны.
Внутренняя политика регулирует
отношения, возникающие по поводу
осуществления политической власти
внутри общества, а внешняя —
отношения между государствами
на международной арене. В свою
очередь, в зависимости от объектов,
на которые направлена внутренняя
политика, различают экономическую,
социальную, культурную, военную, экологическую
политику, политику в сфере образования,
здравоохранения и др.
25. Социальные группы.
Социальной группой (или
социальной общностью) называется одна
из основных форм объединения людей,
целью которого является удовлетворение
потребности индивидов в осуществлении
совместных, солидарных и скоординированных
действий. В самом широком смысле
понятие «социальная группа»
охватывает любое социальное объединение
— от семьи и группы сверстников
до общества данной страны и даже всего
человечества.
В группы людей объединяют
два типа связей: экспрессивные
и инструментальные. ^ Экспрессивные
связи — это социальные связи,
образующиеся, когда человек принимает
эмоциональное участие в проблемах
других людей и берет на
себя обязательства по отношению
к ним. Такие связи приносят
ощущения надежности, признания,
товарищества или любви. Инструментальные
связи — это социальные связи,
образующиеся в результате сотрудничества
индивидов для достижения какой-либо
цели.
В соответствии с
характером связей выделяют два
типа групп — первичные и
вторичные. ^ Первичная группа —
это два и более индивидов, имеющих
непосредственные, личные, тесные взаимоотношения
друг с другом. Здесь преобладают экспрессивные
связи. Вторичная группа объединяет двух
и более индивидов, участвующих в безличных
отношениях и собравшихся вместе для достижения
какой-либо общей практической цели. В
них превалирует инструментальный тип
связи: индивиды здесь не самоцель взаимного
общения, а средство достижения цели. Но
иногда отношения первичной группы вытекают
из отношений вторичной: между сослуживцами
возникают близкие взаимоотношения.
Социологи отличают
также внутренние и внешние
группы. Внутренней считается группа,
с которой индивид идентифицирует
себя и к которой он принадлежит.
Внешняя — это группа, с которой
индивид себя не идентифицирует
и к которой он не принадлежит.
Различия между двумя группами
подчеркиваются даже вербально
— с помощью местоимений «мы»
и «они».
Люди принадлежат к
множеству различных групп, каждая
из которых оказывает определенное
воздействие на наше поведение.
При формировании своих убеждений
и стандартов поведения мы
ориентируемся прежде всего на те общности,
чьи установки и действия воспринимаем
как достойные подражания. Для обозначения
этих общностей социология использует
понятие референтные группы, т. е. социальные
общности, на которые индивид ориентируется
при оценке и формировании своих взглядов,
чувств и действий. При этом референтной
может быть группа, к которой мы сами не
принадлежим.
Социальные группы
могут быть большими и малыми.
^ Большие социальные группы —
это устойчивые совокупности
значительного количества людей,
функционирующие в масштабах
общества в целом. Малые социальные
группы — относительно устойчивые,
небольшие по численности социальные
группы, члены которых находятся
между собой в постоянном непосредственном
личном общении и взаимодействии.
^ Социальными отношениями
называются отношения между различными
социальными группами и индивидами
внутри них, отличающиеся широтой,
устойчивостью и длительностью.
26. Общественная значимость и
личностный смысл образования.
Среди социальных институтов
современного общества образование
играет чрезвычайно важную роль, являясь
одной из основных отраслей человеческой
деятельности. Образование представляет
собой целенаправленную познавательную
деятельность людей по получению знаний,
умений и навыков, либо по их совершенствованию.
Если знания приобретаются индивидом
самостоятельно, без помощи других обучающих
лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования
является приобщение индивида
к достижениям человеческой цивилизации,
ретрансляция и сохранение ее
культурного достояния. В ходе
процесса обучения происходят
передача учащемуся накопленного
предшествующим поколением опыта
и подготовка его к самостоятельной
творческой деятельности в избранной
сфере занятий. От качества
образования, существующего в
конкретном обществе, во многом
зависят темпы его экономического
и политического развития, а также
его нравственное состояние.
Функции образования:
1) создание условий и
предпосылок для социальной мобильности
человека или социальной группы;
2)сохранение и ретранслирование
культурного достояния общества из поколения
в поколение.
Различают следующие
виды образования: начальное,
общее среднее, полное среднее,
среднее специальное, высшее, поствузовское
и дополнительное.
Основным институтом
современного образования является
школа. От других форм обучения
она отличается многообразием
подготовки учащихся, а также
особыми технологиями, используемыми
в процессе занятий. Выполняя
«заказ» общества, школа, наряду
с учебными заведениями иных
типов, осуществляет подготовку
квалифицированных кадров для
различных сфер человеческой
деятельности.
Стремительное развитие
науки и связанных с ней
производственных технологий поставило
на повестку дня вопрос о
реформировании как структуры, так и содержания
образования. Среди основных направлений
проводящейся образовательной реформы
можно выделить:
а) демократизацию системы
обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию
процесса образования;
в) компьютеризацию
процесса образования;
г) интернационализацию
процесса образования. В ходе
реализации этих направлений
реформы
предполагается:
1) видоизменить организацию
и технологию обучения, сделать
ученика полноценным субъектом
образовательного процесса. Сегодня
по-настоящему эффективной может
быть названа только такая
модель образования, в рамках
которой происходит отход от
авторитарного стиля поведения
педагога, снижение его роли в
качестве источника информации
и повышение роли обучаемого
в процессе освоения получаемой
им информации;
2) выработать новую систему
критериев эффективности результатов
образования. Ими должны стать
не только полученные обучаемым
знания, умения и навыки, но и уровень творческого
и нравственного развития его личности.
Это необходимо в свете глобальных проблем,
поставивших перед человечеством проблему
его выживаемости в XXI в.
