Международные акты
о правах человека определяют
механизмы их защиты. По общему
правилу приоритет в обеспечении
правового статуса личности всегда
принадлежит национальному законодательству.
Все иные — наднациональные
— системы защиты прав человека
носят субсидиарный, т. е. дополнительный,
характер. Это означает, что частное
лицо, ставшее жертвой нарушения
прав человека, может обратиться
в международные инстанции лишь
в том случае, если все внутригосударственные
средства правовой защиты им
уже исчерпаны и не привели
к удовлетворяющему его результату.
При этом оно имеет право свободно выбирать
между различными международными контрольными
органами на региональном и универсальном
уровнях, помня, однако, о том, что, как
правило, международные документы исключают
подачу жалобы одновременно в несколько
международных инстанций, занимающихся
расследованием конкретных случаев нарушения
прав человека в целях избежания двойной
работы.
Наиболее важным из
существующих механизмов защиты
прав человека является процедура,
созданная в рамках Европейской
конвенции о защите прав человека
и основных свобод (протокол №
11 к Конвенции). Дела о нарушении
прав человека рассматриваются
в Европейском суде по правам
человека. Обращаться в него могут
как отдельные лица, так и неправительственные
организации. Для того чтобы
жалоба была принята к рассмотрению,
должны быть исчерпаны все
доступные средства внутригосударственной
защиты и истечь 6-месячный срок
после принятия решения на
национальном уровне. Не принимаются
к производству анонимные жалобы,
а также те жалобы, которые
уже расследовались или же
рассматривались в соответствии
с другой процедурой международного
разбирательства. Решения, принимаемые
судом, обязательны для исполнения
государствами — участниками
Европейской конвенции. За их
осуществлением наблюдает Комитет
министров Совета Европы. В случае
необходимости Европейский суд
может обязать государство скорректировать
свое законодательство и практику
его применения. Любое государство,
вступающее отныне в Совет Европы, должно
не только присоединиться к этой Европейской
конвенции, но и внести в свое законодательство
необходимые изменения, вытекающие из
решений, принятых Европейским судом по
правам человека.
Из национальных механизмов
защиты прав и законных интересов граждан
от произвола государственных органов
управления и злоупотребления властью
со стороны чиновников особое место занимает
институт омбудсмена — уполномоченного
по правам человека, или, как он еще именуется
в других странах, парламентского комиссара
(Великобритания), народного защитника
(Австрия), медиатора (Франция) и т. д. Созданный
впервые в начале XIX в. в Швеции (1809) институт
омбудсмена в период после Второй мировой
войны получил широкое распространение
в европейских странах (в 1992 г. он появился
в системе органов Европейского союза)
и других регионах мира. Особая популярность
и авторитет данного института объясняются
многими демократическими чертами, характеризующими
его статус:
• независимым положением
в системе государственных органов;
• несменяемостью в
течение всего срока полномочий
парламента, которым он назначается;
• правом законодательной
инициативы;
• открытостью и
доступностью для всех граждан,
нуждающихся в защите своих
прав и свобод;
• бесплатным оказанием
помощи гражданам и т. д.
Россия, провозгласившая
себя правовым государством, последовала
опыту развитых демократий и
закрепила в Конституции РФ
должность Уполномоченного по
правам человека.
16 апреля 1996 г. Государственная
Дума РФ приняла Федеральный
конституционный закон «Об Уполномоченном
по правам человека в Российской
Федерации». Закон определяет порядок
назначения на должность и
освобождения от должности Уполномоченного
по правам человека, его компетенцию,
организационные формы и условия
его деятельности. Как сказано
в Законе, должность Уполномоченного
по правам человека учреждается
в целях обеспечения гарантий
государственной защиты конституционных
прав и свобод граждан, их
соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления
и должностными лицами.
50. Государство, его функции.
. Государство — важнейший
институт политической системы
общества. В политической науке
до сих пор нет единого мнения
по вопросу об определении
понятия «государство». Различные
теории выдвигают на первый
план какой-то один из аспектов
социальной сущности государства:
либо служение общему благу,
интересам общества и личности,
либо организованное принуждение,
подавление эксплуататорскими классами
выступлений эксплуатируемых. Наиболее
распространенным является представление
о государстве как о политико-территориальной
суверенной организации власти
в обществе, располагающей специальным
аппаратом для осуществления
своих функций и способной
делать свои веления обязательными
для населения всей страны. Государство
выступает как политическая, структурная
и территориальная организация
общества, как его своеобразная
внешняя оболочка. Поэтому, когда
речь идет о государстве, надо
иметь в виду не столько
государство как особый аппарат,
своеобразную «машину», сколько
государственно-организованное общество
(или, иначе, политике-, территориально
структурно-организованную форму общества).
Признаками государства,
отличающими его от других
политических организаций современного
общества (политических партий, профсоюзов
и др.), I являются:
1) суверенитет (т. е.
полновластие государства внутри
страны и его независимость
на международной арене);
2) монополия на правотворчество
(только государство может издавать
нормативно-правовые акты, ' обязательные
для исполнения всем населением
страны);
3) монополия на легальное
применение насилия. Функциями
государства называются основные
направления его деятельности, выражающие
сущность государства и соответствующие
главным задачам определенного
исторического этапа развития. ,
По объекту воздействия функции государства
могут быть разделены на внутренние и
внешние. К внуренним относятся: экономические
(координация экономических процессов,
а иногда и управление экономикой); социальные
(организация системы социального обеспечения);
культурные (формирование условий для
удовлетворения духовных потребностей
населения); охранительные (поддержание
стабильности существующих общественных
отношений, охрана прав и свобод человека,
охрана правопорядка). Среди внешних функций
можно выделить осуществление международного
сотрудничества и организацию обороны
государства.
Попытки превратить
государство во всеобъемлющую
систему, полностью контролирующую
жизнь общества, ведут к установлению
тоталитарных диктатур, порабощению
личности всесильным государством.
Поэтому в демократических обществах
в руках государства должны оставаться
лишь деятельность по охране основ существующего
порядка, защита прав и свобод личности.
Государство уступает многие свои функции
самоуправляющемуся и самоорганизующемуся
гражданскому обществу, «уходя» из экономики,
социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических
и воспитательных функций. Но в кризисные
моменты развития страны (например, в годы
экономического спада, во время общественных
беспорядков и волнений) государство должно
прийти на помощь, оказав стабилизирующее
внешнее воздействие на общественные
отношения.