Современное образование
является средством решения важнейших
проблем, стоящих не только
перед всем обществом, но и
перед отдельными индивидами. Это
один из важнейших этапов в
длительном процессе их социализации.
27. Социальная стратификация.
Под социальной (стратификационной)
структурой понимаются расслоение и иерархическая
организация различных слоев общества,
а также совокупность институтов и отношений
между ними. Термин «стратификация» ведет
свое происхождение от латинского слова
81га1;ит — «слой, пласт». Страты представляют
собой большие группы людей, отличающихся
по своему положению в социальной структуре
общества.
Исторически стратификация,
т. е. неравенство в доходах,
власти, престиже и т. д., возникает
с зарождением человеческого
общества. С появлением первых
государств она ужесточается, а
затем, в процессе развития
общества (прежде всего европейского),
постепенно смягчается.
В социологии известны
четыре основных типа социальной
стратификации — рабство, касты,
сословия и классы. Первые три
характеризуют закрытые общества,
а последний тип — открытые.
Первой системой социальной
стратификации является рабство,
возникшее еще в древности
и в некоторых отсталых регионах
сохраняющееся до сих пор. Различают
две формы рабства: патриархальное,
при котором раб обладает всеми
правами младшего члена семьи,
и классическое, при котором раб
не имеет никаких прав и
считается собственностью хозяина
(говорящим орудием труда). Рабство
было основано на прямом насилии,
а социальные группы в эпоху
рабовладения выделялись по наличию
или отсутствию у них гражданских
прав.
Второй системой социальной
стратификации сле-1 дует признать
кастовый строй. Кастой называют]
такую социальную группу (страту),
членство в кото-] рой передается
человеку только по рождению. Пере-^ ход
человека из одной касты в другую при жизни
невозможен — для этого ему необходимо
родиться» еще раз. Классическим примером
кастового обществ^ является Индия. Там
существуют четыре основные! касты, произошедшие,
согласно легенде, из различных частей
бога Брахмы: а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины; в) вайшьи — куп-1 цы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимают
так называемые неприкасаемые, которые
не входят ни в одну касту] и занимают низшую
позицию.
Следующую систему
стратификации составляют! сословия.
Сословие — это группа людей, которая
обладает закрепленными в законе или обычае
правами и обязанностями, передаваемыми
по наследству.] Обычно в обществе существуют
привилегированные! и непривилегированные
сословия. Например, в За-1 падной Европе
к первой группе относили дворянство и
духовенство (во Франции их так и называли
—I первое сословие и второе сословие),
ко второй — ремесленников, купцов и крестьян.
В России до 1917 г., кроме привилегированных
(дворянство, духовенство) и непривилегированных
(крестьянство), существовали и полупривилегированные
сословия' (например, казачество).
Наконец, еще одной
стратификационной системой является
классовая. Наиболее полное определение
классов в научной литературе было дано
В. И. Лениным: «Классами называются большие
группы людей, различающиеся по их месту
в исторически определенной системе общественного
производства, по их отношению (большей
частью за-| крепленному и оформленному
в законах) к средствам производства, по
их роли в общественной организации труда,
а следовательно, по способам по-1 лучения
и размерам той доли общественного богатст-|
ва, которой они располагают». Классовый
подход нередко противопоставляют стратификационному,
хотя на самом деле классовое членение
есть лишь частный случай социальной стратификации.
В зависимости от
исторического периода в обществе
выделяют в качестве основных
следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и феодально-зависимых
крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) так называемый
средний класс.
Поскольку всякая социальная
структура представляет собой
совокупность всех функционирующих
социальных общностей, взятых
в их взаимодействии, в ней
могут быть выделены следующие
элементы:
• этническая структура
(род, племя, народность, нация);
• демографическая
структура (выделение групп производится
по возрасту и полу);
• поселенческая структура
(городские жители, сельские жители
и т. д.);
• классовая структура (буржуазия,
пролетариат, крестьяне и т. д.);
• профессионально-образовательная
структура.
В самом общем виде
в современном обществе можно
выделить три стратификационных
уровня: высший, средний и низший. В экономически
развитых странах второй уровень является
преобладающим, придавая обществу известную
стабильность. В свою очередь внутри каждого
уровня находится также иерархически
упорядоченная совокупность различных
социальных слоев.
28.Наука. Естественные и социально-гуманитарные
науки.
Сегодня, в век научно-технического
прогресса, человечество особенно ясно
осознает место и значимость науки
в своей жизни. В современном
обществе все большее внимание уделяется
проведению научных исследований в
самых различных областях познания,
получению новых данных об окружающем
мире, созданию новых технологий производства
материальных благ.
Наукой принято называть
теоретические систематизированные
взгляды на окружающий мир, воспроизводящие
его существенные стороны в абстрактно-логической
форме и основанные на данных научных
исследований. Родиной науки в
Европе считается Древняя Греция,
жители которой первыми поняли, что
окружающий человека мир вовсе не
таков, каким он представляется людям,
изучающим его только при помощи
методов чувственного познания. Греки
первыми совершили переход от ступени
чувственного познания к абстрактному,
от познания основных фактов окружающего
мира к познанию его законов. В эпоху Средневековья
наука попала в зависимость от теологии,
и ее развитие существенно замедлилось.
Однако постепенно наука ничанает оказывать
все более важное влияние на жизнь общества.
С XVII в 1 и Европе идет процесс оформления
науки в качестве! общественного института:
создаются научные общества и академии,
издаются научные журналы, а в! XIX в. появляется
и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX
вв. возникают и новые формы организации
науки: научные лаборатории и институты,
исследовательские центры. Примерно с
этого же времени наука начинает оказывать
огромное влияние на развитие производства,
становясь его особым видом — духовным
производством.